Раздел 1 Введение в психологию развития

1. Предмет исследования возрастной психологии:

A) возрастная динамика психических процессов;

B) Б) онтогенез высших психических функций;

C) особенности каждого возраста;

D) Г) изучение ребенка на разных стадиях его развития.

2. Основной задачей возрастной психологии является:

A)научное обоснование возрастных норм психического развития;
Б) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в

разные периоды его жизни;

B)разработка периодизаций психического развития;
Г) все ответы верны.

3. Какое из ниже перечисленных понятий лежит в основе метода
формирующего эксперимента?

A) обучаемость;

Б) зона ближайшего развития;

B) поэтапное формирование умственных действий;

Г) помощь взрослого.

4. Как связаны возраст испытуемых и интервалы между отдель­
ными сеансами наблюдения?

A) чем старше испытуемые, тем чаще планируются наблюдения; Б) чем младше испытуемые, тем реже планируются наблюдения;

B) чем младше испытуемые, тем чаще планируются наблюдения; Г) частота наблюдений не зависит от возраста.

C)

5. Как называется методика одномоментного обследования
большого количества людей?

A) наблюдение; Б) анкетирование;

B) мониторинг; Г) скрининг.

Задание 6 .В. Штерн был автором теории, утверждающей, что процесс детского развития предопределяет:

А) наследственная одаренность

Б) окружающая среда

В) конвергенция этих двух факторов.

Задание 7. К факторам психического развития не относится:

А) наследственность

Б) среда.

Задание 8.
1. Основу теоретической концепции З.Фрейда составляют открытие:
а) бессознательного и сексуального начала
б) стадий развития личности
в) психоанализа
г) стадий развития интеллекта

Задание 9В понимании З.Фрейда бессознательное характеризуется:

1.Пассивностью, противоречивостью, заданностью во времени, заменой психической реальности физической реальностью.

2.Активностью, отсутствием противоречий, вневременностью, заменой физической реальности психической реальностью.

3.Нейтральностью, противоречивостью, вневременностью, отсутствием какой-либо реальности.


Задание 10. Конфликт, возникающий между структурными компонентами психики, разрешается с помощью:
а) "Оно"
б) "Я"
в) "Сверх - Я"
г) всего перечисленного

Задание 11 .Чувство устойчивости, непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития – это:
а) «Эдипов комплекс»
б) групповая идентичность
в) эго-идентичность
г) защитный механизм личности


Задание 12.Идея о том, что для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, принадлежит:
а) 3. Фрейду,
б) Э. Эриксону,
в) Ж. Пиаже ,
г) В. Штерну .

Задание 13. Характеристика, которую З.Фрейд в своей теории психосексуального развития дал подростковому возрасту:
а) чувственной зоной наслаждений является рот,
б) формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой ,
в) дружат со сверстниками одного с ними пола и сосредоточены на приобретении знаний и умений,
г) ощущают сильное, хотя и бессознательное, влечение к родителю противоположного пола.

Задание 14
1. Составить таблицу периодизации жизненного пути по Э.Эриксону, которая включает:

1) название этапа и его продолжительность;

2) задача развития;

3) проблема (вопрос) развития;

4) полюса развития;

5) социальное пространство;

6) положительное в развитии;

7) отрицательное в развитии;

8) социально-ценные качества личности.

Задание 15

По мнению Э.Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в:
а) осуществлении телесных потребностей ,
б) проявлении инстинктов,
в) социальной организации общества ,
г) всем вышеперечисленном .

Задание 16.Основная задача развития, стоящая перед человеком на этапе юности с точки зрения Э.Эриксона – достижение …
а) генеративности
б) карьерного роста
в) идентичности и близости
г) целостности

Задание 17.В периодизации Э.Эриксона стадии старости соответствует следующий психосоциальный исход:
а) генеративность или стагнация
б) идентичность или смешение ролей
в) целостность Эго или отчаяние
г) близость или изоляция.

Задание 18. Выберите правильный ответ и докажите истинность утверждения.

Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью;

г) как результат взаимодействий между людьми.

Задание 19. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Ниже предложены точки зрения, отражающие гуманистическиетеории, психодинамический и когнитивный подходы, мнение бихевиористов. Укажите, какое определение принадлежит следующим направлениям.

1. По мнению … личность скорее является результатом взаимодействия человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

2. … подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.

3. … подход акцентирует роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.

4. Представители … подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самовыражению на протяжении всей жизни и стремление к самореализации через совершаемые человеком выборы.

Задание 20. Выписать понятия, используемые в концепции Ж. Пиаже (не менее 20) и составить их них кроссворд.

Задание 21. Одним из понятий в концепции Ж.Пиаже является:
а) эго-идентичность
б) схема действий
в) новообразование
г) либидо


Задание 22. С точки зрения Ж. Пиаже дети познают окружающий мир через восприятие предметов и действия с ними на стадии:
а) формальных операций
б) сенсомоторного интеллекта
в) конкретных операций .

Задание 23 . Экспериментально-генетический метод исследования использовал:
а) 3. Фрейд
б) Э. Эриксон
в) Л.С. Выготский
г) Ж Пиаже .

Раздел 2. Общие вопросы психологии развития

Задание1.Понятие "развитие" это:
а) процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции
б) закономерное изменение психических процессов времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоение каких-либо норм, способов поведения


Задание2. Признаки развития (выбрать лишнее):
а) дифференциация
б) количественное нарастание изначально заданных качеств
в) появление новых сторон, элементов в самом развитии
г) перестройка связей между сторонами объекта


Задание 3. Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат - это тип развития называется:
а) непреформированным
б) преформированным
в) эволюционным
г) революционным


Задание 4. Формирование психических структур в течение жизни данного индивида это:
а) онтогенез
б) филогенез
в) эпигенез
г) антропогенез


Задание 5. Развитие психики:
а) имеет сложную организацию во времени (цикличность)
б) это цепь процессов эволюции
в) происходит равномерно и последовательно
г) есть цепь количественных изменений


Задание 6. Процесс развития психики детерминирован не:
а) снизу, а сверху той формой деятельности, которая существует в обществе
б) сверху той формой деятельности, которая существует в обществе, а снизу тем природным потенциалом, который существует у каждого человека.

Задание 1.Процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур (перенос изнутри вовне) – это:
а) интериоризация
б) экстериоризация

Задание 7. Предметом культурно-исторической концепции

Л.С. Выготского является:
а) глубинные чувства и переживание
б) поведение человека
в) интеллектуальные структуры
г) сознание


Задание 8.К высшим психическим функциям относится:
а) восприятие
б) ощущение
в) логическое мышление
г) внимание


Задание 9. Признаки высших психических функций (выбрать лишнее):
а) опосредованность
б) осознанность
в) интегративность
г) системность


Задание 10. Закон развития высших психических функций:
а) возникают сначала как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь в последствии становятся индивидуальными функциями самого ребенка,
б) возникают сначала как форма индивидуального поведения ребенка, и лишь в последствии становятся коллективными формами поведения ребенка,

в) формой сотрудничества с другими людьми.


Задание 11.Отечественные ученые рассматривают соотношение процессов обучение и развития как:
а) обучение – чисто внешний процесс, оно не участвует в развитии
б) обучение ничего не меняет в развитии
в) это тождественные процессы
г) обучение - не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой развитие


Задание 12. Идея о том, что присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер, принадлежит:
а) Л.С. Выготскому
б) Д.Б. Эльконину
в) С.Л. Рубинштейну
г) П.Я. Гальперину


Задание 13. Закон чередования кризисных и стабильных возрастов был открыт:
а) Л.С. Выготским
б) Д.Б. Элькониным
в) С.Л. Рубинштейном
г) Л.И. Божович .

Задание 14. А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности:
а) в ней происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития
б) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности
в) в ней перестраиваются основные психические процессы
г) в ней изменяются отношения ребенка с окружающей действительностью.


Задание 15. Два парадокса детства были сформулированы:
а) Выготским Л.С.
б) Леонтьевым А.Н.
в) Элькониным Д.Б.
г) Гальпериным П.Я.

Наши рекомендации