Дайте определение понятию «психическое состояние» как психическому явлению.

3. Дайте характеристику актуальным отрезкам спортивной деятельности, их предметам и профессионально-важным состояниям.

4. Охарактеризуйте структуру психического состояния и дайте представление о содержании и функциях его уровней (факторов).

5. Приведите примеры классификаций психических состояний.

6. Расскажите о динамике формирования психического состояния кратковременных реакций до доминантных психических состояний.

7. Дайте представление о динамике психического состояния как о его свойстве.

8. Дайте определение понятию «стресс». Расскажите о понимании его как «процесс» и «состояние». Расскажите о трёх фазах стресса по Г.Селье и о 4 этапах процесса стресса по Мак-Гратту. Какие виды стресса существуют? Назовите некоторые стресс-факторы спортивной деятельности?

9. Что такое «принцип зоны оптимального реагирования» и его роль в контроле за психическим состоянием?

10. Расскажите о взаимосвязи между возбуждением и двигательной активностью (результативностью) в соответствии с теориями:

· закон Йеркса-Додсона

· теория реверсивности

· теория эндогенной биоритмологической активности

· влияния внешних и внутренних факторов

13. Опишите признаки основных психических состояний:

· тренировки

· соревнования

· особых состояний сознания

· командно-психических (групповых) состояний

14. Что такое операционально-психологические факторы вида спорта?

15. Дайте определение понятию психологическая интегральная готовность к соревновательной деятельности и его уровням:

· психологическая подготовленность к спортивной деятельности

· психологическая готовность к соревнованию

· психическая готовность

· оптимальное боевое состояние

16.Дайте характеристику и укажите причины возникновения основных соревновательных состояний:

· оптимальное боевое состояние

· предстартовое благодушие

· предстартовая лихорадка

· предстартовая апатия

· болевой финишный синдром

· психо-соматический срыв

Рекомендуемая литература:

1. Гиссен Л.Д. Время стрессов. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. .

3. Кретти Б. Психология в современном спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1979.

4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964

5. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1979. .

6. ПуниА.Ц. Очерки психологи и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959.

7. Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

8. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры. - Махачкала, 2002.

9. Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. - Самара. СГПУ. 1999.

10. Сопов В.Ф Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности.-М.: Академический проект.2005.

11. Алексеев А.В. Преодолеть себя. - М. 2003

12. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001.

ГЛАВА 23.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ И КОМАНД

23.1.Основы психологической подготовки

Экстремальное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояний нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий.

Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи;

2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;

3); быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;

4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психическо­го напряжения.

Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в -соревновании максимально возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование •функций, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Речь потому идет о результатах, адекватных возможностям спорт­смена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь сос­тавной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической. При низком уровне раз­вития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда или спортсмен не может добиться высоких спортивных достижений, результат будет адекватным возможностям, т.е. невысоким.

Суммарное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояний нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий. Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи;

2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;

3) быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;

4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психическо­го напряжения.

Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

23.2. Виды психологической подготовки

Принято различать три основных вида психологической подгото­вки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятель­ных задач:

1) общая психологическая подготовка;

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конк­ретного соревнования.

О6щая психологическая подготовка в обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам.

Общая психологическая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня актива­ции, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распреде­ления внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физи­ческие усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному сорев­нованию) посредством словесно-образных моделей.

Наиболее употребительными сейчас являются такие специализированные системы психических воздействий как психомышечная тренировка (ПМТ) и ментальная тренировка (МТ).

В процессе овладения ПМТ осваиваются два главных психофизических фактора, лежащих в основе самогипноза: 1) погружение себя в контролируемое сознанием сноподобное гипноидное, «экранное» состояние головного мозга, когда он обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации, 2) оперирование (медитирование) в таком состоянии теми словами и их мысленными образами, которые необходимо заранее подобрать для решения конкретной задачи саморегуляции.

Термин «ментальная тренировка» употребляется в разных значениях. Психологи спорта США и Канады «ментальной тренировкой» фактически любое целенаправленное и специально организованное психическое воздействие на спортсмена в процессе его подготовки к соревнованиям. В нашей стране этому термину обычно придают первоначальное языковое значение: умственная, познавательная (когнитивная) подготовка. Подразумевается система вербальных (в меньшей степени образных) воздействий на сознание спортсмена с целью оптимизации психических процессов и повышения психической дееспособности индивида.

Один из ведущих специалистов в области ментального тренинга шведский психолог Л.-Э.Унесталь считает, что ментальной тренировкой можно называть систему сознательного самопрограммирования достижения успеха, как в спорте, так и в жизни, на базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга.

Ментальную тренировку следует понимать как комплекс психических средств, включающих:

- распознавание и оценку окружающей ситуации;

- контроль психофизиологических и поведенческих реакций;

- приёмы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Такая комплексная ментальная тренировка позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.

Специальная психологическая подготовка направлена, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности.

Специальная психологическая подготовка направлена на решение следующих частных задач:

- ориентация на те социальные ценности, которые явля­ются ведущими для спортсмена,

- формирование у спортсмена психических «внутренних опор»,

- преодоление психических барьеров, осо­бенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником,

- психологическое моделирование условий предстоящей борьбы,

- создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием.

Психологическая (психическая) защита является специальной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнования представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера (хотя может быть и своего рода самозащита в виде срочного использования средств саморегуляции), направленные на изменение негативного состояния спортсмена или компенсацию такого состояния. Психологическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности, т.е. в конечном итоге надежности спортсмена. Подобные психологические мероприятия направлены на создание психической защиты против негативных воздействий психически напряженных ситуаций и на разработку стратегии «выхода» на оптимальное состояние спортсмена.

Психологическая подготовка спортсмена к каждому конкретному соревнованию начинается с того момента, когда он узнает о возможности (или необходимости) своего участия в этом соревнова­нии, а кончается последним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:

первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т. д.);

второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного за­бега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);

третий период — от начала первого этапа соревнования до окончания финала.

Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач.

Задачи первого периода:

1) предварительный сбор информации о соревновании;

2) предварительный сбор информации о соперниках;

3) постановка (на основании переработки собранной информации) цели участия в соревновании и определение общих задач;

4) программирование средств решения общих задач (в данном случае речь идет о средствах достижения цели), постановка частных задач и программирование на основе содержательного анализа средств ихрешения.

На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель не бывает (за редким исключением) легко достижимой. Чтобы добиться ее, приходится и при подготовке к соревнованию и особенно в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагать значительные, часто и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсмена должна быть сформирована установка, выражающаяся в его психологической готовности к таким усилиям. Установка эта, может быть сформирована в том случае, если поставленная соревновательная цель обладает общественной и личной значимостью, т. е. если достижение ее желанно для спортсмена. Это первый, признак правильно поставленной цели. Вторым признаком является достоверность цели, т.е. возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив цель, спортсмен определяет общие задачи, которые необходимо решить, чтобы, добиться цели, — показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу.

Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения — очень важная часть подготовки к соревнованию. Успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством саморегуляции действий спортсмена в зависимости от целей и условий деятельности.

Саморегуляция, как всякий процесс управления в любой системе, включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы. В разных видах спорта программы различны. Представители любого вида спорта программируют свои собственные движения и действия — это первая ступень программы. Ею ограничивается, по сути дела, программа тяжелоатлета, гимнаста, прыгуна в высоту, метателя, фигуриста. Бегун, велосипедист, гребец, а особенно боксер, борец, фехтовальщик включают в свою программу еще одну ступень: они программируют кроме собственных действий еще и действия соперников. Например, бегун стартует на середине дистанции, чтобы заставить соперника изменить удобный график бега; боксер умышленно, открывается, чтобы вызвать соперника на атаку; борец принимает такую стойку, которая вынуждает его соперника стремиться к определенному захвату и т. п. Футболист, хоккеист, волейболист, баскетболист включают в свою программу кроме двух названных еще и третью ступень: они программируют действия своей команды и команды соперника.

В создание программы любого уровня входит моделирование при помощи как натурных, так и словесно-образных моделей. На этих моделях «проигрываются» те действия, которые прогнозируются спортсменом в качестве средств достижения соревновательной цели. Но для составления программы необходима информация более обширная, чем для постановки цели. Теперь спортсмен нуждается в дополнительных сведениях. Где будут проходить соревнования? В какое время суток? Каков распорядок соревнований? Как они будут организованы? Кто из товарищей будет в них участвовать? Будет ли на них личный тренер? Кто будет руководителем и представителем команды? Критически осмыслив всю эту информацию, спортсмен приступает к словесно-образному моделированию. Это сложный и ответственный момент.

Спортсмен с максимально возможной полнотой и отчетливостью представляет себя в условиях предстоящего соревнования. При этом он должен «видеть» их не застывшими, а меняющимися, «ощущать» состояние своего организма, «чувствовать» свое эмоциональное состояние, «воспринимать» реакции зрителей, судей, тренеров, товарищей по команде, «бороться» с противниками. И все это не один раз и не одинаково. Всегда словесно-образное моделирование сопровождается как можно большим числом вопросов («А если произойдет то-то?») и ответов («Тогда придется сделать то-то»). При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент (в первом периоде подготовки к соревнованию) он может быть не готов еще к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него еще есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задачу, правильно оценив свои возможности (и имеющиеся, и потенциальные). Вот здесь-то и проявится влияние психологической подготовки к соревнованию на физическую, техническую и тактическую подготовку к нему или, точнее, неразрывная связь всех видов предсоревновательной подготовки.

Сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования. Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Для сохранения нервно-психической энергии полезно переключать внимание, мысли на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Однако по мере приближения момента старта делать это становится все более трудно: спортсмен уже не может думать, о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен направит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных приемов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

Существует противоречие между жестко запрограммированной: целью соревновательной деятельности и средствами ее достижения, а также между вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки. Сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать средства ее достижения, т. е. стремится оставить программу неизменной. В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими помехами корректи­ровать программу и даже решительно изменять ее. Такое противо­речие может привести спортсмена к состоянию, называемому в пси­хологии конфликтным, при котором человек не знает, как ему по­ступить, колеблется, когда нужно быстро принять решение и сразу приступать к его практическому осуществлению. Выйти из этого конфликтного состояния можно, создав экстренную словесно-образ­ную модель соревновательной ситуации и сравнив ее с моделью-эталоном, сделанной в предыдущих периодах психологической под­готовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих двух моделей должно побудить спортсмена придерживаться в основном ранее принятой програм­мы. Существенная разница между ними заставляет спортсмена изменить программу «на ходу».

Обеспечение отдыха между соревновательны­ми стартами — весьма трудная задача третьего периода психо­логической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся: в течение нескольких дней, в других — спортсмену в один день при­ходится несколько раз принимать старт. По мере приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, поедин­ками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточ­ной физической и нервно-психической энергии. Чтобы этого не про­изошло, надо специально организовывать отдых между соревнова­тельными действиями. Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключение на занятия, не связанные с соревнованием, использование аутогенной, психорегулирующей или психомышечной тренировки. Все эти мероприятия следует про­водить в некоторой изоляции. Во всяком случае, надо стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшает число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии. По этим же причинам не следует сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на частных неудачах, вызванных этими ошибками. Тщательный их анализ лучше провести после окончания соревнований.

24.3.Средства и методы психологической подготовки

Содержание конкретных средств и методов психологической подготовки, применяемых современными психологами, раскрывает следующая классификация.

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на: 1) мобилизующие, 2) корригирующие, 3) релаксирующие;

по содержанию:

1) психолого-педагогические, 2) преимущественно психологические, 3) преимущественно психофизиологические.

В свою очередь, в первой группе могут выделяться:

1) убеждающие; 2) направляющие (те и другие - преимущественно словесные); 3) двигательные; 4) поведенческо-организующие средства;

во второй:

1) суггестивные (внушающие), 2) ментальные (сочетающие воздействие словом и образом), 3) социально-игровые средства;

в третьей:

1) аппаратурные, 2) психофармакологические, 3) дыхательные, 4) комбинированные (например, дыхательно-двигательные).

По сфере воздействия дифференцируются:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями), 2) средства воздействия на интеллектуальную сферу, 3) средства воздействия на волевую сферу, 4) средства воздействия на эмоциональную сферу, 5) средства воздействия на нравственную сферу;

по адресату:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера, 2) средства управления непосредственно спортсменом или командой;

по времени применения:

1) предупреждающие, 2) предсоревновательные, 3) соревновательные, 4) постсоревновательные;

по характеру применения:

1) саморегуляция (аутовоздействия), 2) гетерорегуляция (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

24.4.Индивидуальный подход при психологической подготовке

Значение индивидуального подхода заключается в том, что ни один метод обучения и трени­ровки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей че­ловека.

Конкретные задачи, которые преследуются при индиви­дуализации подготовки, — использовать все потенциальные возможности человека, все его личностные резервы, применять доступные методы и персонально дозируемые -приемы воздействия с учетом свойств характера и темперамента, психического состояния конкретной ситуации, поставленных целей и решаемых задач.

Степень индивидуализации учебно-тренировочной в воспитательной работы может быть различной. Во-первых, возмо­жен совершенно одинаковый, нивелированный подход ко всем. Оче­видно, -что в этом случае индивидуализация равна нулю. Во-вто­рых, можно работать с подопечным отдельно, персонально, строя всю работу на основе тщательного учета его особенностей и реак­ции на педагогические воздействия. Здесь налицо предельная ин­дивидуализация. Наконец, в-третьих, возможно условное разделе­ние спортсменов по группам, основанное на определенном их сход­стве. Это — индивидуализация по типам (по типичным проявле­ниям).

Индивидуализация обучения и подготовки спортсменов с ориен­тацией на типичные проявления заслуживает внимания. Применяя такой подход, оценив личностные особенности спортсмена и отнеся их к определенному типу проявлений, можно воспользоваться прак­тическими рекомендациями, имеющимися в специальной психоло­гической литературе. Значительно проще получить конкретную кон­сультацию и у специалиста-психолога.

Недопустима «гипертрофия» индивидуального подхода, сведе­ние его к так называемой «парной педагогике». Задачи воспитания и психологической подготовки спортсмена обязательно предпола­гают работу в коллективе и с коллективом. Наряду с индивидуаль­ным правомерно говорить и о дифференцированном подхо­де, понимая под ним специальную работу со спортсменами с учетом их различий по ряду общих признаков: по полу, возрасту, образо­ванию, опыту. Дифференцированный подход как бы предваряет индивидуальный. Вопрос этот пока изучен слабо. Поэтому можно привести лишь отдельные, наиболее общие сведения, необходимые для дифференцированного подхода.

Половые различия. Обыденное представление склоняется к то­му, что мужчины более спортивны, чем женщины. Действительно, мужчины по природе своей более склонны к участию в спортивной борьбе, дух соперничества у них выше, они в большей мере «кон­курентны», амбициозны, активнее и инициативнее в игре и поедин­ке. Можно говорить и о большей их устойчивости к стрессу в усло­виях напряженной деятельности. Мужчины менее впечатлительны и ранимы, менее конфликтны и менее внушаемы.

Женщины, тем не менее, имеют ряд положительных характерис­тик относительно требований спортивной деятельности. Они могут достичь лучших, чем мужчины, результатов в действиях, требую­щих ювелирной точности, лучше переносят однообразную, монотон­ную работу, более дисциплинированны. Но женщины более конф­ликтны в коллективе, требуют большего внимания со стороны тре­нера, нуждаются в большей опеке. В ситуации поражения, срыва, аффекта истерические реакции у женщин случаются чаще и проте­кают интенсивнее.

Возрастные различия. В спорте высших достижений сейчас не­мало спортсменов юношеского (16—18 лет) и даже подросткового (12—15 лет) возраста. В эти годы человек как личность еще не сложился: не сформировались полностью сознание, мировоззрение, интеллект, не устойчивы мнения, отношения взгляды, установки, жизненная ориентация.

Подчас юные спортсмены добиваются выдающихся достижений. Это свидетельствует о значительных (но пока еще недостаточно познанных) физических и психических резервах растущего организ­ма и развивающейся личности. Однако для юных спортсменов, как правило, характерно то, что в своем отношении к упражнениям и соревнованиям они плохо осознают меру риска и социальной ответственности за показанный результат. Это в какой-то степени позволяет их не испытывать сильной психической напряженности. Обычно юные спортсмены во всем полностью полагаются на своего тренера. Поэтому все его действия, применяемые формы и средства подготовки, интенсивность и объем нагрузки должны быть особенно тщательно продуманы исходя из того, что задания и установки будут восприниматься некритично и выполняться точно. Юный спортсмен, естественно, вносит мало корректив в свою подготовку. В силу указанных особенностей для юношеских команд более других подходит авторитарный стиль руководства (в лучшем его виде).

Спортивный опыт. Малоопытные спортсмены, новички в команде нуждаются в большей опеке, в большей степени секундирования, в подробном и более конкретном планировании общей психологической подготовки и тактики поведения в каждом соревновании. Они обладают меньшей социальной защищенностью (меньше рассчитывают на моральную поддержку в команде, в своем cnopтивном коллективе), болезненно реагируют на форму обращения kним, замечания, указания, подсказки и пр.

В связи с этим одна из основных задач тренера в подготовке
таких спортсменов — укрепление чувства уверенности в себе, фор­мирование достаточно высокой самооценки. Достигается это поощ­рением, поддержкой в индивидуальных беседах и путем специаль­ного инструктирования опытных спортсменов относительно пове­дения с неопытными.

В баскетбольную команду ЦСКА пришел новый игрок. Он впервые попал в клуб высшей лиги и не имел опыта игры в составе высококлассных баскетболистов. Один из опытных игроков—человек горячий и эмоциональный — возмущался недогадливостью новичка, упрекал его за каждый неверный маневр. Это угнетающе действовало на новичка. Он плохо привыкал к партнерам к команде. Вмешался тренер. Побеседовал с каждым баскетболистом. Первому посоветовал не обращать внимания на форму замечаний второго, объяснил, что возмущается и кричит он только от несдержанности. Опытному же игроку сказал; что оскорбления недопустимы и его поведение губит молодого игрока. Своеобразные и умелые беседы тренера подействовали.

Опытные спортсмены — это ядро коллектива, его «золотой фонд». Они — опора, советчики и помощники тренера. Безусловно, тренер должен активно использовать возможность положительного влияния ветеранов на воспитание и психологическую подготовку команды, на формирование общественного мнения в команде, на создание атмосферы дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки, хорошего, боевого настроения.

В работе с выдающимися спортсменами сложная психологическая ситуация возникает в связи с большой их популярностью и ореолом незаменимости, вниманием к ним радио, прессы и люби­телей спорта. Нелегко даже самому самокритичному и умному спортсмену устоять против «звездной болезни». Перед тренером стоит сложная задача — сохранить большого мастера для спорта и не дать ему деградировать как личности.

Для ветеранов актуальным является вопрос о сроке прекраще­ния занятий спортом. Стадия развития спортивных мотивов, Кото­рую переживают ветераны, называется инволюцией мотивов. Суть заключается в том, что для спортсмена существенным становится вопрос, для чего он «до сих пор» отдает все силы спорту и не пора ли прекратить выступления в соревнованиях. От тренера и спортив­ного руководства во многом зависит, каким уйдет из спорта заслу­женный спортсмен — с активным стремлением занимать передовые позиции в обществе или морально надломленным, неудовлетворен­ным, не готовым продолжать жизнь, достойную его спортивных ти­тулов и званий.

Образование. При организации индивидуальной психологиче­ской подготовки нельзя не учитывать уровня интеллектуального развития и образования спортсмена. Интеллектуально развитые спортсмены более способны к самовоспитанию, склонны к анализу и творческому активному участию в своей подготовке. Они быстрее и, как правило, с большим желанием и пониманием дела овладе­вают сложными приемами самоубеждения и самовнушения, идеомоторной тренировки, аутогенной тренировки и др. Такие спортсмены ждут демократического подхода, отрицательно относятся к диктату и бескомпромиссным, категорическим распоряжениям, предпочитают, чтобы с ними советовались по всем вопросам орга­низации их подготовки, чаще обсуждали теоретические и методиче­ские вопросы. В то же время развитый интеллект связан с силь­ным воображением и способностью к прогнозированию, что иногда приводит к излишнему «самокопанию», возникновению чувства тревоги за возможную неудачу в предстоящих ответственных соревнованиях, а это, в свою очередь, — к раннему и сильному предстартовому возбуждению. ,

Все эти факторы индивидуальных различий определяют выбор средств и методов психологической подготовки спортсмена.

Индивидуализация психологической подготовки предусматривает последовательное осуществление ряда шагов, представляю­щих собой диагностику, управление и контроль за эффективностью применяемых средств и методов.

Первым и очень ответственным шагом индивидуализации психологической подготовки является изучение индивидуально психологических особенностей спортсмена. Завершается работа по изучению личности составлением подробной психологической характеристики, заполняемой по определенной схеме. Характеристика должна быть достаточно подробной и в то же время конкретной и содержать информации по таким основным. показателям, как направленность личности система отношений, психическое развитие, особенности поведении деятельности. Направленность личности: мотивы, интересы, установки, увлечения, основные потребности, идейная убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, сознание долга, уровень притязаний.

Отношения: к людям (коллективу, тренеру, товарищам, семы соперникам), к делу (спорту, труду, учебе, общественной работе к самому себе (самолюбие, амбициозность, самокритичность, самоконтроль, самовоспитание), к личным достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, критике, наградам поощрениям и наказаниям).

Психическое развитие: общие и специальные проявления основных .свойств нервной системы, темперамент, психические и волевые качества.

Отношения и поведение в тренировках: аккуратность, дисципли­нированность, организованность, трудолюбие; активность, инициативность, самостоятельность; характер настроения, устойчивость помехам и неблагоприятным условиям. Любимые и нелюбимые упражнения, задания, ситуации. Отношение к частым разъездам смене спортивных залов, инвентаря; отношение к помощи и сказкам тренера.

Отношения и поведение в соревнованиях: типичное предстартовое состояние, сон в период соревнований, степень напряженности в самом начале и в ответственные моменты спортивной борьбы характерная динамика психического состояния в ходе состязание особенности разминки и настройки, реакция на действия товарищей по команде, отношение к судьям и судейству, реакция на зрителей особенности секундирования. Типичные причины срывов, ошибок «психологические барьеры», «коварные» упражнения, приемы и т. Ближайшие и перспективные цели и задачи в спорте. Наличие уверенности и стремления к соперничеству, к спортивной борьбе. Эмоциональные состояния после соревнования.

Психологическая характеристика не остается неизменной. Она дополняется по мере развития и становления личности спортсмен и в связи с совершенствованием его психологической подготовленности.

На основе точного представления о личности спортсмена и его психологической подготовленности осуществляется индивидуальное планирование психологической подготовки. Оно не должно сводиться лишь к определению задач.

Наряду с целями и задачами в индивидуальный план обязательно включают средства и методы психологической подготовки, их дози­ровку и место в учебно-тренировочном процессе.

С учетом данных индивидуального планирования применяются конкретные средства и методы управления психическим развитием спортсмена как осуществление процесса индивидуальной психологической подготовки.

В плане индивидуализации психологической подготовки по типологическим различиям есть продуктивные исследования психологов. Спортсмены с сильной нервной систе­мой при благоприятных условиях (отсутствие психических травм, «психологических барьеро

Наши рекомендации