Гуманистическая теория личности.

В гуманистической теории личности выделяется 2 основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго, «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно
К. Роджерсу, в психике человека есть 2 врожденные тенденции. Первая «самоактуализирующаяся тенденция» - содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «оргазнимический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгуэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои таланты и способности, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя.

А. Маслоу выделил 2 типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные» (которые прекращаются после их удовлетворения), и «ростовые» (которые, напротив, только усиливаются после их реализации). Всего, по Маслоу, существует 5 уровней мотивации:

1) физиологический (потребность в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Потребности первых 2 уровней относятся к дефицитарным, 3 уровень потребностей считается промежуточным, на 4 и 5 уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему трудно будет создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важным для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший 5 уровня, называется Маслоу «психологически здоровой личностью».

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако в ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно,когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, сознает свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными единицами выступают:

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»;

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) Потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

Целостную личность характеризуют:

1) Эффективное восприятие реальности;

2) Спонтанность, простота и естественность поведения;

3) Ориентация на решение проблемы, на дело;

4) Постоянная «детскость» восприятия;

5) Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) Искреннее желание помочь человечеству;

7) Глубокие межличностные отношения;

8) Высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» гуманисты отвечают следующим образом: потому что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития возник временный блок (резкое расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я», застревание на низших уровнях потребностей), удалив который, они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.

Наши рекомендации