Психодинамическая теория личности.

Проблема личности в психологии

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любых ситуациях спокойно, другие находятся в постоянном напряжении?

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Существует общее схематическое определение личности. Личностьэто многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности:

1) Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2) Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3) Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4) Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5) Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

В науке о личности сложилось 7 устойчивых комбинации таких ответов на поставленные выше вопросы, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Проблема личности в психологии

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любых ситуациях спокойно, другие находятся в постоянном напряжении?

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Существует общее схематическое определение личности. Личностьэто многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности:

1) Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2) Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3) Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4) Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5) Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

В науке о личности сложилось 7 устойчивых комбинации таких ответов на поставленные выше вопросы, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Психодинамическая теория личности.

Основоположником психодинамической теории личности (она носит и другое название «классический психоанализ»), является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939).

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты) – либидо (от лат. libido – «влечение, желание»). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых 6 лет жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его агрессивными и сексуальными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто под «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, и специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства личности формируются у человека в раннем детстве. На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхзависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.

На второй (от 1,5 до 3 лет) «анальной» фазе, грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом» самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и непринятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Фрейд выделяет 3 основных блока личности:

1) Ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений, ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) Эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире. Эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго, выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) Суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжения этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности:

- вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания),

- проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая, таким образом, на них вину за свои недостатки или промахи),

- замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему),

- реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения),

- сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).

У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой. Структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков и защитных механизмов.

На вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках теории классического психоанализа можно ответить следующим образом: потому что в самой природе человека содержатся агрессивные влечения, а структуры эго и суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

Наши рекомендации