Глава 1. Понятие способностей.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Понятие способностей.

1.1 Понятие способностей.

1.2 Подходы в определении способностей.

1.3 Виды способностей.

1.4 Показатели и характеристики способностей.

Глава 2. Диагностика способностей.

2.1 Измерение способностей.

2.2 Измерение творческих способностей.

2.3 Развитие способностей.

2.4 Врождённое и приобретенное в развитии способностей.

Глава 3. Способности и задатки.

Глава 4. Понятие одарённости.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности.

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

Глава 1. Понятие способностей.

Понятие способностей.

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Виды способностей

С.Л. Рубинштейном дано определение состава, структуры способностей: «В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которой эта деятельность осуществляется. Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции регулируются». Таким образом, С.Л. Рубинштейном выделяется два основных компонента структуры способностей: 1) «операционный» - это те способы действия, посредством которых осуществляется деятельность и 2) «ядро» - психические процессы, которыми регулируются операции, как качества процессов анализа и синтеза .

Способности можно классифицировать так:

Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условно-рефлекторных связей.

Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Они, в свою очередь, подразделяются на:

1.Общие – это благоприятные возмож­ности развития особенностей психики человека, кото­рые в равной мере важны для различных видов дея­тельности (гибкость ума, целеустремленность).

2. Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические).

Все специальные способнос­ти представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные,способности - в наибольшей степени социально обусловлены. Они связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Измерение способностей.

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.

Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).

Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.

Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ

Требования к тесту:

1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен

2. надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости

3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов

Развитие

Существует два подхода к пониманию развития способностей:

1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сенситивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.

Заключение.

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Список используемой литературы.

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб

3. Теплов Б.М. Избранные труды.

4. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике

5. Островский Э.В. «Психология и педагогика».

Содержание.

Введение.

Глава 1. Понятие способностей.

1.1 Понятие способностей.

1.2 Подходы в определении способностей.

1.3 Виды способностей.

1.4 Показатели и характеристики способностей.

Глава 2. Диагностика способностей.

2.1 Измерение способностей.

2.2 Измерение творческих способностей.

2.3 Развитие способностей.

2.4 Врождённое и приобретенное в развитии способностей.

Глава 3. Способности и задатки.

Глава 4. Понятие одарённости.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности.

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

Глава 1. Понятие способностей.

Понятие способностей.

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Наши рекомендации