Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 6. Процедурные и методические вопросы

тестирования (семинарское занятие – 4 часа)

Ключевые понятия: инструкция, тестовые задачи, форма вопросов (утверждений), ключ к тесту, первичные ("сырые") оценки.

Вопросы для обсуждения:

1. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.

2. Начальный этап тестирования: инструкция.

3. Материал, используемый для тестирования.

4. Фиксация результатов тестирования.

5. Этап обработки данных тестирования.

6. Психологическое заключение.

7. Требования, предъявляемые к тестовым методикам.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 40-41.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 15-16, 51-54, 89, 98-102, 113, 177.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 23-24, 62-63, 67, 106-111, 119, 212-213, 232-236, 267-268, 327, 417-419.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 19-20.

(или) Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 177-178.

(или) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 177.

Тема 7. Компьютеризация психодиагностики

(семинарское занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: компьютерная психодиагностики, базы психодиагностических данных, "ручная" методика, компьютерный тест, объект-субъектный образ компьютера.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы современных технологий компьютеризированного психологического тестирования.

2. Этапы компьютеризации психодиагностики.

3. Психологические последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.

4. Изучение объект-субъектного образа компьютера.

Литература

1. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – № 6. – С. 86-93.

2. Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психол. журн. – 1993. – Т. 14. – № 6. – С. 96-102.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 109-110.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 257, 337.

4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – С. 20-30, 45-54.

5. Мельников А.В. О применении персональных компьютеров в психологии // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 1. – С. 56-61.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 103-110.

7. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 187-196, 330-341.

8. Суходольский Г.В. Компьютер в психодиагностике // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 133-135.

9. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 2. – С. 33-45.

10.Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П. и др. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере MMPI) // Вопр. психологии. – 1990. – № 12. – С. 136-143.

11.Ходош А.М. Методика изучения объект-субъектного образа компьютера // Вопр. психологии. – 1991. – № 6. – С. 149-154.

Часть 3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Тема 8. Построение первичной формы тест-опросника

и оценка его объективности (практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: тестовая задача, закрытая / открытая задача, надежная задача, валидная задача, концепт задачи (группы задач).

Вопросы для обсуждения:

1. Тест-опросники, их общая характеристика.

2. Открытые и закрытые тестовые задачи: сравнительная характеристика.

3. Процедура составления первичной формы тест-опросника: алгоритм, основные требования.

Практическое задание: построение первичной формы тест-опросника для исследования экстраверсии – интроверсии и оценка его объективности.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 122-153.

2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 5-8.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 6-9.

Тема 9. Построение и проверка репрезентативности

тестовых норм (практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: репрезентативная выборка, первичные ("сырые") результаты, частотное распределение показателей, нормальное распределение, устойчивость распределения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие тестовых норм. Их репрезентативность.

2. Алгоритм построения тестовых норм.

Практическое задание: построение и проверка репрезентативности тестовых норм на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 88-89, 120.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 207-211, 282.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 53-57, 60-63, 65-67.

Тема 10. Стандартизация шкал теста

(практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: сопоставимость результатов, процентильная шкала, интервальная нормализация (z–трансформация), линейное преобразование, стандартные шкалы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие стандартизации теста и диагностической процедуры.

2. Алгоритм нормализации и стандартизации шкал теста.

Практическое задание: нормализация и стандартизация шкал теста на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 133-135.

(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 313-314.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 57-60, 63-64.

4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 148-154.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 13-18.

(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 15-20.

6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 45-49.

Тема 11. Первичная обработка тестовых задач:

расчет индексов трудности (практическое занятие – 2 часа)

Ключевые понятия: первичная обработка пунктов методики, трудность задания, сила вопроса, статистическая трудность, индекс трудности.

Вопросы для обсуждения:

Наши рекомендации