Особенности групповой арт-терапии подростков.
Подростковый возраст является временем наиболее активного формирования психологической идентичности и определенной системы взглядов, ценностей и верований и их утверждения посредством конфронтации с взглядами, ценностями и верованиями других поколений. В то же время, поскольку психологическая идентичность является у подростков все еще недостаточно устойчивой и хрупкой, для них характерна повышенная уязвимость в ситуациях межличностных конфликтов и болезненное реагирование на критику и попытки окружающих ограничить самостоятельность подростков.
Таким образом, на занятиях по арт-терапии подростки стремятся реализовать имеющиеся в групповой терапии возможности для того, чтобы утвердить и осознать посредством разных форм творческой деятельности свою психологическую идентичность. Большую ценность может иметь при этом «презентация» своей идентичности посредством изобразительных образов, обеспечивающих целостность восприятия своего «Я», и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться.
Подростковый возраст-время активного проявления творческого начала и экспериментов с внешней и внутренней реальностью. В то же время эти эксперименты могут сопровождаться усилением делинквентности и склонностью к «экстремальным» формам опыта. Поэтому продуктивно предоставление подросткам творческой свободы и мягкого формирования ведущим группы определенных ролевых моделей творческого поведения, а также демонстрирование тех или иных инновационных подходов и техник работы с различными материалами.
На базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Челябинска регулярно проводятся арт-терапевтические группы закрытого и открытого типов («Творческая Лаборатория»).
Структура занятий включает в себя ритуал приветствия, обязательное принятие правил, разминку, основное упражнение и рефлексию.
Поведение подростков с девиантным поведением характеризуется:
1) непринятием общепринятых норм и правил;
2) преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;
3) таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели; 4) несформированностью умений действовать по плану.
Поэтому ритуал принятия правил работы в группе является обязательным и проводится перед каждым занятием.
Правила работы в арт- группе.
Работа в группе отличается от простого общения тем, что происходит по определенным правилам. Правила нужны для того, чтобы все чувствовали себя комфортно и могли легко и свободно выражать свое мнение и не опасаться, что эти слова повредят нам самим или кому-то еще.
1.Правило активности.Мы встречаемся, чтобы получить новый опыт, узнать о себе что-то новое, открыть в себе новые возможности.
2. Безоценочное восприятие всех работ.Все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. Нельзя оценивать работу другого, это может делать только сам автор.
Полный запрет на физическое и нравственное насилие.
4. Правило конфиденциальности. За пределами группы нельзя рассказывать о действиях или словах других участников. Можно говорить о своих чувствах и действиях.
1.Творческая Мастерская
«Волшебный сад»
- Приветствие.
Психолог здоровается с участниками, затем просит подростков оценить условным сигналом свое настроение и готовность к работе : две ладони смотрят вверх –« у меня хорошее настроение сегодня», ладони повернуты тыльной стороной-«у меня сегодня плохое настроение», одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной –«мне сложно определить свое состояние».
Принятие правил групповой работы.
Индивидуальная работа.
Материалы:бумага, краски, декоративные материалы, магнитофон, музыкальные записи.
Ведущий:Тема нашей встречи сегодня - «Волшебный сад». Иногда людей можно сравнить с деревьями и цветами: кто-то тянется к Солнцу, кто-то растет в лесу среди других деревьев, а кто-то – на опушке. У одного дерева-сильные корни, другое каждый год радует всех невиданным урожаем яблок или красивыми цветами. Сейчас я вам предлагаю на секунду закрыть глаза и представить, что вы идете по большому волшебному саду…Ты слышишь чудесные звуки этого сада: шелест веток, пение птиц…чувствуешь запахи - травы, благоухание цветов. У тебя в руке - семечко. Выбери место, которое больше всего тебе нравится, и посади там свое дерево. Посмотри, как удивительно быстро оно растет.…Посмотри на свое дерево…
Теперь можно вернуться сюда и на листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуй представленные тобой образы одного или нескольких деревьев.
Придумай рисунку название и историю, которое это дерево смогло бы рассказать.
Этап вербализации.
Участники рассказывают о своем рисунке, степень открытости зависит от самого «художника». Можно деликатно расспросить о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа.
5. Коллективная работа:
Материалы:ткань, магнитофон, музыкальные записи, рисунки-символы (лейка, солнце, забор, мешок с удобрениями), двусторонний скотч.
5.1) Инструкция: необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя).
Представьте, что эта ткань-поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый сам решает, где удобнее вырасти вашему дереву – среди других деревьев, в маленькой роще или оставить его в одиночестве. Выберите подходящее место и расположите деревья на поляне. При желании измените первоначальное местоположение вашего рисунка.
5.2). Ресурсная техника.
В качестве следующего задания психолог предлагает подросткам представить себя садовником или садовницей. Участники отвечают на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла и света, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо”. Из предложенных рисунков-символов участники выбирают подходящие им и крепят их на ткань возле своих деревьев или деревьев других участников.