Содержательный модуль 1. Психология детства, подросткового возраста и юности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации (получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«Возрастная и педагогическая психология»

Программаразработана Новиковой Е.В, заведующей кафедрой психологии, кандидатом психологических наук

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедрыпсихологии

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

Заведующийкафедройпсихологии __________________ Новикова Е.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «Возрастная и педагогическая психология» являетсяформирование у студентов представления о предмете и методах возрастной психологии, ее значение для обучения и воспитания детей в учреждениях дополнительного образования (детские школы искусств, музыкальные школы и т.п.) и общеобразовательных учреждениях; а также создание представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культурной среды.

Задачиизучения дисциплины:

- сформировать у студентов базовые представления обобщих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодах;

- ознакомить с системой базовых понятий дисциплины;

- способствовать развитиюнавыков решения проблемных ситуаций, требующих применения возрастно-психологического анализа.

В результате освоения дисциплины «Психология» слушатель должен знать:

- движущие силы и условия психического развития ребенка,периодизацию возрастного развития, психологические новообразования возрастных периодов, содержание основных возрастных кризисов;

- особенностиорганизации обучения детей с учетом базовых основ возрастной психологии;

- организации индивидуальной творческой, спортивной, музыкальной и т.п. работы с детьми с учетом их возрастных и личностных особенностей;

уметь:

- определять возрастные особенности психики ребенка на разных возрастных этапах его жизненного пути,

- разработать индивидуальную программу работы с ребенком с учетом его возрастных и психологических особенностей,

- создать необходимые психолого-педагогические условия, обеспечивающие включение ребенка в социальную сферу, учитывая его возрастные особенности.

владеть:

- методами научного анализа теорий психического развития, методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях;

- приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. Психология детства, подросткового возраста и юности

Тема 1. Возрастная периодизация

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Проблема периодизаций детского развития. Типы возрастных периодизаций: периодизации возрастного развития на основе ступенчатообразного построения других процессов, связанных с детским развитием; периодизации на основе выделенного внешнего признака развития; периодизации одной из линий развития ребенка; периодизации на основе существенных признаков и механизмов развития в целом.

Периодизация психического развития в работах Л.С. Выготского.

Периодизация детского развития как смены типов ведущей деятельности Д.Б. Эльконина.

Основные понятия и стадии развития в концепции Э. Эриксона.

Содержательный модуль 2. Психология развития зрелой личности

Ресурсы сетиИнтернет

№ п/п Название (адрес в Интернет)
Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/
Электронно-библиотечная система издательства Лань [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Популярная электронно-библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://BOOK.ru
КондаковИ. Психологический словарь, 2000 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/
Краткий словарь-справочник по психологии. – М.: изд-во РУДН, 2004 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/35/
Психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/
Психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
Психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_paph.cgi?R4uu4Pxo)urujo9
http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials.html, http://narrlibrus.wordpress.com
PSYLIB® – Библиотека Киевского фонда содействия развитию психической культуры
http://www.koob.ru/
http://www.rae.ru/
http://www.yrpi.ru:8001/library.html– электронная библиотека Южно-Российского психологического института.
http://oba.wallst.ru/library.htm – электронная библиотека «Нестор»
http://www.rospsy.ru – -Российская психология. Информационно-аналитический портал
http://flogiston.ru – представлена литература (тексты классиков, книги по психологии),
http://institut.smysl.ru/article/4.php– библиотека института экзистенциальной психологии и жизнетворчества
http://magazine.mospsy.ru/links/p1.shtml



Тематика контрольных работ

1. Составьте алгоритм психологической характеристики ребенка одного года.

2. Подготовьте перечень ситуаций типичного поведения нормально развивающегося ребенка одного года.

3. Перечислите условия нормального психического развития ребенка от1-3лет.

4. Охарактеризуйте кризис трех лет и развитие ребенка от трех до пяти лет.

5. Составьте алгоритм оценки психического развития на этапе раннего детства.

6. Подготовьте перечень ситуаций, для использования при оценке аффективного поведения детей.

7. Составьте описание игровой комнаты и ее оборудования для диагностики и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста

8. Проведите с ребенком-дошкольником несколько сеансов по рисованию страхов. Сделайте анализ рисунков и поведения ребенка.

9. Составьте сценарий одного занятия по психогимнастике для дошкольников.

10. Охарактеризуйте кризис 7 лет.

11. Оцените готовность к обучению в школе 1 дошкольника по карте-схеме.

12. Составьте алгоритм психологической характеристики дошкольника

13. Охарактеризуйте поведенческие проявления застенчивости младшего школьника.

14. Охарактеризуйте структуру мотивационной сферы младшего школьника.

15. Определите психологическую роль самооценки в становлении личности младшего школьника.

16. Составьте алгоритм оценки психического развития младшего школьника.

17. Выделите признаки подростковой агрессии и обоснуйте причины ее появления.

18. Определите структуру «я – концепции» подросткового этапа развития, охарактеризуйте ее.

19. Охарактеризуйте систему поведенческих проявлений подростка

20. Составьте алгоритм оценки психического развития на подростковом этапе.

21. Определите систему новообразований на этапе юношества

22. Составьте алгоритм оценки психического развития юношества

23. Охарактеризуйте своеобразие эмоциональной сферы молодого человека

24. Составьте алгоритм оценки психического развития на этапе молодости

25. Определите критерии когнитивной зрелости на этапе ранней взрослости

26. Составьте алгоритм оценки психического развития на этапе ранней взрослости

27. Выявите составляющие мотивационного кризиса на этапе зрелости

28. Составьте алгоритм оценки психического развития зрелости

29. Определите систему факторов, определяющих поведение человека в старости.

30. Составьте алгоритм оценки психического развития старости.

Вопросы для самоконтроля

1. Предмет, структура, актуальные задачи, проблемы возрастной психологии.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

3. Биогенетические подходы к исследованию развития психики ребенка: концепция рекапитуляции, теория созревания А. Гезелла, теория трех ступеней развития К. Бюлера.

4. Нормативный подход Л. Термена, теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

5. Трактовка детского развития в психоанализе: теория З. Фрейда, эпигенетическая теория развития (жизненного пути) личности Э. Эриксона.

6. Когнитивное направление в психологии развития: теория интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже), теория морального развития Л. Колберга.

7. Культурно-историческое направление в понимании психического ребенка: Л. С. Выготский и его школа.

8. Критерии периодизаций психического развития.

9. Биогенетические варианты трактовки психического развития.

10. Бихевиористический подход к психическому развитию.

11. Психоанализ З. Фрейда.

12. Когнитивное направление в возрастной психологии.

13. Социогенетический подход к психическому развитию.

14. Культурно-историческое направление в возрастной психологии.

15. Подходы к соотношению обучения и развития.

16. Концепции периодизации развития в онтогенезе.

17. Психологические кризисы возрастного развития человека.

18. Развитие ребенка в период младенчества.

19. Новорожденность.

20. Кризис 1-го года.

21. Развитие ребенка в период раннего возраста.

22. Кризис 3-х лет.

23. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

24. Развитие личности дошкольника.

25. Новообразования дошкольного возраста.

26. Психологическая готовность к школьному обучению.

27. Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению.

28. Кризис 7-ми лет.

29. Младший школьный возраст.

30. Характеристика учебной деятельности младшего школьника.

31. Развитие личности младшего школьника.

32. Новообразования в младшем школьном возрасте.

33. Подростковый кризис.

34. Личность подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве.

35. Общение подростка с взрослыми и сверстниками.

36. Новообразования подросткового возраста.

37. Общая характеристика юношества как стадии развития.

38. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте.

39. Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности.

40. Новообразования в юношеском возрасте.

41. Зрелость в онтогенезе человека.

42. Психологические кризисы зрелого возраста.

43. Психосоциальные проблемы лиц пожилого возраста.

44. Особенности адаптации к старости.

45. Теории старения в психологии.

Примерные темы для рефератов

1. Роль психологических концепций Л.С. Выготского в развитии возрастной психологии.

2. Сензитивные периоды и их учет в психическом развитии человека.

3. Анализ различных подходов проблеме развития психики человека.

4. Соотношение социальных и биологических факторов в развитии психики человека.

5. Социализация как процесс овладения ребенком общественно-историческим опытом.

6. Взаимосвязь обучения и психического развития человека.

7. Зона ближайшего развития и ее содержание.

8. Психологические особенности развития мышления ребенка (по Ж.Пиаже).

9. Возрастная периодизация психического развития ребенка (по Д.Б. Ельконину).

10. Теория психосоциального развития личности (по Э.Эриксону).

11. Социальная ситуация развития и ее значения в психическом развитии.

12. Движущие силы психического развития человека.

13. Возрастные кризисы личности: онтогенетический аспект.

14. Новообразования та их роль в психическом развитии человека.

15. Особенности психического развития детей раннего возраста.

16. Кризис 3-х годов и основные его проявления.

17. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

18. Влияние общения с взрослыми и сверстниками на процесс психического развития ребенка.

19. Особенности развития игровой деятельности в онтогенезе человека.

20. Психологическая готовность ребенка к школе.

21. Характеристика ведущей деятельности младшего школьника.

22. Формирование мотивов учения у младших школьников.

23. Характеристика личности младшего школьника.

24. Влияние родителей на развитие личности ребенка.

25. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.

26. Особенности влияния коллектива на формирование личности человека.

27. Психологические особенности людей периода молодости

28. Психологические особенности взрослого человека.

29. Развитие памяти человека в онтогенезе.

30. Развитие мышления человека в онтогенезе.

31. Развитие внимания человека в онтогенезе.

32. Развитие воображения человека в онтогенезе.

33. Развитие произвольных действий человека в онтогенезе.

34. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе.

35. Онтогенез развития речи человека.

36. Развитие личности в онтогенезе.

Экзаменационные вопросы

1. Основные понятия Возрастной психологии.

2. Формы и области развития.

3. Факторы психического развития.

4. Закономерности психического развития.

5. Механизмы психического развития ребенка.

6. Методы исследования Возрастной психологии.

7. Возрастные периодизации в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Реан).

8. Возрастные периодизации в зарубежной психологии (Г.Крайг, Э.Эриксон, З.Фрейд).

9. Общая характеристика новорожденности.

10. Кризис новорожденности.

11. Безусловные рефлексы новорожденного.

12. Ведущая психическая функция новорожденного.

13. Основные новообразования новорожденного.

14. «Комплекс оживления» и зарождение ведущей деятельности.

15. Социальная ситуация развития в младенчестве.

16. Развитие моторики в младенческом возрасте.

17. Развитие познавательной сферы ребенка в младенчестве.

18. Развитие эмоциональной сферы младенца.

19. Кризис 1 года.

20. Основные психологические новообразования младенца.

21. Особенности психического развития ребенка раннего возраста.

22. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

23. Ведущая деятельность в раннем детстве.

24. Познавательное развитие в раннем детстве.

25. Развитие личности ребенка от 1 года до 3-х лет

26. Кризис 3-х лет.

27. Психологические новообразования.

28. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

29. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

30. Познавательное развитие дошкольника.

31. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

32. Кризис 7 лет.

33. Основные новообразования дошкольного возраста.

34. Готовность ребенка к школе.

35. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

36. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

37. Адаптация ребенка к школе: психологический аспект.

38. Познавательное развитие младшего школьника.

39. Особенности развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.

40. Новообразования младшего школьного возраста.

41. Физическое созревание и его влияние на поведение подростка.

42. Кризис подросткового возраста.

43. Основное психическое новообразование.

44. Социальная ситуация.

45. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

46. Особенности личностной сферы подростка.

47. Развитие познавательной сферы подростка.

48. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

49. Ведущая деятельность юношеского возраста.

50. Особенности личностной сферы в юношеском возрасте.

51. Особенности познавательного развития в юношеском возрасте.

52. Психологические новообразования юношеского возраста.

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации (получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«Возрастная и педагогическая психология»

Программаразработана Новиковой Е.В, заведующей кафедрой психологии, кандидатом психологических наук

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедрыпсихологии

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

Заведующийкафедройпсихологии __________________ Новикова Е.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «Возрастная и педагогическая психология» являетсяформирование у студентов представления о предмете и методах возрастной психологии, ее значение для обучения и воспитания детей в учреждениях дополнительного образования (детские школы искусств, музыкальные школы и т.п.) и общеобразовательных учреждениях; а также создание представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культурной среды.

Задачиизучения дисциплины:

- сформировать у студентов базовые представления обобщих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодах;

- ознакомить с системой базовых понятий дисциплины;

- способствовать развитиюнавыков решения проблемных ситуаций, требующих применения возрастно-психологического анализа.

В результате освоения дисциплины «Психология» слушатель должен знать:

- движущие силы и условия психического развития ребенка,периодизацию возрастного развития, психологические новообразования возрастных периодов, содержание основных возрастных кризисов;

- особенностиорганизации обучения детей с учетом базовых основ возрастной психологии;

- организации индивидуальной творческой, спортивной, музыкальной и т.п. работы с детьми с учетом их возрастных и личностных особенностей;

уметь:

- определять возрастные особенности психики ребенка на разных возрастных этапах его жизненного пути,

- разработать индивидуальную программу работы с ребенком с учетом его возрастных и психологических особенностей,

- создать необходимые психолого-педагогические условия, обеспечивающие включение ребенка в социальную сферу, учитывая его возрастные особенности.

владеть:

- методами научного анализа теорий психического развития, методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях;

- приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. Психология детства, подросткового возраста и юности

Наши рекомендации