Вид практики, способ и фора проведения практики

Вид практики: производственная

Тип практики: преддипломная

Способ проведения практики: стационарная

Форма проведения практики: непрерывная

2. Место практики в структуре образовательной программы

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»; Уставом ФГБОУ ВО Пермского государственного национального исследовательского университета от 26.02.2016 г.; Самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартом ВО ПГНИУ, 2016 - «37.05.01 – Клиническая психология»; Образовательной программой ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, квалификации – «Клинический психолог» от 28.09.2016 г.; Методические рекомендации по написанию ВКР.

В структуре ОП ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», квалификации – «Клинический психолог» Преддипломная практика входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», относится к вариативной части программы.

Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Для прохождения «преддипломной практики» необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предыдущими дисциплинами:

Общая психология:

Знать: механизмы и закономерности функционирования основных классов психических явлений.

Уметь: распознавать психические явления в себе и в другом человеке.

Владеть: применять знания о закономерностях функционирования психики в собственной деятельности.

Математические методы в психологии:

Знать: основные математические методы анализа эмпирических данных в психологии и способы их применения.

Уметь: выполнять расчеты с использование комплекса математико-статистических методов и разрабатывать схемы анализа эмпирических данных, понимать психологическую литературу, в которой используется статистическая обработка экспериментальных данных, грамотно подготавливать данные для работы со статистическими программами и правильно понимать результаты их работы.

Владеть: различными способами интерпретации результатов анализа данных.

Экспериментальная психология

Знать: общие принципы экспериментальной психологии, содержание планов психологического исследования.

Уметь: дифференцировать различные планы психологического исследования.

Владеть: разрабатывать дизайн и план психологического исследования.

Методологические основы психологии

Знать: знать историю и основные составляющие методологии психологического исследования и уметь выделять эти основные составляющие методологии при анализе психологических текстов.

Уметь: с методологической точки зрения анализировать психологические тексты.

Владеть: рефлексией своих исследовательских действий и результатов.

Патопсихология

Знания: теория системной и динамической организации высших психических функций при заболеваниях и патологических состояниях, методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений.

Умения: самостоятельно определять патопсихологические симптомокомплексы, ставить и решать практические и исследовательские задачи, прогнозировать возникновение патопсихологических нарушений при различных расстройствах.

Навык: владение методами, процедурами и техниками диагностики, психологической оценки патологических состояний.

Психодиагностика

Знания: основных психодиагностических методик.

Умения: выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче.

Владеть: разнообразными стратегиями диагностической работы с учетом характера и факторов патологических нарушений.

В соответствии с требованиями СУОС ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», квалификации – «Клинический психолог» целью освоения дисциплины «Преддипломная практика» является выполнение выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Задачи практики:

1. Сформировать четкие научные представления о методологии психологических исследований.

2. Продемонстрировать способы описания проблемы исследования, обоснования актуальности, формулирования темы исследования.

3. Сформировать умения самостоятельно проводить психологическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами, предметом и гипотезами.

4. Сформировать навыки постановки инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности.

5. Сформировать умения описывать и представлять результаты своего исследования в форме отчета, тезисов и резюме.

6. Сформировать навыки проведения библиографической работы.

Декан философско-социологического факультета_______Н.И. Береснева

3. Перечень планируемых результатов обучения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Профессиональные компетенции:

ПК-3 – способность разрабатывать дизайн психологического исследования: формулировать проблему и исследовательские гипотезы, анализировать и обобщать теоретический контекст исследования, организовывать исследование в соответствии с принципами выбранной методологии, осуществлять сбор эмпирических данных; анализировать, оценивать и интерпретировать результаты проведенного исследования;

ПК-4 – способность к написанию отчетов, обзоров, аннотаций, научных статей и составлению докладов по результатам исследований, составлению библиографии по тематике проводимых исследований;

ПК-7 – способность самостоятельно проводить психодиагностическое обследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, осуществлять обработку и анализ полученных данных, интерпретировать результаты обследования;

ПК-11 – способность квалифицированно реализовывать программы клинико-психологического вмешательства в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;

ПК-21 – способность популяризировать психологические знания, составлять рекомендации по практическому использованию результатов психологических исследований.

Виды профессиональной деятельности, лежащие основе преддипломной практики:

1. Научно-исследовательская;

2. Экспертная;

3. Проектно-инновационная.

4. Объем и содержание практики

Квалификационная практика проводится в 11 семестре обучения.

Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 9 зачетных единицы (6 недель).

Направления подготовки 37.05.01 – Клиническая психология
№№ учебных периодов, выделенных для прохождения практики
Форма обучения Очная
Объем практики (з.е.) 9 (6 недель)
Объем практики (ак.час.)
Форма отчетности Экзамен – защита отчета (11 семестр)

Результатом прохождения практики является подготовка текста ВКР, отчета о прохождении практики и его защита на кафедре. Исследование в рамках ВКР проводится студентом в течение учебного года.

За период практики должно быть проведено целостное теоретико-эмпирическое исследования, применены номотетические и/или идеографические методы обработки и анализа психологических данных, представлены результаты научному руководителю.

В качестве руководителя преддипломной практики выступает научный руководитель ВКР студента.

В задачи руководителя входит:

1. составление рабочего плана проведения практики (приложение 1);

2. осуществление контроля за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

3. оказание научно-консультативной и методической помощи обучающимся при сборе и обработке материалов ВКР и написание ее текста;

4. оценка результатов прохождения практики обучающимися.

Содержание «преддипломной практики» включает в себя следующие виды деятельности студента:

№ п/п Наименование изучаемых вопросов, выполняемых функций Трудоем- кость (час.) Формы теку- щего контроля
1. Установочная конференция. Устный опрос о готовности к прохождению практики
2. Составление плана выполнения программы практики и индивидуального задания в соответствии с выбранным направлением деятельности Ежедневный отчет перед научным руководителем ВКР.
3. Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта.
4. Сбор необходимой информации – эмпирического материала.
5. Предварительное качественное описание выборки и диагностического инструментария.
6. Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно.
7. Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы, формулируются рекомендации, предполагающие внедрение полученных результатов в практику.
8. Оформление проведённого исследования в виде текста ВКР Еженедельный отчет перед руководителем практики.
9. Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта.
10. Подготовка устного отчёта по научно-исследовательской практике, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение-текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. Текст ВКР, отчет.
11. Защита отчетов по практике. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других студентов. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы. Дифференцированная оценка
Итого  

Организационно выделяются следующие этапы практики:

Первый этап практики –подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, задачи, результаты, в том числе и формы отчётности.

Второй этап практики –это разработка программы психологического исследования (в рамках ВКР), в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий, как проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).

Третий этап практики –это сбор необходимой информации - эмпирического материала.

Четвертый этап практики –это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения).

Пятый этап практики –это оценка, интерпретация и обобщение полученных результатов. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом перспективы практического внедрения результатов).

Шестой этап практики –это оформление проведённого исследования в виде текста ВКР. Текст работы должен быть представлен научному руководителю ВКР и оценен им.

Седьмой этап практики –это оформление проведённого исследования в виде отчёта.

Восьмой этап практики –это подготовка тезисов по результатам исследования.

Девятый этап практики –это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других студентов.

Наши рекомендации