Дореволюционный период развития возрастной психологии в России

Q Становление русской возрастной психологии (середина 50-х — начало 70-х гг. XIX в.) □ Развитие отечественной возра­стной психологии в конце XIX в. □ Развитие возрастной психо­логии в начале XX в.

Становление русской возрастной психологии (середина 50-х — начало 70-х гг. XIX в)

Оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека начинается в середине XIX в. В это время в Рос­сии была проведена крестьянская реформа. Отмена крепостного права существенно повлияла на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех лю­дей, о достоинстве личности человека, о необходимости гуманного отношения друг к другу. С этого момента в стране началось разви­тие различных форм общественной и культурной жизни, разработ­ка новых отраслей науки. Существенные изменения произошли в области психолого-педагоги чес кой мысли.

В России стал заметно расти выпуск книг по проблемам обу­чения, воспитания, детского развития. В этот период появились первые педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учи­тель», «Русский педагогический вестник*, «Семья и школа», «Пе­дагогический вестник», «Воспитание и обучение». На их страницах широко обсуждались теоретические вопросы воспитания и обуче­ния. Именно в ходе обсуждения актуальных педагогических про­блем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, сформулирована мысль о необходимос­ти систематического изучения внутреннего мира ребенка.

На становление отечественной психологии развития оказало влияние общее состояние научной и педагогической мысли. Рас­пространение генетического принципа в науке создало возмож­ность изучения основных ступеней развития человека начиная с раннего детства. Изучение детства привлекло особое внимание ис­следователей по целому ряду причин: описывая процесс психичес-

кого развития человека в первые годы жизни, ученые пытались по­нять тенденции его биологического и социального созревания, ис­торию его умственного развития, разобраться в психологии взрос­лого человека.

Особые надежды на познание детства возлагала педагогичес­кая общественность. Было признано, что без знания закономерно­стей детского развития невозможно совершенствовать педагогиче­скую практику. Проблемы образования в стране обсуждали не только педагоги и ученые, но и литераторы, общественные деяте­ли. Вопросы обучения и воспитания получали широкий общест­венный резонанс. Достаточно сослаться на один пример: именно в этот период Л.Н.Толстой основал свою школу в Ясной Поляне и занялся анализом проблем образования.'В ходе обсуждения целей, задач, средств и форм обучения и воспитания подрастающих поко­лений были сформулированы принципиальные проблемы и поло­жения, определившие становление возрастной психологии как са­мостоятельной научной дисциплины.У



Н.И.Пирогов (1810-1881) — русский анатом, хи­рург, педагог, обществен­ный деятель; основопо­ложник военно-полевой хирургии и анатомо-экс-периментальных направ­лений в хирургии. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию институтов и всеобщее начальное обра­зование.

В качестве наиболее важных проблем психолого-педагогичес­кой науки были выделены следующие: получает ли человек при рождении в готовом виде способности познавать окружающий мир, желать, чувствовать и действовать; каковы факторы, влияю­щие на общее психическое развитие; одинаковы ли закономернос­ти развития всех людей и какое значение они имеют для организа­ции обучения и воспитания. Без изучения закономерностей психи­ческого развития ребенка нельзя было ответить на эти вопросы. Психологическое знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Наибольший вклад в решение обозначенных про­блем внесли выдающиеся теоретики отечественной педагогики Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Н.Х.Вес-сель, П.Д.Юркевич.

Заметной вехой в становлении пси­холого-педагогической науки в России явилась статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни» (1856). Целью педагогики в ней определено воспитание в человеке Чело­века, которое становится возможным на основе изучения законов его развития.

Н.И.Пирогов настаивал на своеоб­разии детской психологии, ее отличии от психологии взрослого, на необходи­мости изучения ребенка начиная с само­го раннего возраста. Процесс воспита-





Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Дореволюционный период развития возрастной психологии в России - student2.ru Дореволюционный период развития возрастной психологии в России - student2.ru Дореволюционный период развития возрастной психологии в России - student2.ru ния должен строиться на безусловном уважении личности каждого ребенка, исходить из признания его индивидуальности.

Основоположником отечественной психолого-педагогичес­кой науки по праву считается К.Д.Ушинский. Положение о необхо­димости всестороннего познания человека для целей его воспита­ния «во всех отношениях» является ключевым для научного твор­чества выдающегося педагога. Достойным образцом такого изуче­ния является его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт пе­дагогической антропологии», излагающий физиологические и психологические законы развития человека в их приложении к за­дачам воспитания. При написании работы К.Д.Ушинский исполь­зовал и развил достижения мировой психологической мысли. Этот труд оказал огромное влияние на последующее развитие психоло­го-педагогической науки в России.

К.Д.Ушинский полагал, что психическое развитие ребенка имеет свои закономерности. Согласно его представлениям, челове­ческой природе свойственны два внутренних свойства — стремле­ние к деятельности и стремление к совершенству. Стремление к де­ятельности есть основа всех человеческих действий и свершений. Стремление к совершенству составляет предпосылку нравственно­го воспитания человека. Внутренние свойства составляют предпо­сылки воспитания: на что будет направлена деятельность человека и к какому идеалу он будет стремиться, зависит от общественных условий его жизни. Возможности воспитания велики, но его цели достижимы в том случае, если его средства будут соответствовать природе человека.

Серьезную попытку изучения сущности воспитания и обуче­ния, обоснования единства и различий этих процессов законами

._____________ _____ психического развития предпринял

Н.Х.Вессель (1837-1906) — русский психолог. Раз­рабатывал проблемы пси­хологического обоснова­ния процессов обучения и воспитания.

Н.Х.Вессель. Развитие человека он пони­мал как диалектику внутренних («субъ­ектных») и внешних («объектных») свойств: развитие определяется внутрен­ними природными задатками и внеш­ним окружающим миром, поставляю­щим материал для процесса развития.

Природные данные и характер воспитания определяют психоло­гию человека. Педагогические воздействия имеют два ориентира: одни из них обращены на ребенка (субъекта), другие — на внешний мир (объект). Отсюда Н.Х.Вессель делает вывод о том, что обуче­ние связано с объективной стороной развития, а воспитание — с субъективной.

Различна и направленность педагогических воздействий: обу-чение _ на развитие разумной стороны человека, а воспитание — на формирование желательной и эмоциональной его сторон. Раз­личен и характер воздействия обучения и воспитания: обучение имеет свои границы, а воспитание безгранично. Единство этих процессов состоит в единстве их цели — всестороннее развитие способностей индивида. При этом закономерности развития для всех людей одинаковы, но их проявления у каждого человека инди­видуальны.

ПД.Юркевич (1826-1874) — украинский религиоз­ный философ, разрабаты­вал проблемы христиан­ской антропологии (уче­ние о «сердце» как духов­ном средоточии челове­ка).

П.Д.Юркевич изучал психологичес­кие проблемы построения содержания и форм школьного обучения, методов преподавания отдельных дисциплин. Конкретные проблемы обучения (под­готовка ребенка к школе, формы и мето­ды школьного обучения, обучение род­ному языку и т.д.) анализировались им через призму возрастных возможностей

усвоения знаний, единства рациональной и эмоциональной сторон познания, с учетом роли внутренней активности и побуждений ре­бенка.

В заключение отметим гуманистический характер психолого-пе­дагогических воззрении выдающихся теоретиков середины XIX в. Эти взгляды пронизаны верой в человека, в возможности его разви­тия и самосовершенствования.Разработанные ими положения со­ставили теоретическую основу нового этапа в развитии психоло­гической науки, определили основные направления исследований в области изучения и воспитания ребенка в последующие десяти­летия.

Наши рекомендации