Диспозициональная теория личности.

Диспозициональная (от анг. слова disposition – «предрасположенность») теория имеет 3 основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное – формально-динамическое.

Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.

«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой и мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой.

Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотделение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения – от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.

«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.

Один исследователей этого направления Г. Оллопорт вводит теорию черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллопорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Формально-динамическое направление представлено трудами таких отечественных психологов, как Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Отличительной особенностью этого направления является то, что они выделяют 2 уровня личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения и навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.

По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами).

Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют 4 основных формально-динамических свойства личности:

1) Эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

2) Пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;

3) Скорость – индивидуальный темп поведения;

4) Эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

К этим 4 основным свойствам добавляют еще так называемые содержательные свойства личности, которые в рамках этого подхода совпадают со свойствами (знания, умения, навыки, характер, смыслы, установки, цели и т.д.).

Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Некоторые исследователи как Г. Айзенк отождествляют темперамент с личностью.

Айзенк выделяет следующие характеристики типов темперамента:

Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик – эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

В рамках этого направления отсутствует такое важнейшее личностное новообразование как характер. Они отождествляют характер с общим понятием личности. По мнению, Г. Оллопорта, характер – это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.

Зрелая личность обладает по их мнению следующими качествами:

1) Имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;

2) Способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;

3) Имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;

4) Адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;

5) Способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

6) Обладает цельной жизненной философией.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств человека. Структура личности человека – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт.

С точки зрения представителей диспозиционального подхода, ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» будет таким: потому что у этих людей имеются определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства личности не являются достаточно зрелыми.

Контрольные вопросы для усвоения материала:

1) Каковы основные критерии отличия различных теорий личности?

2) Почему существует не одна, а много теорий личности?

3) Какая из существующих теорий личности вам ближе?

Наши рекомендации