Досыхай и воспринимай уверенность

ИГРА 75 (с 10 лет)

Цели:При благоприятной психологической атмосфере в классе дети сопереживают радостям и заботам друг друга. Этой игрой мы даем им возможность потренироваться в соучастии и сопереживании. Наиболее эффективна эта игра в том случае, когда ей предшествует определенная подготовка, лучше всего — игра-фантазия "Посылай хорошие чувства".

Аналогично, можно посылать и воспринимать не только уверенность, но и другие не менее важные вещи, например, здоровье, радость, надежду и т.д. Уверенность же имеет особенное значение для детей, например, перед контрольной работой.

Инструкция: Сядьте все вокруг. Есть ли среди вас кто-нибудь, кому прямо сейчас пригодилось бы немного дополнительной уверенности или веры в себя? Пусть эти ребята встанут в середину круга. (Дайте возможность одному-двум детям встать в середину круга). Сейчас мы все вместе сделаем вам хороший подарок. Дождитесь, пока вы его почувствуете. Все закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что над тобой — чудесное сияющее солнышко, которое медленно опускается к тебе... Солнышко ласковое и дружелюбное, от его теплого света тебе становится хорошо и приятно. Свет солнца соединится сейчас с твоим собственным чувством уверенности. И эти чувства мы все сейчас пошлем Олегу и Кате. (Назовите имена стоящих в середине круга детей.) Пусть солнце спускается сверху к твоей голове... И пусть оно наполняет тебя своим теплом и уверенностью... Вот ты уже ощущаешь это тепло, эту уверенность каждой клеточкой своего мозга...

Теперь пусть солнышко опустится на твое лицо, согревая лоб, глаза, уши... От затылка тепло разливается по плечам и рукам, по груди и животу... Ощути, как уверенность струится по всему твоему телу и делает тебя сильнее и сильнее.

Пусть уверенность наполняет и твои бедра, ноги, колени, ступни... Почувствуй, как все твое тело наполняется уверенностью, и ты ощущаешь себя все более и более сильным...

Теперь сосредоточь свое внимание на Олеге и Кате... Поделись наполняющей тебя уверенностью и вместе с теплыми лучами солнца пошли ее ребятам. (10 секунд.)

Олег и Катя, принимайте направленные вам чувства. Чтобы легче воспринимать нежность и заботу группы, раскройтесь внутренне навстречу этим чувствам. Ощутите, как внутри вас самих возникает все больше и больше уверенности, веры в собственные силы... (10 секунд.)

Удерживай, пожалуйста, в себе наполняющие тебя ощущения. Сохрани их в памяти до того времени, когда тебе понадобится уверенность — для самого себя или чтобы поделиться с другими.

Теперь медленно возвращай свое внимание назад в класс. Потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног, сделай глубокий вдох и выдох. Теперь открой глаза и вернись к нам совершенно бодрым и свежим.

Анализ упражнения:

— Что ты испытывал, когда группа посылала тебе чувство уверенности?

— Слышал или видел ли ты ли что-нибудь?

— Тебе в голову приходили какие-нибудь мысли или внезапные озарения?

— О чем ты думал и что чувствовал, когда посылал другим уверенность?

Обратите внимание детей на то, что нет необходимости сразу понимать такого рода опыт. Нередко понимание приходит позднее. Вы можете развить эту игру дальше, предложив детям нарисовать, как они посылают или воспринимают уверенность. Будет совсем замечательно, если дети еще сочинят короткие стихотворения, описывающие их чувства, в то время как они посылают или воспринимают уверенность.

Равновесие

ИГРА 76 (с 8 лет)

Цели:Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе общения бывают в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между желанием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлением возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувствует себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта.

Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. В то же время Вы сами также можете принять участие в этой игре. Вам стоит играть в положении "стоя", причем один раз с ребенком, с которым Вы хорошо ладите, а второй раз с ребенком, отношения с которым у Вас более сложные. И Вы сами сможете ощутить разницу между этими двумя ситуациями.

Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад?

Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад?

А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Найдите себе новых партнеров.

Дайте детям возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами.

Анализ упражнения:

— Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?

— Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером?

— С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

— Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером?

— Бывают ли в классе ситуации, где важно поддерживать равновесие?

— Есть ли ребята, которые говорят слишком много?

— Есть ли ребята, которым обязательно надо во все влезть?

— Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне?

Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми.

Маленький начальник.

ИГРА 77 (с 8 лет)

Цели:Всегда находятся дети, которые чрезмерно любят руководить и указывать другим, что им делать. Эта игра дает детям возможность увидеть, как можно различными способами реагировать на это.

'Материалы:Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция:Знаете ли вы людей, которые всегда всем указывают, что надо делать? Не называйте, пожалуйста, имен, а просто расскажите, как такие люди себя ведут...

Я передам вам сейчас один разговор троих ребят на эту тему:

Андрей: Вы знаете, что я делаю с теми, кто всегда всем указывает? Я говорю им, чтобы они сматывались. А когда кто-нибудь пытается командовать мною, я просто говорю ему, чтобы он не задавался.

Алла: Когда ты так делаешь, Андрей, ты сам задаешься. Ты сам говоришь другому, что он должен делать. Я просто говорю в таких случаях, что не люблю, чтобы мной командовали.

Коля: Мне кажется, вы оба слишком серьезно к этому относитесь. Почему бы вам просто не отойти в сторону, если кто-то пытается вами командовать? Я всегда именно так и делаю.

А как ты сам поступаешь с людьми, которые хотят всем указывать? Придумай свой вариант разговора на эту тему. Нарисуй его или запиши так, как записывают диалог в пьесах. Возможно, тебе удастся в одном случае показать какой-нибудь хороший способ того, как можно обойтись с "маленьким начальником", а в другом случае — не самый подходящий... (15 минут.)

Теперь объединитесь по трое и покажите друг другу то, что вы нарисовали или написали. Обсудите друг с другом свои работы. (5-10 минут. Затем желающие могут представить свою работу всему классу.)

Анализ упражнения:

— Можно ли сказать что-нибудь хорошее о ребенке, который всем указывает, что делать?

— Почему маленький начальник временами действует другим ребятам на нервы?

— Надо ли следить за собой, чтобы не быть временами маленьким начальником?

— Надо ли, наоборот, попытаться быть немного похожим на маленького начальника?

— В какой мере хороший учитель должен командовать?

— Есть ли в твоей семье маленький или большой начальник?

"Воображаемое интервью

ИГРА 78 (с 10 лет)

Цели:Детям нужно уметь не только ладить со своими сверстниками, но и находить адекватные способы взаимодействия со взрослыми: родителями, учителями и т.д. Им будет легче с этим справиться, если они разовьют в себе способность интуитивно чувствовать взрослого. Тогда они лучше смогут оценить и учесть реакции взрослых, увидеть их сильные и слабые стороны. Здесь описано воображаемое интервью, которое дети проводят с Вами. Этот вариант стоит выбрать в том случае, если у Вас с ними в целом доверительные отношения. Если же Вы недавно работаете в этом классе, или контакт с классом недостаточно хорош, то воображаемое интервью лучше проводить с каким-нибудь другим человеком, например, поп-музыкантом, политиком, спортсменом и т.д.

Материалы:Бумага и карандаши для каждой группы.

Инструкция:Объединитесь в группы по четыре человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у взрослого человека. Какие вопросы вы ему зададите, чтобы узнать о нем как можно больше интересного? Составьте список вопросов... (10 минут.)

Теперь представьте себе, что вы берете интервью у меня. Записывайте вопрос, а рядом с ним ответ, который, по вашему мнению, дала бы я. Если вы не можете предположить моего ответа, тогда попытайтесь просто угадать его. Если хотите, ваше интервью может быть серьезным, а если хотите — шуточным. (20 минут. Затем дайте возможность четверкам зачитать свои интервью и доброжелательно выскажите свое мнение о них. Исправьте заведомо не подходящие воображаемые ответы и похвалите те ответы, которые "попали в точку".)

Анализ упражнения:

— Какие из адресованных взрослым вопросов кажутся тебе особенно интересными?

— О чем тебе не хочется спрашивать взрослого?

— Какое интервью тебе особенно понравилось?

— Как тебе работалось в своей группе?

— Какие ответы оказались правильными, хотя вы и не могли знать этого заранее?

— Узнал ли ты что-нибудь новое о своем учителе?

— Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?

— В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?

— С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими — плохо?

— Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?

Голосование

ИГРА 79 (с 6 лет)

Цели:Если дети знают, что у них есть возможность выбирать и участвовать в принятии решений, то они чувствуют себя компетентными и получают удовольствие от сотрудничества. Эта игра позволяет им понять демократический принцип принятия решения большинством голосов и быть готовыми к тому, что в одних случаях их точка зрения побеждает, а в других — нет.

Детям нравится голосовать, когда речь идет о том, в какую игру играть, какую историю или рассказ читать, куда поехать на экскурсию и т.д. Сначала предлагайте им на выбор два варианта. Здесь мы описываем выбор между двумя сказками. Но лучше использовать реально существующие варианты действий. Начертите схему выбора на доске и фиксируйте каждый поданный голос, чтобы дети могли сами сравнивать количество голосов за каждую альтернативу.

Инструкция: Мне хочется поиграть с вами в игру, которая называется "Голосование". Вам надо будет всем вместе решить, какую сказку мы будем слушать. Первая сказка называется "Красная шапочка", а вторая — "Царевна-лягушка". Я буду читать вам ту сказку, за которую отдаст свои голоса большинство ребят. Кто из вас хочет, чтобы я читала "Красную шапочку", пусть высоко поднимет свою руку. Каждую поднятую руку я буду отмечать черточкой на доске... А теперь поднимите, пожалуйста, повыше руки те, кто голосует за то, чтобы я прочитала "Царевну-лягушку". (Снова отметьте каждую руку черточкой на доске). Можете ли вы мне сказать, где больше черточек? Давайте их сосчитаем, а потом мы прочитаем ту сказку, за которую проголосовало большинство ребят.

Анализ упражнения:

— Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?

— Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?

— В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?

— Голосуете ли вы иногда у себя дома?

Очень хочу манную кашу!

ИГРА 80 (с 9 лет)

Цели:Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои личные интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, прически и т.д. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно, если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра дает детям возможность поучиться выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.

Инструкция: Вы знаете, что мамы и папы часто пытаются заставить детей что-нибудь есть, например, манную кашу. Многие мамы больше всего любят готовить для своих детей манную кашу, хотя многим детям она не нравится. Вполне возможно, что мамы, когда сами были детьми, тоже не любили манную кашу. Несмотря на это, теперь они хотят, чтобы их дети ее ели. Что может сделать ребенок в такой ситуации?

Разделитесь сейчас на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой — ребенком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу, "геркулес", томаты, баклажаны или что-нибудь подобное. А ребенок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одном случае пусть ребенок по-настоящему разозлит родителей и доведет их до белого каления. А во втором случае покажите, что ребенок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить. (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы они еще больше захотели все за тебя решать?

— Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить?

— В каких вопросах дети должны иметь право самим принимать решение?

Оправдание чужих ожиданий

ИГРА 81 (с 10 лет)

Цели:Дети могут поддерживать устойчиво хорошие отношения с ровесниками или взрослыми только в том случае, когда находят подходящий для себя ритм следования чужим ожиданиям или уклонения от них.

Материалы:Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция:Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и не особенно хотим это делать. Например, моя подруга пригласила меня пойти вместе с ней на концерт. А у меня в этот день нет настроения слушать музыку. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должна это сделать, ведь это же моя подруга. Но в тоже время я знаю, что мне самой этого не хочется, мне в этот день хочется сходить на интересную выставку.

Я думаю, что вам это знакомо. Вспомните и опишите два-три случая, когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, вы это все-таки сделали. Возможно, это было в школе, или дома, во время игры, или в какой-то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали?

А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Мы можем сказать другу, что не дадим ему денег взаймы, или отказываемся помочь родителям. Опишите два-три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие. Как вы себя чувствовали в такой ситуации? (15 минут.)

Теперь объединитесь по двое и покажите друг другу, что вы написали. Спросите у своего партнера, что он об этом думает. (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Каким людям тебе труднее всего говорить "нет"?

— Каким людям тебе легче всего говорить "нет"?

— Говоришь ли ты прямо "нет" или начинаешь искать оправдания?

— Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое "да"?

— Когда ребенок должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?

— Многого ли ты ожидаешь от самого себя?

Наши рекомендации