Понятие о первичной обработке пунктов методики.

2. Трудность заданий теста (сила вопроса).

3. Основные приемы вычисления индексов трудности пунктов теста.

Практическое задание: расчет индексов трудности пунктов теста.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 179-187.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 151-152.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 349-351.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 54-57.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-11.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-13.

Тема 12. Первичная обработка тестовых задач:

Расчет показателей дискриминативности

(практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: надежность отдельного пункта теста, дискриминативность (согласованность) пункта, точечно-бисериальный коэффициент корреляции, коэффициент дискриминативности, индекс дискриминации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о надежности отдельных пунктов теста. Обоснование необходимости проверки надежности отдельных пунктов теста.

2. Дискриминативность отдельных пунктов теста.

3. Основные приемы вычисления показателей дискриминативности пунктов теста.

Практическое задание: расчет показателей дискриминативности пунктов теста на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 187-195.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 47-48, 63-65.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 91-92, 141-143.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 71-74.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-13.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-15.

Тема 13. Ретестовая надежность теста

(практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: надежность теста, формула Рюлона, ретестовая надежность, коэффициенты корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие надежности теста. Виды надежности.

2. Характеристика ретестовой надежности. Преимущества и недостатки этого вида надежности теста.

3. Основные приемы вычисления коэффициентов надежности теста по методу повторного тестирования (ретеста).

Практическое задание: расчет ретестовой надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 97-106.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-67, 82-85.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-141, 144-146, 192-195, 199-200.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 67-69.

4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-19.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-22.

6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.

Тема 14. Одномоментная надежность теста

(практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: одномоментная надежность теста, сопоставимые формы теста, параллельная форма теста, метод расщепления, коэффициент консистентности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие одномоментной надежности.

2. Варианты определения одномоментной надежности. Преимущества и недостатки каждого из них.

3. Основные приемы вычисления коэффициентов одномоментной надежности теста.

Практическое задание: расчет одномоментной надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 106-117.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-65, 84-87, 103-104.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-139, 147-148, 195-199, 201-204, 240-241.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 69-74.

4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-22.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-24.

6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.

Тема 15. Эмпирическая валидизация теста

(практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: валидность психодиагностической методики, эмпирическая валидность, внешний критерий валидизации, социально-прагматический критерий, экспертная оценка.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие валидности теста. Соотношение понятий "надежность" и "валидность".

2. Понятие валидизации. Критерий валидизации и его виды. Требования, предъявляемые к критерию валидизации.

3. Характеристика теоретической и эмпирической (прагматической) валидности теста.

4. Процедура определения коэффициентов валидности теста.

Практическое задание: расчет эмпирической валидности теста путем определения его конвергентной валидности по отношению к другим тестам и экспертной оценке.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 126-179.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 18-29.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 30-49.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 74-90.

4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 119-131, 143-148.

5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 57-64.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Предмет психодиагностики. Ее основные понятия.

2. Психодиагностика в работе практического психолога.

3. Понятие о психологическом диагнозе.

4. Психодиагностические задачи и ситуации.

5. Нормативная регуляция психодиагностической практики.

6. Характеристика возможных классификаций психодиагностических методик.

7. Характеристика психофизиологических методик.

8. Характеристика объективных тестов решения задач.

9. Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методы субъективной классификации и оценки сходства-различия.

10. Проективные техники: вербальные, изобразительные и рисуночные.

11. Характеристика биографического метода.

12. Наблюдение: свободное и стандартизированное.

13. Характеристика метода контент-анализ документов.

14. Диалогические (интерактивные) техники: беседа и интервью, интерактивные игры.

15. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.

16. Характеристика начального этапа тестирования. Инструкция к тесту.

17. Материал, используемый для тестирования: виды, основные требования при подборе, хранении, производстве.

18. Фиксация результатов тестирования: варианты, основные требования.

19. Этап обработки данных тестирования: его особенности, основные требования.

20. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.

21. Определение теста. Анализ основных требований, предъявляемых к тестовым методикам.

22. История развития тестологии за рубежом.

23. Обзор развития психодиагностики в России.

24. История разработки проективного метода.

25. Определение теста. Современное понимание сущности тестов.

26. Определение теста. Анализ различных классификаций тестов.

27. Достоинства и ограничения тестов.

28. Требования к процедуре адаптации зарубежных тестов.

29. Понятие о психометрии. Соотношение понятий "тестология" и "психометрия".

30. Статистическая природа тестовых шкал.

31. Стандартизация теста.

32. Тестовые нормы и их репрезентативность. Алгоритм построения тестовых норм.

33. Понятие надежности теста и ее виды.

34. Ретестовая надежность тестовой методики. Процедуры ее определения.

35. Одномоментная надежность методики. Процедуры ее определения.

36. Надежность отдельных пунктов теста. Процедуры ее определения.

37. Общее представление о валидности теста.

38. Типы и виды валидности теста.

39. Валидность процедуры тестирования. Приемы ее обеспечения.

40. Понятие о проективном методе. Общая характеристика и возможные классификации проективных методов.

41. Понятие о проективном методе. Сферы применения проективных методов.

42. Соотношение понятий "тестовый метод" и "проективный метод".

43. Преимущества и ограничения проективных методов.

44. Преимущества и ограничения проективных рисуночных методик.

45. Обоснование проективного метода принципами холистической психологии.

46. Обоснование проективного метода в психоаналитической концепции.

47. Значение исследований "Нового взгляда" для обоснования проективного метода.

48. Концепции проекции в обосновании проективного метода.

49. Обоснование проективного метода в концепции личностного смысла.

50. Компьютерная психодиагностика. Основные проблемы применения компьютеров в психодиагностике.

51. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики.

52. Позитивные и негативные последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.

Составители:

Карина Марленовна Гайдар,

Максим Андреевич Харченко.

Редактор: Бунина Т.Д.

Наши рекомендации