Практическое занятие 8. Семинар Особенности и стили мышления руководителя

Основные вопросы

1. Индивидуальные особенности мышления руководителя.

2. Интеллектуальная деятельность руководителя.

3. Уровни и средства интеллектуального взаимодействия руководителя и подчиненных

4. Стили мышления руководителя и их особенности: аналитик, син­тезатор, идеалист, прагматик, реалист, технолог.

Основная литература

1. ЕникеевМ.И. Общая и социальная психология. — М., 2001. С. 16-43.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2002. С. 333-354.

3. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,2002. С. 174-188,468-513.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002. С. 5-64.

5. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. Кн. 2. — М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С. 261-277.

Дополнительная литература

1. Беляцкий Н. П. Интеллектуальная деятельность менеджмента: Учеб.пособие. — Минск: Новое знание, 2001.

2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное разви­тие человека. Акмеологические основы управленческой деятель­ности. Кн. 2. - М.: РАГС, 2000.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.

4. ИвинА. А. Искусство правильно мыслить. — М., 1986.

5. Кнорринг В. И. Основы искусства управления: Учебное пособие. —М.: Дело, 2003.

6. ЛибинА. В. Дифференциальная психология. — М.: Смысл, 2000.

7. Малышев К. Б. Психология управления: Научно-методическоепособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной лич­ности. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

9. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе: Практиче­ское руководство для менеджеров. — М.: HIPPO, 2003.

10. Психологические портреты персонала: типология и диагностика /Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2003.

11. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология управления: Учебноепособие. — Ростов-на-Дону, 2001.

14. Хант Р., Базам Т. Как создать интеллектуальную организацию. —М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Чернышев В. Н.,Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. —СПб.: Энергоатомиздат, 1997.

16. Шкута А. А. Практическое мышление менеджера. — М., 1998.

Самостоятельная внеаудиторная работа

1. Для студентов дневного отделения

Вопросы и задания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов дневного отделения

Тема: Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

1. Выписать методы психологии по Ананьеву.

2. Раскрыть особенности понятий «научная» и «житейская» психология,

3. Составить схему «связь психологии с другими науками»

4. Подготовить сообщение «Миф о Психее, Эроте и Афродите».

Тема 2.История становления современной психологии

1. Составить схему «связь психологии с другими науками»

2. Раскрыть особенности данной взаимосвязи.

3. Составить классификацию отраслей современной психологиис точки зрения: развития человека, его деятельности и отношения человека к обществу. (Общая психология, психология труда, инженерная психология, социальная психология, психология управления, психология разви­тия (возрастная), педагогическая, юридическая, клиническая (меди­цинская), интеллекта, практическая, этнопсихология, политическая, историческая, зоопсихология, патопсихология, нейропсихология, пси­хофизиология)

Тема 3.Понятие о личности в психологии

1. Составить схему соотношения понятий «личность», «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект».

2. Подобрать методы исследования личности (например: Самооценка психических состояний. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, актив­ности и настроения (САН).

Литература

1. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головекий,Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. С. 480- 531, 545-587.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.

3. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и прак­тика: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:ВЛАДОС,2001.

Тема 4.Перцептивные процессы,их особенности и нарушения

1. Раскрыть индивидуальные особенности восприятия: аналитическое, син­тетическое, аналитико-синтетическое, эмоциональное. Восприятие человека человеком (социальная перцепция) Человек как объект и субъект соци­
альной перцепции.

2. Дать описание психотипам: аудиалы, визуалы, кинестетики, дискретники, дист-
ракторы.

3. Письменно раскрыть особенности нарушения восприятия: гиперстезия, гипостезия, агнозия, демен-
ция, псевдодеменция. Обманы чувств: галлюцинации (зрительные,
псевдогаллюцинации, синдром Кандинского), иллюзии (вербаль­
ные, парейдолические, типические).

Литература:

1. Глейтман Г. и др. Основы психологии / Под ред. В. Ю. Большако­
ва, В. Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. С. 201-252, 252-295.

2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. — М., 2003.
С. 201-252.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2000. С. 71-142.

4. Максименко С. Д. Общая психология. — М., 2002. С. 193-219.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,
2002. С. 25-35.

6. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и прак­тическое применение. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

7. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. — М., 1996.

8. Аудиовизуальная психодиагностика: Практикум для студентоввысших и средних учебных заведений / Авт.-сост. А. И. Ушати-ков, О. Г. Ковалев, В. Н. Борисов. — М., 2000.

9. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.

10. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М., 2002.

11. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000.

12. Крат Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

13. Менделевии В. Д. Клиническая и медицинская психология: Прак­тическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.

14. Менегетти А. Психосоматика. — М., 2002.

15. Немое Р. С. Психология. - М., 2002

Тема 5.Индивидуальные особенности памяти. Нарушения памяти

1. Выписать в тетрадь приемы мнемотехники.

2. Подобрать психодиагностические методики исследования памяти.

Литература:

1. Глейтман Г. и др. Основы психологии / Под ред. В. Ю. Большако­ва, В. Н. Дружинина. - СПб: Речь, 2001

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000.

3. ЕникеевМ. И. Общая и социальная психология. — М., 2001.

4. ЛурияА. Р. Внимание и память. — М., 1999.

5. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2002.

6. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер,2002.

7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

8. Хрестоматия по психологии. Психология памяти/Под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. — .: ЧеРо, 2000.

Тема 6:Познавательная сфера личности

Раскрыть актуальность проблемы связанной с познавательной сферой личности студента.

1. Проблема отчуждения студентов от учебной деятельности.

2. Особенности личностных изменений у студентов в процессе обучения в вузе

Литература:

1. Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических способностей методом поэтапного формирования умственных действия и понятий // Вопросы психологии 2002,№5.

2. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Москва. Академический Проект 2004

3. Зимина И.С., Кошкарова Ю.В. мотивация в процессе становления интеллектуальной пассионарности студентов. Ж. Психология в вузе 2006, №4 стр.49-61

Тема 7. Воображение.

Подобрать методики диагностики воображения

Литература:

1. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головекий,Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. С. 480- 531, 545-587.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.

3. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и прак­тика: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:ВЛАДОС,2001.

Тема 8:Индивидуальные особенности личности

1. «Особенности проявления темперамента в учебной деятельности»

2. «Особенности проявления характера в учебной деятельности»

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону, 2002.

2. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подрост­ков. - М., 1999.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Кн. 2. —М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С. 261-277.

Дополнительная литература

1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темпе­рамента — к характеру и типологии личности. — М.: ВЛАД ОС, 2000.

2. Душков Б. А. Психология типов личности. — М., 1999.

3. Немое Р. С. Психология. - М., 2002.

4. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. — Самара, 2000.

5. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реа-на.-СПб., 2001.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дру­жинина. - СПб., 2001.

12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.:ИППИСП,2000.

13. Современная психология: справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

15. Фрейджер Р., ФейдименД. Личность: теории, эксперименты, упраж­нения. - СПб., 2001.

Тема 9:Предмет и задачи педагогики

1. Выписать в тетрадь задачи педагогики

2. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения

3. Подготовить таблицу для работы на практическом занятии:

Каким бы вы хотели видеть образовательный процесс Принципы психологии

4. Образование в мире. Отечественные инновационные образователь­ные технологии.

Литература:

1. Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. —СПб., 2000.

2. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1998. С.

3. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопро­сах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2001.

Тема 10:Методы и формы обучения

1. Сравнить педагогические и психологические методы обучения (выписать в тетрадь)

2. Составить иерархию целей обучения

Литература:

1. Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. —СПб., 2000.

2. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1998. С.

3. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого/ Педагогическое общество России - М.2002

4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопро­сах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2001.

Тема 11:Структура малой группы. Социально-психологическая организация малой группы

Подготовить сообщения по вопросам:

1. Понятие малой социальной группы.

2. Численность малой социальной группы.

3. Типология структуры малой социальной группы.

Литература:

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. — М., 2000.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.:Аспект Пресс, 2001. С. 203-263.

3. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образмыслей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 295-387.

4. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии,истории и теории. — СПб., 1999.

5. Прикладная социальная психология / Под ред. А Н. Сухова, А. А Дер-кача. - М., 1998.

6. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК Вел-би, 2003. С. 147-236.

7. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.

8. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. —М., 2001.

9. Столяренко Л. Д. Практикум по общей психологии. — М., 2002.

10. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопро­сах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

11. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М., 1995.

Тема 12: Воспитательное воздействие коллектива на личность

1. Проанализировать книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» по вопросам:

· условия воздействия коллектива

· формы работы с коллективом

· проявление индивидуальных особенностей при взаимодействии в коллективе

2. Взаимоотношения поколений в современных условиях

3. Составить схемы возможных трансактных взаимодействий в обществе.

Литература: А.С.Макаренко «Педагогическая поэма»

Тема 13. Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя

1. Проанализировать работу и выписать основные положения: Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.

2. Стратегии поведения лидера в профессиональном коллективе.

3. Виды лидерства в контактных группах (Л. И. Уманский).

4. Стили лидерства и их эффективность.

5. Лидерство и руководство.

Литература:

1. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства: Учеб. пособие. —Мн.: Новое знание, 2002.

2. Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.

3. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / По материа­лам американских исследований. Под ред. Т. Н. Ушаковой. — Дуб­на, 1997.

4. Менегетти А. Психология лидера. — М.: ННБФ «Онтопсихоло-гия», 2001.

5. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого/ Педагогическое общество России - М.2002

6. Румянцева В. И. Лидер: Опыт изучения психологии неформаль­ного лидерства. — СПб., 1996.

7. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.

8. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопро­сах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

Тема 14.. Семейное воспитание и семейная педагогика. Аномальные стили семейного воспитания. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Подготовить вопросы к семинару

1. Семья как социальный институт воспитания.

2. Типология семейного воспитания.

3. Аномальные стили воспитания.

4. Нарисовать в домашних условиях рисунок семьи (студент или член семьи)

5. Подготовить методику «Исследование и диагностика семейного воспитания (тест Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи».

Литература:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или какнаучиться понимать своего ребенка. — М., 1999.

2. Берне Р. С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введе­ние в понимание детей через кинетический рисунок. — М., 2000.

3. Ветер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика.Практическое руководство. Часть 2. — М.: Генезис, 2001.

4. ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.

6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.:Апрель Пресс, 2001.

7. Дружинин. Психология семьи. — СПб.: Речь., 2002.

8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. —М.: Сфера, 2000. С. 314-370.

9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. —М., 2000.

10. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 2001. С. 62-100, 490-512.

11. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева идр. - М., 1998.

12. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасисто-го. — Ростов-на-Дону, 1998.

13. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога: Учеб. пособие:В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн. 2: Работа психологасо взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. С. 119-184,184-210.

14. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Шребенни-ков, Л. В. Ковинько. — М., 1990.

15. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М., 2001.

16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия
семьи. - СПб., 2002.

2. Для студентов заочного отделения

В соответствии с учебным планом студентам заочного отделения необходимо проработать задания самостоятельной внеаудиторной работы по всем темам программы курса по дисциплине «Педагогика и психология».

Цель данной работы - привить навыки самостоятельного изучения учебного материала.

Самостоятельная внеаудиторная работа должна показать умение кратко и точно отвечать на поставленные вопросы, подбирать и использовать для ответа фактический материал, делать необходимые сравнения и обобщения, привести примеры по поставленным вопросам.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999. С. 69-37.

2. Аверченко Л. К. Управление общением. — М., 1999.

3. Акопов Г. В. Социальная психология образования. — М., 2000.

4. Акопов Г. В. Социальная психология образования. — М.: Москов­ский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М., 1999.

6. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства: Учеб. пособие. —Мн.: Новое знание, 2002.

7. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

8. Бондаревская Е. В., Кулъневич С. В. Педагогика: личность в гумани­стических теориях и системах воспитания — Ростов-на-Дону, 1999.

9. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М., 1999.

10. Вершловский С. Г. Образование взрослых: Опыт и проблемы. —СПб., 2002.

11. Ветер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. — М.: Генезис, 2001.

12. ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

13. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1999.

14. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.

15. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности. — СПб., 1999.

16. Григорьева Т. Г., Усолъцева Т. П. Основы конструктивного обще­ния. — Новосибирск, 1999.

17. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М., 1996.

18. Дружинин. Психология семьи. — СПб.: Речь., 2002.

19. ЕникеевМ. И. Общая и социальная психология. — М., 2001.

20. И. Селъе Г. Стресс без дистресса. — М., 2002.

21. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001.

23. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структу­ре конфликта. — СПб., 1999.

24. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. — М.: Наука, 2001.

25. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. —М., 1989.

26. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Посо­бие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

27. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

28. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / По материа­лам американских исследований. Под ред. Т. Н. Ушаковой. — Дуб­на, 1997.

29. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальносттретьего тысячелетия. — М., 997.

30. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 2000.

31. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб, 2002. С. 438-469.

32. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер,2002. С. 187-188..

33. Морозова О. П. Педагогический практикум: Учебные задания, за­дачи и вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2000.

34. Образование: традиция и инновации в условиях социальных пе­ремен. — М., 1997.

35. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной дея­тельности. — СПб., 1999.

36. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии,
истории и теории. - СПб., 1999. С. 297-432.

37. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии,истории и теории. — СПб., 1999.

38. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 2001. С. 62-100, 490-512.

39. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1998. С. 442-481.

40. Педагогические технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред.В. С. Кукушкина. — Ростов-на-Дону, 2002.

41. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева идр. - М., 1998.

42. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей,Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. С. 359-389.

43. Практикум по психологии. — СПб.: Лань, 2002.

44. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. —СПб.: Питер, 2000.

45. Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавринен-ко. - М., 1997.

46. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реа-на. - СПб., 2001.

47. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасисто­го. — Ростов-на-Дону, 1998.

48. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасисто-го. — Ростов-на-Дону, 1998.

49. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалис­
тов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Дер­кача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

50. Рамендик Д. М., Солонкина О. В., Слаква С. П. Психологический
практикум: Учебное пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2002.
С. 122-156.

51. Ребус Б. М. Психологические основы делового общения. — М., 2001.

52. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2. —М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

53. Румянцева В. И. Лидер: Опыт изучения психологии неформаль­ного лидерства. — СПб., 1996.

54. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшей школы. — М.: Ака­демия, 2001.

55. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.В. Н. Дружинина. - М., 1999.

56. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс,2002. С. 67-71.

57. Столяренко Л. Д. Практикум по общей психологии. — М., 2002.

58. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопро­сах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999..

59. Фромм А. Азбука для родителей. -Л., 1991.

60. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2001. С. 442-481.

61. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие лич­ности. - М., 1998..

Требования к написанию конспектов

(для студентов дневного отделения)

Проработка источников литературы сопровождается конспектированием.

При работе с литературой необходимо четко подразделять выписки на дословные и конспективные.

Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в самостоятельной работе.

Кроме того, необходимо соблюдать основные правила цитирования: нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т.п.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

(для студентов дневного и заочного отделения)

1. Психология как наука. Объект, предмет психологии.

2. Методы психологической науки.

3. Основные направления в психологии.

4. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

6. Структура психики: сознательное, бессознательное, подсознательное..

7. Психология деятельности. Виды деятельности.

8. Ощущение.

9. Восприятие.

10. Внимание.

11. Память.

12. Мышление и ум.

13. Креативность и творческое мышление.

14. Интеллект.

15. Стили мышления руководителя.

16. Язык и речь.

17. Представление.

18. Воображение.

19. Эмоции и чувства.

20. Воля.

21. Психология личности: от биологического к социальному.

22. Темперамент: типы, свойства.

23. Методы определения темперамента.

24. Характер: типы, свойства.

25. Акцентуированные свойства личности.

26. Социальная психология как отрасль психологической науки.

27. Малые социальные группы. Классификация малых групп.

28. Групповая динамика.

35. Социометрия.

36. Признаки больших социальных групп и движений.

37. Социально-психологическая сущность толпы.

38. Социально организованные общности (ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив).

39. Сплоченность группы, коллектива.

40. Виды совместимости в группе.

41. Социально-психологический климат группы.

42. Лидерство и его стратегии.

43. Статус лидера..

44. Виды лидеров.

45. Стили лидерства. Отличие лидерства от руководства.

46. Конфликты в малых группах и пути их преодоления.

47. Классификация конфликтов.

48. Понятие общения. Вербальные способы общения.

49. Невербальные способы общения.

50. Функции общения.

51. Трудности общения.

52. Характеристика профессионального общения..

53. Типы и виды общения.

54. Предмет педагогики.

55. Психологические характеристики закономерностей воспитания.

71. Принципы воспитания.

72. Система воспитания.

73. Функции семьи.

74. Семейная педагогика и семейное воспитание.

75. Аномальные стили воспитания (по А. Личко и Е. Эйдемиллер).

76. Отклоняющееся поведение, его виды (девиантное, делинквентное,асоциальное).

77. Дидактика: понятие, дидактические концепции. Теории образования.

78. Система педагогических наук.

79. Содержание образования.

80. Законы и закономерности обучения.

81. Сущность и структура обучения.

82. Дидактические принципы.

83. Дидактические методы и формы обучения.

84. Содержание образования в РФ: система образования..

85. Виды обучения.

86. Личность педагога.

87. Система высшего образования в России.

88. Особенности обучения и образования в вузе.

Наши рекомендации