Тема III: Онтогенетические особенности регулятивных

Компонентов деятельности

Роль моральных эталонов в формировании личности дошкольника. Личностный смысл поступка как намеренного действия и идентификация с полярными эталонами. Особенности развития самосознания и самооценки дошкольника. Динамика развития чувств. Возникновение воли как способности к управлению поведением. Игра и другие виды деятельности дошкольника. Эмоционально-мотивационная сфера. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком трудности решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.

Развитие чувств. Особенности воли младшего школьника. Осознание прав и обязанностей школьника. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника. Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость. Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обязанностям школьника. Проявление моральных качеств личности в общении. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей, подражание и его значения для развития личности младшего школьника. Появление самосознания. Самооценка. Уровень притязания. Роль учителя в становлении самооценки младшего школьника. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника.

Изменения отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте. Становление самосознания, самоуправления, самоконтроля. Развитие волевых качеств личности. Самооценка. Волевые, деловые, моральные качества личности подростка.

Роль труда в формировании личности юноши. Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).

Тема IV. Особенности диагностики регулятивных

Компонентов деятельности

Внешние проявления регулятивных компонентов в онтогенезе.

Эмоционально-волевые особенности дошкольника. Диагностика волевой готовности к школе (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).

Особенности игры и учения как показатели сформированности регулятивных компонентов в младшем школьном возрасте. Диагностика развития моральных норм и правил поведения. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.

Диагностика отношения к учебе в подростковом возрасте. Методы исследования волевых, деловых, моральных качеств личности подростка.

Особенности эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте.

Тема V. Возможности коррекции регулятивных

Компонентов деятельности

Значение игры для психического развития ребенка. Игра как школа произвольности.

Развитие стремления к нравственному поступку. Формирование системы мотивов в дошкольном возрасте.

Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Возможности урока для коррекции эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Развивающие и коррекционные упражнения эмоционально-волевой сферы на разных этапах онтогенеза. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства – необходимое условие становления личности подростка.

Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Возможности коррекции юношеского максимализма.

Учебно-тематический план семинарских и практических занятий

модуля «Проблемы формирования регулятивных компонентов

деятельности обучающихся»

Семинарское занятие 2.1. Особенности диагностики регулятивных

компонентов деятельности

1. Характеристика воли как процесса регулирования поведения.

2. Характеристика препятствий, которые преодолевает человек, регулируя свои действия, поступки.

3. Волевые свойства личности и их проявления в поведении.

4. Содержание структурных компонентов волевого акта и возможности их диагностики.

5. Основные эмоциональные состояния и их проявления в поведении обучающихся.

6. Методы диагностики эмоциональных состояний на разных этапах онтогенеза

7. Возможности управления эмоциональной сферой и ее коррекции.

Литература:

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М.:МГУ, 1976.

2. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. - Рязань, 1984.

3. Изард К.Е. Эмоции человека. СПб: Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – Спб, 2000.

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1986.

6. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. - Л.:ЛГУ, 1990.

Наши рекомендации