Образец протокола обследования
Эксперимент: Сохранение непрерывных величин (задачи Пиаже)
Цель: выявить и описать особенности сохранения непрерывных величин в дошкольном возрасте
Оборудование: набор стаканов разного размера и жидкости двух цветов.
Эксперимент проводился индивидуально в течение единственного сеанса продолжительностью 20 минут.
Испытуемый -- Оля (4; 0).
Эксперимент.
Экспериментатор (Э): Перед тобой стакан красного сиропа (А1, наполненный на 3/^) и стакан голубого сиропа (А2, наполненный так же). Где сиропа больше?
Оля (О): Одинаково.
Э: А теперь я прелью голубой сироп в два других стакана (В1 и В2, наполненные до половины). Теперь голубого сиропа столько же, сколько красного?
О: Голубого больше.
Э: Почему?
О: Потому что налили меньше (в В1 и В2). (Оля показывает уровни, не учитывая того, что имеется два стакана.) — (Сироп красный также переливают в ВЗ и В4.)
Э: Теперь одинаково.
О: Да.
Э: А теперь? (переливают красный сироп из В1 + В2 в Л1, длинную узкую пробирку, которая оказывается почти полной – Л1).
О: Красного больше (т. е. в Л1).
Э: Почему?
О: В этот стакан (Л1, Оля показывает уровень) налили, а сюда (ВЗ и В4) нет.
Э: Но до этого было поровну?
О: Да.
Э: А теперь?
О: Красного больше.
Затем вновь переливают красный сироп (Л1) в стаканы В1 и В2.
Э: Теперь синего сиропа (ВЗ + В4) столько же, сколько красного (В1 + В2)?
О: Поровну (убежденно).
Э: Тогда посмотри, что я сделаю (переливают В1 в С1, который в результате этого заполняется, а В2 остается заполненным наполовину). Теперь поровну?
О: Красного больше.
Э: Но откуда становится больше?
О: Отсюда (В1).
Э: Что нужно сделать, чтобы красного было столько же?
О: Нужно взять этот маленький стакан. (Переливает часть из ВЗ в С2.)
Э: А теперь поровну или у чего-то больше?
О: Красного больше.
Э: Почему?
О: Потому что налили в этот маленький стакан (С2) и получилось красного три стакана (ВЗ — почти пустой, В4 и С2, тогда как синим сиропом заполнен С1 — полный стакан и В2).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5. «Исследование ИНТЕЛЛЕКТА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ» (2 часа)
Подготовительная работа к занятию: знакомство с методиками по предложенному списку литературы; апробация одной из них на 1 испытуемом взрослого возраста (25 лет и старше). Выполнить самостоятельную работу по одной из тем:
1) «Исследование формирования умственных действий на примере овладения «ручным» календарем» (методика П.Я.Гальперина)
2) «Формирование искусственных понятий» (методика Дж.Брунера)
Каждый студент готовит полный анализ материалов по 2 испытуемых с предоставлением протоколов обследования и интерпретации полученных данных.
Методические указания по методике формирования искусственных понятий (Дж. Брунер)
Цель задания: 1) Знакомство с методом формирования искусственных понятий Дж. Брунера. 2) Исследование стратегий формирования искусственных понятий.
Материал : см. приложение 1.
Порядок выполнения работы
Исследование проводится на двух взрослых испытуемых.
Вначале испытуемому нужно предъявить выборочно несколько карточек и показать, как они могут различаться по значению включенных в них признаков. Затем нужно объяснить, что под понятием следует понимать некоторую комбинацию признаков, например все карточки, содержащие кружочки, или все карточки, содержащие одну зеленую фигуру. Далее нужно пояснить, что, если имеется определенное понятие подобного рода, то некоторые карточки могут служить положительными примерами этого понятия. Так, карточка с тремя каемками, содержащая один зеленый кружок, является положительным примером понятия карточек, содержащих одну зеленую фигуру. Также нужно объяснить, что под отрицательным примером понимают карточку, не представляющую данного понятия. Например, карточка с тремя каемками, содержащая один зеленый кружок, будет отрицательным примером для понятия «3 фигуры» или «красный цвет и одна каемка».
Далее нужно сообщить испытуемому инструкцию:
«Вам будет показана некоторая последовательность карточек, и каждая из них будет охарактеризована как положительный или отрицательный пример задуманного понятия. После предъявления каждой карточки вам следует сообщать мне Ваши предположения относительно содержания этого понятия».
Экспериментатор должен заранее задумать 6 понятий. 2 понятия должны содержать один признак (например, двойная рамка, или зеленый цвет), 2 понятия должны содержать по 2 признака (например, двойная рамка и зеленый цвет или зеленый цвет и звездочки), 2 понятия должны содержать 3 признака.
Испытуемому предъявляется первая карточка, которая является положительным примером задуманного понятия. Испытуемый должен сформулировать первую гипотезу о том, какое понятие задумал экспериментатор[1]. Далее в случайном порядке[2] предъявляются другие карточки, при предъявлении каждой карточки испытуемому говорится о том, является ли она положительным или отрицательным примером понятия. После предъявления каждой карточки испытуемый должен сказать, как изменились его предположения (если они изменились) по поводу задуманного понятия. Экспериментатор фиксирует все гипотезы испытуемого в протоколе. На каждое понятие предъявляется по 6 примеров.
Испытуемый не должен иметь возможность вернуться к содержанию своих предыдущих гипотез (не следует показывать ему записи в протоколе эксперимента), а также не должен видеть ранее предъявленных карточек.
Аналогичную процедуру следует повторить со вторым испытуемым.
В эксперименте фиксируется:
1. № предъявляемой карточки
2. Является ли карточка положительным (+ пример) или отрицательным (- пример) примером понятия.
3. гипотезы испытуемого.
Фиксируется также, пришел ли испытуемый к правильному ответу, и какое количество карточек необходимо было предъявить для того, чтобы понятие сформировалось.
Обработка и анализ результатов
По протоколам эксперимента составляется итоговая таблица (см. табл.1).
В графе тип примера обозначается не только то, был ли пример положительным или отрицательным, но так же был ли он подтверждающим или опровергающим. Эту информацию можно получить на основе анализа гипотез испытуемого. Рассмотрим на примере, как это делается. Если пример положительный (т.е. карточка представляет задуманное понятие, например, на ней изображена 2 зеленых круга в одной рамке при задуманном понятии «зеленое»), но противоречит гипотезе испытуемого (например, его гипотеза была – «2 квадрата»), то это будет положительный опровергающий пример. Если же гипотеза испытуемого была «1 рамка» (по сути, гипотеза неправильная), то это будет положительный подтверждающий пример.
Табл. 1. Результаты исследования.
задуманное понятие | № предъявленной карточки | тип примера (положительный подтверждающий, положительный опровергающий, отрицательный подтверждающий, отрицательный опровергающий) | гипотеза испытуемого |
1. | + | ||
2. | + | ||
… | … | … | … |
6. | + |
Анализ результатов подразумевает обсуждение следующих вопросов:
1. В зависимости от количества признаков, какие понятия формировались быстрее – содержащие 1, 2 или 3 признака. Почему?
2. Какую стратегию использовали испытуемые – стратегию фокусировки (целостную) или стратегию сканирования (парциальную)? Придерживался ли какждый испытуемый одной стратегии или менял их в ходе эксперимента? Если менял, то какая стратегия была более эффективной.
3. Сравните результаты двух испытуемых в зависимости от использованных ими стратегий.
Методические указания к использованию метода планомерного формирования (методика П.Я.Гальперина)
Целью задания является знакомство с основной процедурой планомерного формирования (ПФ). Целью же собственно формирования является овладение объективными заранее заданными свойствами, обучение испытуемого автоматизированному, разумному, сознательному и сохранному во времени навыку владения "ручным" календарем.
На Руси в 13-16 веках счет дням вели по пальцам руки. Этот "ручной календарь" позволял вычислить, какой день недели соответствует какому числу, и наоборот. Этим методом можно воспользоваться и сейчас, когда календаря под рукой нет, тем более вечного. При помощи нескольких несложных вычислений и пальцев рук можно решить эту задачу для любого года нашего века и вплоть до 2100 года. (Для 19 века нужно учитывать, что новый стиль отличается от старого не на 13, а на 12 дней. Поэтому, если дата событий в прошлом году указана по старому стилю, сначала нужно прибавить 12 дней, а потом уже определять день недели. В 2100 году, невисокосном по новому стилю, не должно быть 29 Февраля, поэтому последовательность 28-летнего цикла нарушается). На Руси использовали 7 букв славянского алфавита: А (аз), В (веди), Г (глаголь); Л (добро), Е (есть), S (зело), 3 (земля). Их называли вруцелетными ("Держу в руце лето..."). Начало года в то время начинали с марта. Для удобства и облегчения задания мы будем использовать первые 7 букв современного русского алфавита (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж).
Рис. 1. |
Вруцелетные буквы жестко закреплены за суставами и фалангами указательного пальца (см. рис. 1). Каждые 8 лет определенной фаланге соответствует определенный день недели. Через каждые 28 лет выходной возвращается на свое место. Этот 28-летний цикл называется кругом солнца (Q). Та буква, которая в интересующем году приходится на воскресенье, называется вруцелетной. Эти буквы (фаланги) жестко закреплены за первыми числами всех месяцев (см. рис. 2), таким образом, вруцелетной букве каждой фаланги соответствуют 1) первые числа месяцев, 2) скользящие воскресенье и остальные дни недели. Зная вруцелету интересующего нас года (т.е. на какую вруцелетную букву падает воскресенье) и запомнив, какие месяца закреплены за какой буквой/фалангой, мы можем определить соответствие (числа - дня, недели) любого интересующего нас года. N года интересует нас с точки зрения соответствующего N года в 28-летнем цикле.
Рис. 2. |
Алгоритм вычисления
1. Вычислим, какой год 28-летнего солнечного цикла приходится на интересующий нас год.
скобки | | указывают, что берется остаток от числа.
2. Вычисляем, на какую вруцелетную букву в интересующем нас году приходится воскресенье. Для этого вычислим вруцелетное число.
* скобки (...) указывают, что берется целая часть числа
** если Q < 7, то к Q прибавляем 28
*** при делении Q на 4 учитывается какой год - (не) високосный;
при делении Q на 7 учитывается, что в неделе 7 дней.
3. Найдем, какая вруцелетная буква соответствует вычисленному вруцелетному числу. Для этого от "А" против часовой стрелки (включая "А") отсчитаем число W.
Рис. 3. |
Для 1991 вруцелетная буква "Ж" – воскресенье.
* Если год високосный (N года кратен "4"), то пропускаем 4-ю позицию от "А" и сразу переходим на 5-ю.
4. Найдем, по 1-м числам месяцев на каждой фаланге, какое число соответствует какому дню недели и наоборот.
Если нам нужно найти число после 7-го любого месяца, то на фаланге, предыдущей той, от которой начали (т.е. от фаланги, где расположено 1-ое число интересующего нас месяца), расположены числа, кратные 7 (7, 14, 28).
Например, нам нужно найти, каким днем недели будет 15 апреля 1991 г. (см. рис. 4).
Рис. 4. |
Движение по часовой стрелке. Ближайшее число - кратное 7 = 14 апреля. Движение мы начинаем от фаланги "Е", на которую приходится 1-е апреля. На предыдущей фаланге - "Ж" находится 7-е и 14-е числа. 15-ое приходится на "Е". Если "Ж" - воскресенье для 1991 г. (движения по часовой стрелке), то "Е" понедельник. Итак, 15-ое апреля 1991 г. - понедельник.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Задание состоит из констатирующей, формирующей и контрольной серий.
Эксперимент проводится на взрослых испытуемых.
I этап. Выполнение задания. Констатирующая серия
1. На этом этапе испытуемому важно убедиться, что без календаря рассчитать, какое число соответствует какому дню недели можно только путем последовательного перебора и только относительно временного промежутка, точно зная число и день, от которого начинается отсчет.
2. После этого экспериментатор вручает испытуемому календарь за этот и, например, прошлый или будущий год и просит испытуемого назвать любое число интересующего года и быстро определяет методом "ручного календаря" без проговаривания вслух, какому дню недели соответствует это число.
3. Далее экспериментатор вновь просит испытуемого рассчитать (уже по выбору экспериментатора) соответствие возможно значимой для испытуемого даты (в недалеком будущем) дню недели. И спрашивает о том, на какой день недели приходилась эта дата в прошлом году и на какой придется в будущем. Экспериментатор просит испытуемого аргументировать свой ответ, и, по возможности, рассуждать вслух по ходу вычислений.
Эта процедура проводится с целью определения исходных динамических показателей испытуемого в таких вычислениях. а также для выяснения уровня исходной ориентировки в проблеме цикличности соответствия дней недели определенным числам в зависимости от года. Для большей заинтересованности испытуемого рекомендуется привлечение любого внешнего эксперта, который бы вносил элемент соревновательности в подобные вычисления между экспериментатором и испытуемым. В этом случае, в обязанности внешнего эксперта будут входить: а) называние дат, относительно которых будут производится указанные вычисления без календаря экспериментатором и испытуемым: б) проверка правильности вычислений.
На констатирующем этапе эксперимента экспериментатор решает несколько задач:
1) определяет исходные базовые навыки подобных вычислений (их динамические характеристики) и исходную предметную ориентировку испытуемых в материале:
2) Ставит перед испытуемым задачу (задача - это цель, данная в определенных условиях) - научиться определять для любого года соответствия дат дням недели и наоборот (без введения средств решения этой задачи).
В традиционной системе обучения ориентировка предшествует постановке конкретной задачи, что заранее предопределяет неполноту и неадекватность ориентировки.
3) на констатирующем этапе эксперимента фактически начинается мотивационная стадия ПФ:
4) вводятся элементы активного взаимодействия экспериментатора и испытуемого и разрушаются стереотипы однонаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого.
Прежде чем приступить к формирующему этапу эксперимента, экспериментатор должен для себя определить требуемые свойства навыка по владению "ручным календарем" и продумать условия, обеспечивающие формирование заданных свойств действия.
II этап выполнения задания. Формирующий этап
Целью формирования является освоение испытуемым автоматизированного, сохранного во времени, разумного и сознательного навыка по владению "ручным календарем".
Ход формирования навыка определяется прежде всего содержанием ООД. Поэтому описываемые ниже варианты формирующей серии могут быть видоизменены, если студенты, отрабатывающие данное задание, зададут другие содержательные характеристики навыка по владению "ручным календарем". Описание формирующей серии дается исходя из представлений о шкале ПФ.