Понятие о первичной обработке пунктов методики.
2. Трудность заданий теста (сила вопроса).
3. Основные приемы вычисления индексов трудности пунктов теста.
Практическое задание: расчет индексов трудности пунктов теста.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 179-187.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 151-152.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 349-351.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 54-57.
4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-11.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-13.
Тема 12. Первичная обработка тестовых задач:
Расчет показателей дискриминативности
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: надежность отдельного пункта теста, дискриминативность (согласованность) пункта, точечно-бисериальный коэффициент корреляции, коэффициент дискриминативности, индекс дискриминации.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о надежности отдельных пунктов теста. Обоснование необходимости проверки надежности отдельных пунктов теста.
2. Дискриминативность отдельных пунктов теста.
3. Основные приемы вычисления показателей дискриминативности пунктов теста.
Практическое задание: расчет показателей дискриминативности пунктов теста на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 187-195.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 47-48, 63-65.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 91-92, 141-143.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 71-74.
4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-13.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-15.
Тема 13. Ретестовая надежность теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: надежность теста, формула Рюлона, ретестовая надежность, коэффициенты корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие надежности теста. Виды надежности.
2. Характеристика ретестовой надежности. Преимущества и недостатки этого вида надежности теста.
3. Основные приемы вычисления коэффициентов надежности теста по методу повторного тестирования (ретеста).
Практическое задание: расчет ретестовой надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 97-106.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-67, 82-85.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-141, 144-146, 192-195, 199-200.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 67-69.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-19.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-22.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.
Тема 14. Одномоментная надежность теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: одномоментная надежность теста, сопоставимые формы теста, параллельная форма теста, метод расщепления, коэффициент консистентности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие одномоментной надежности.
2. Варианты определения одномоментной надежности. Преимущества и недостатки каждого из них.
3. Основные приемы вычисления коэффициентов одномоментной надежности теста.
Практическое задание: расчет одномоментной надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 106-117.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-65, 84-87, 103-104.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-139, 147-148, 195-199, 201-204, 240-241.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 69-74.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-22.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-24.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.
Тема 15. Эмпирическая валидизация теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: валидность психодиагностической методики, эмпирическая валидность, внешний критерий валидизации, социально-прагматический критерий, экспертная оценка.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие валидности теста. Соотношение понятий "надежность" и "валидность".
2. Понятие валидизации. Критерий валидизации и его виды. Требования, предъявляемые к критерию валидизации.
3. Характеристика теоретической и эмпирической (прагматической) валидности теста.
4. Процедура определения коэффициентов валидности теста.
Практическое задание: расчет эмпирической валидности теста путем определения его конвергентной валидности по отношению к другим тестам и экспертной оценке.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 126-179.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 18-29.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 30-49.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 74-90.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 119-131, 143-148.
5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 57-64.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Предмет психодиагностики. Ее основные понятия.
2. Психодиагностика в работе практического психолога.
3. Понятие о психологическом диагнозе.
4. Психодиагностические задачи и ситуации.
5. Нормативная регуляция психодиагностической практики.
6. Характеристика возможных классификаций психодиагностических методик.
7. Характеристика психофизиологических методик.
8. Характеристика объективных тестов решения задач.
9. Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методы субъективной классификации и оценки сходства-различия.
10. Проективные техники: вербальные, изобразительные и рисуночные.
11. Характеристика биографического метода.
12. Наблюдение: свободное и стандартизированное.
13. Характеристика метода контент-анализ документов.
14. Диалогические (интерактивные) техники: беседа и интервью, интерактивные игры.
15. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.
16. Характеристика начального этапа тестирования. Инструкция к тесту.
17. Материал, используемый для тестирования: виды, основные требования при подборе, хранении, производстве.
18. Фиксация результатов тестирования: варианты, основные требования.
19. Этап обработки данных тестирования: его особенности, основные требования.
20. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.
21. Определение теста. Анализ основных требований, предъявляемых к тестовым методикам.
22. История развития тестологии за рубежом.
23. Обзор развития психодиагностики в России.
24. История разработки проективного метода.
25. Определение теста. Современное понимание сущности тестов.
26. Определение теста. Анализ различных классификаций тестов.
27. Достоинства и ограничения тестов.
28. Требования к процедуре адаптации зарубежных тестов.
29. Понятие о психометрии. Соотношение понятий "тестология" и "психометрия".
30. Статистическая природа тестовых шкал.
31. Стандартизация теста.
32. Тестовые нормы и их репрезентативность. Алгоритм построения тестовых норм.
33. Понятие надежности теста и ее виды.
34. Ретестовая надежность тестовой методики. Процедуры ее определения.
35. Одномоментная надежность методики. Процедуры ее определения.
36. Надежность отдельных пунктов теста. Процедуры ее определения.
37. Общее представление о валидности теста.
38. Типы и виды валидности теста.
39. Валидность процедуры тестирования. Приемы ее обеспечения.
40. Понятие о проективном методе. Общая характеристика и возможные классификации проективных методов.
41. Понятие о проективном методе. Сферы применения проективных методов.
42. Соотношение понятий "тестовый метод" и "проективный метод".
43. Преимущества и ограничения проективных методов.
44. Преимущества и ограничения проективных рисуночных методик.
45. Обоснование проективного метода принципами холистической психологии.
46. Обоснование проективного метода в психоаналитической концепции.
47. Значение исследований "Нового взгляда" для обоснования проективного метода.
48. Концепции проекции в обосновании проективного метода.
49. Обоснование проективного метода в концепции личностного смысла.
50. Компьютерная психодиагностика. Основные проблемы применения компьютеров в психодиагностике.
51. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики.
52. Позитивные и негативные последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.
Составители:
Карина Марленовна Гайдар,
Максим Андреевич Харченко.
Редактор: Бунина Т.Д.