Обязанности старосты группы практикантов

Староста группы назначается персональным руководителем и является его непосредственным помощником.

1. Староста группы предоставляет индивидуальному руководителю график работы всех практикантов в их группах.

2. Информирует студентов об указаниях администрации учреждения, психологов и персонального руководителя.

3. Своевременно выполняет поручения руководителя практики.

4. Выступает на итоговый конференции с обобщением мнения студентов своей группы о практике в данном учреждении.

Подведение итогов практики и защита отчета

1. Бакалавры, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

2. Бакалавры, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Итоги педагогической практики обсуждаются на конференции при участии методистов и руководителей педагогической практики. На конференции, кроме вышеуказан­ной документации, бакалавры представляют наглядные пособия, газеты, бюлле­тени, слайд-презентации и т. п., изготовленные ими в период практики.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Правила оформления отчета по психодиагностике

Письменный отчет по психодиагностике включает:

1. Программу психодиагностического обследования, содержащую название темы выполненной психодиагностической работы, цели и задачи, психодиагностическую гипотезу, описание комплекса диагностического средств (включая карту наблюдений и перечень вопросов к беседе).

2.Оригиналы протоколов обследования

3.Сводные таблицы результатов обследования с их описанием и их интерпретацией

4.Психологические заключения (форма и количество заключений уточняется с руководителем практики)

5.Отчет о консультации по результатам психодиагностического обследования с указанием адресата консультации

6.Самоотчет (дневник практики).

Задания по психодиагностике

1. Провести предварительную беседу с заказчиком с целью «распакетирования» психодиагностической проблемы.

2. Сформулировать психодиагностическую гипотезу.

3. Подобрать комплекс диагностических средств, позволяющих максимально адекватно реализовывать цели и задачи диагностического обследования.

4. Составить программу психодиагностического обследования.

5. Провести психодиагностическое обследование.

6. Обработать и проинтерпретировать эмпирический материал, полученный в ходе диагностического обследования.

7. Составить психодиагностические заключения.

8. Провести консультацию по результатам обследования.

Приложение 2

Методики исследования

Анализ продуктов деятельности учащихся как метод психологического

Исследования

Цель: Выработать у студентов навык анализа продуктов деятельности учащихся с целью изучения их психологических особенностей.

Методические указания к заданию

К продуктам деятельности относятся предметные или знаковые результаты умственной или физической активности учащихся. Построенные в мастерской или дома модели механизмов, нарисованные картинки или составленные диаграммы, написанные сочинения или письма, дневник, состояние учебников, ведение школьного дневника и учебных тетрадей – все это продукты деятельности. В продукты деятельности «вкладываются», а следовательно в них отражаются особенности мышления, воображения, умения и навыки, черты характера. Точных критериев анализа многообразных продуктов деятельности учащихся разных возрастов нет. Критерии подвижны и относительны.

Программа анализа дневника, тетрадей, учебников.

Внешний вид дневника, учебников, тетрадей: есть или нет суперобложки, чернильные помарки, посторонние (не относящиеся к содержанию предмета) рисунки, выпадение страниц, загнутость углов страниц, «дорисовка», «разукрашивание» фотографий, рисунков в учебниках.

Регулярность записей расписания и домашнего задания в дневнике. Записи учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроке, перемене. Вызов родителей в школу. Успеваемость ученика, отметки, сроки исправления неудовлетворительных отметок. Четвертные отметки, подписи родителей.

Ведение тетрадей: аккуратность (небрежность), системность (бессистемность) записей, грамотность, почерк.

Вывод на основе изучения дневника, тетрадей и учебника.

Приложение 3

2. Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке (по А. А.Леонтьеву)

Отрицательное Положительное
Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников.                 Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели  
Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы                 Не допускает многословия и отклонения от темы  
Не умеет прерывать повторения                 Пресекает общее повторение уже сказанного  
Не подводит частичных итогов в ходе урока                 Каждый этап урока завершает выводом  
Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (итог отсутствует)                 Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью  
Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно  
Недостаточно активизирует пассивных учеников                 Активизирует пассивных учеников  
Не умеет предупреждать и разрешать конфликты                 Умеет предупредить и разрешить конфликт  
Не вовлекает всех учеников в общение                 Вовлекает в общение всех учеников  
Не умеет создавать деловую атмосферу                 Может обеспечить деловую обстановку  
Много говорит сам, мало спрашивает и слушает                 Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу  
Грубый, бестактный, невежливый                 Вежливый, корректный, деликатный  

ИНСТРУКЦИЯ:

бланк заполняется при посещении уроков у одного учителя; цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8 в бланке обозначают номер урока; оценки для каждой характеристики общения выставляют по вертикали (от 1 до 7 баллов); 0 баллов ставится в том случае, если качество не может наблюдаться объективно (например, качество слушания на контрольном уроке, при написании диктанта); если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно – от 5 до 7 баллов; в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по каждой из 12 характеристик отдельно (сложить все 7 баллов и разделить на 7 ); если представленное количество не может наблюдаться, то оно не оценивается (0 баллов); в этом случае среднее арифметическое высчитывается, исходя из имеющихся оценок; в п. 8 высокие оценки ставятся при отсутствии конфликтов.

Содержание наблюдений на уроках

0 урок (пробный) – наблюдаются все ниже перечисленные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечание».

1 урок – общая характеристика стилей, темперамент учителя. Для описания студент может воспользоваться любой классификацией.

В случае, если стиль общения определяется как либеральный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.

Демократический стиль.

Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога, В речи – преобладание местоимений МЫ, конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…», «Как вы считаете» и т. д.

Авторитарный стиль.

Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции «Я считаю». «Слушать!», «Пишите!».

Либеральный стиль.

Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

Непоследовательный стиль.

Сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит стихийно, ситуативно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический, Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

Приложение 4

Наши рекомендации