Понятие социальной перцепции, психологические механизмы. Процесс м/л восприятия.

Социальная перцепция – это процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Это процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, который формируется в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку. Особенности социальной перцепции: - предметность; - константность; - осмысленность; - субъективность; - неадекватность; - эмоциональность.

4 основных признака, кот.влияют при восприятии людей: яркость, громкость, движение, новизна. Впечатление о человеке быстро переходит в суждение и мы начинаем мыслить в категориях личных черт. Когда фрагмент поведения сразу ведет к формированию хар-ки личности – это есть атрибуция, т.е. переход от воспри-я внешних наблюдаемых проявлений к личным чертам. На основе единичного, часто случайного факта мы склонны соста-ть суждения о личности в целом и составлять программу взаимоотношений с этой личностью. (Эксперимент отбор на работу «черных» и «белых» претендентов.

Основные механ-мы осознания себя ч/з др - идентификация и рефлексия. Идентификация -уподобление себя др. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях вз/д-ия, когда предположение о внутр состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Она также определяется как особый способ понимания др ч-ка. Рефлексия -осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений др др, глубокое, последовательное вз/отражение, содержанием кот явл-ся воспроизведение внутр мира партнера по вз/д-ию.

Механизмы: Эффект ореола – тенденция преувеличивать однородность личности, партнера. Мы высказываем суждение об одном качестве и распространяем его на всю личность. Схемы запуска ореола: а) неравенство партнеров по значимому для воспринимающего качеству; б) привлекательность партнера, если он нам нравится, то мы видим только положительные качества; в) отношение к нам – если к нам хорошо относятся, то человек хороший. Если действует хоть одна схема, то запускается эффект ореола, и мы воспринимаем человека неадекватно. Механизм проецирования – перенесение своих состояний и личностных черт на партнера. Закономерности переноса: а) проецируются качества, которые присущи личности и ей не приятны – защитная проекция (характеризуется неосознанностью); б) приятному человеку приписываются свои достоинства – атрибутивная проекция. Эффект снисходительности – положительная установка на другого человека. Идентификация – восприятие другого человека через стремление поставить себя на его место. 2 уровня идентификации: 1) эмоциональный уровень; 2) логический – понимание хода мыслей, проблемы человека. Житейские обобщения – понимание другого человека через собственный жизненный опыт. Жизненный опыт не полный, ограниченный, не отделены случайные черты от существенных, часто неотрефлексирован, преобладают черты внешнего вида и физического облика. Исследовал Олпорт и показал, что житейские обобщения активизируются при первом впечатлении. Соотнесение с эталоном: эталон – это нравственные, эстетические требования, сформированные под влиянием общества, и имеющие оценочный характер. Это своеобразная мерка, которую мы прикладываем к людям. Стереотипы – это упрощенное, устойчивое, стандартизованное представление о человеке определенной социальной группы. Стереотипизация – механизм приписывания личности определенных качеств, соответствующих определенной группе. Эмпатия – эмоциональное чувствование или сопереживание. Имеет несколько уровней: а) представлена эмоциональным компонентом – происходит сопереживание эмоционально-чувственному состоянию человека. Здесь она импульсивна, спонтанна, непосредственна; б) эмоциональный + когнитивный компонент – происходит процесс логического понимания состояния другого человека. Установка (соц-я) – это механизм, который запускает соц-ю перцепцию. В установке есть 3 компонента: Эмоциональный; Когнитивный; Поведенческий (волевой). Если механизм установки срабатывает, то срабатывает и стереотип, эталон. Аттракция (привлекательность) – это вид установки, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция характеризует эмоциональное, аффективное, чувственное отношение к другому человеку. Возникает при первом впечатлении, изменить затем этот вид установки сложно. Механизм интерпретации – направлен на приобретение смысловой определенности. При интерпретации происходит осмысление в разных формах. Каузальная атрибуция – приписывание причин какому-либо событию. Бывает личностной, объектной, ситуативной (обстоятельственной). Рефлексия и саморефлексия. Интуиция.





50. Эффективность общения. Критерии и факторы эффективности общения. Компетентность в общении.Критерии эффективности, средства и способы, необходимые для формирования эффективного межличностного общения могут определяться: 1.Достижением целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт, психологическая близость, доверительные отношения); 2.Удовлетворенностью (удовлетворенность самим процессом общения, когда в ходе общения не возникает чувства досады, длительных пауз и т.д.);

3. Отсутствием трудностей (напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и т.д.).

Таким образом, психологическим показателем эффективности общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.

Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей. Успешность общения развивается с возрастом, по мере приобретения и расширения круга социальных умений, роста доверия к себе и своим возможностям.

Факторы эффективности общения: 1.Общительность: В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение. 2.Контактность: это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами. 3.Коммуникативная совместимость: это частный вид совместимости, который возникает на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта. 4.Адаптивность: готовность к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включенности в социальные связи, следовании социальным нормам. 5.Стиль общения: это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов. 6.Мужской и женский стиль общения: формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов. Мужской стиль общения более активный и предметный и одновременно более соревновательный и конфликтный. Женский ориентирован на партнерство и взаимозависимость, свободнее выражают свои чувства и эмоции.

Компетентность: 1) ситуационная; 2) личностная (потребности и мотивы); 3) социальная ( знание культурных традиций, обычаев, этикета); 4) коммуникативная (умение организовать общение, обратная связь).

Наши рекомендации