Специальные техники и методики при психических расстройствах

Существуют специфические методы КТ, применяемые только при определённых видах тяжелых психических расстройств, в дополнение к лечению лекарствами:

· Американский психиатр Джеффри Шварц разработал специальную методику "4-х шагов", которая позволяет пациенту сопротивляться. По этой методике, сначала необходимо объяснить больному, какие из его опасений оправданы, а какие вызваны ОКР. Потом провести между ними черту и объяснить больному, как в той или иной ситуации повёл бы себя здоровый человек (лучше, если примером послужит человек, представляющий авторитет для больного) . Конкретные шаги описаны так:

- Поменять названия: переосмыслить и запомнить, что навязчивые желания и мысли - это результат ОКР, а не настоящая надобность. Например, говорить себе: "Я не думаю что мои руки всегда грязные и нуждаются в непрерывном мытье. Это моя болезнь заставляет меня непрерывно мыть руки."

- Понять причину: причиной ОКР является разбалансировка нейромедиаторов в мозгу, заставляющая человека "застревать" в определённом действии, но эту разбалансировку можно исправить психотерапией, поскольку в отличии от машины человек сам может менять работу своего мозга переобучением.

- Изменить сосредоточение: при первых появлениях навязчивости заняться чем-то другим, тем что отвлекает от этого вредного действия. Сначала можно попробовать установить некоторое время задержки, прежде чем заниматься навязчивостью (15 минут). Записывать в журнал успешные попытки, и мысли которые помогли остановить навязчивость.

- Переоценка: посмотреть на себя и свои мысли со стороны, чтобы понять незначительность и малоценность навязчивых мыслей и действий. Например, можно представить себя "бесстрастным зрителем" спектакля.

· Как дополнительный приём, также может использоваться метод «остановки мысли». Этот метод состоит из 5-и шагов:

- составить список навязчивых мыслей, реально оценить их вероятность, полезность и альтернативы.

- представить себе ситуацию, в которой обычно появляется навязчивая или тревожная мысль, остановить навязчивость в этой вооображаемой ситуации.

- команда себе: "Стоп" после возникновения этой навязчивой мысли или действия, уже в реальной ситуации.

- отдавать себе команду "Стоп" как можно раньше, не после начала навязчивого действия или обдумывания, а уже при самых первых признаках появления желания снова подумать об этом.

- заменить негативные и тревожные мысли успокаивающими и позитивными утверждениями или образами.

· Иногда, пациенту может быть полезно записать на бумагу контраргументы о том, как ему вредят навязчивые мысли, как он бесполезно расходует на них своё драгоценное время, что у него есть более важные дела, что навязчивые мечтания становятся для него своеобразным наркотиком, рассеивают его внимание и ухудшают память, что эти навязчивости могут привести к проблемам в семье, на работе, вызвать насмешки окружающих, и т.д. Потом регулярно перечитывать эту бумагу и постараться запомнить наизусть.

Шизофрения

· При шизофрении пациенты иногда начинают вести мысленные диалоги с воображаемыми образами людей или потусторонних существ (т. н. «голоса»). Психолог, в этом случае, может постараться объяснить шизофренику, что тот беседует не с реальными людьми или существами, а с созданными им художественными образами этих существ, думая по очереди то за себя, то за этого персонажа. Постепенно мозг "автоматизирует" этот процесс и начинает выдавать фразы, подходящие придуманному персонажу в данной ситуации автоматически, даже без сознательного запроса. Можно попытаться объяснить клиенту, что разговоры с придуманными персонажами нормальные люди тоже иногда ведут, но сознательно, когда хотят предугадать реакцию другого человека на определенное событие. Писатели и режиссёры, например, так даже целые книги пишут, думая по очереди сразу за нескольких персонажей. Однако, при этом нормальный человек хорошо понимает, что этот образ вымышленный, поэтому он его не боится и не обращается с ним как с реальным существом. Мозг здоровых людей не придаёт интереса и важности таким персонажам, поэтому не автоматизирует вымышленные разговоры с ними. Это как разница между фотографией и живым человеком: фотографию можно спокойно засунуть в стол и забыть о ней, поскольку это неважно, а если бы это был живой человек, то с ним так бы не поступили. Когда шизофреник поймет, что его персонаж — всего лишь плод его воображения, то он тоже начнет с ним гораздо проще обращаться и перестанет доставать этот образ из памяти, когда не нужно.

· Также при шизофрении пациент иногда начинает многократно ментально прокручивать фантазийный образ или сюжет, постепенно такие фантазии глубоко записываются в память, обогащаются реалистичными деталями и становятся очень правдоподобными. Однако, в этом заключается опасность того, что шизофреник начинает путать память о своих фантазиях с реальной памятью и может из-за этого начать вести себя неадекватно, поэтому психологу можно попытаться восстановить реальные факты или события с помощью внешних достоверных источников: документы, люди, которым больной доверяет, научная литература, разговор со свидетелями, фотографии, видеозаписи, построение эксперимента для проверки суждения и т. д.

Наши рекомендации