Практическое занятие 3 Познавательные психические процессы. Воображение ( Сказка о профессии).

Задачи: развитие креативности с помощью метода ТРИЗ - «морфологический ящик» и проверка знаний по умению оперировать психологическими понятиями.

Материал: альбомные листы, ручки, фломастеры.

Форма организации – подгрупповая, количество участников 5-6 человек. Форма может быть изменена в зависимости от потребностей, она может быть написана индивидуально.

Ход.

I часть. Вводная беседа о роли сказки в жизни человека. Предлагается вспомнить по аналогии сказочные объекты, которые стали прообразом реальности. Предлагается сочинить сказку при следующих условиях:

1. Тема сказки должна быть близка выбранной специальности.

2. Использовать в содержании сказки все пройденные психологические понятия.

II часть. Создание самой сказки

III часть. Чтение сказок, их анализ, с учетом правильности использования терминов, выявить проблем и возможности их решения.

Практическое занятие 4. (практикум) Тема «Общение»

Задачи: имитировать эмоционально окрашенный разговор.

Материал: листы формата А 4, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Форма организации – работа в парах.

Ход.

I часть. Вступительная беседа. Раскрыть особенности вербального и невербального общения.

Условие работы: невербально попробовать воспроизвести конфликт, постараться отстоять собственную «точку зрения».

II часть.

По окончании студентам предлагается отложить работу, снова взять чистый лист и поменять краску. После этого предлагается изобразить альянс, при этом каждый должен суметь понять, что предлагает ему партнер. Можно продолжать линии или параллельно их вести, таким образом, чтобы получилось единое целое.

III часть. Рефлексия.

Литература:

Киселева, А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте[Текст]: / А.В. Киселева // Психология в вузе. - 2006. - № 4 - С.16-22

Практическое занятие 5 Тема: «Личность. Направленность личности».

Проводится после изучения темы «Личность. Направленность личности».

Материал: раздаточный материал методики ценностных ориентаций М.Рокича

Задачи: провести тестирование по методике Рокич. Определить направленность личности.

Форма организации: индивидуально.

Ход.

1. Сообщение на тему:

ü «Направленность личности»,

ü «Ценностные ориентации современных студентов»

ü «Особенности личностных изменений у студентов в процессе обучения в вузе»

2. Тестирование

3. Беседа. Соотнесение полученных результатов с тестом «карта интересов».

Литература:

1. Вестеровский Р. Н статья «К вопросу о социальной активности студентов»

Вестник Московского Университета, сер. 7, Философия. 1991. №2 стр26

2. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов [Текст] / О.В. Виштак //Соц.Ис. – 2003. - №2 - 135-138 С.

3. В.В.Гаврилюк, В.В., Н.А.Трикоз, Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / Н.А. В.В.Гаврилюк, Н.А.Трикоз //Соц.Ис. – 2002. - № 1. - 96-105 С.

4. Зимина И.С., Кошкарова Ю.В. мотивация в процессе становления интеллектуальной пассионарности студентов. Ж. Психология в вузе 2006, №4 стр.49-61

5. Смирнов С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы студентов. Ж. Психология в вузе. .- 2003, №4, с.23-24

Практическое занятие 6. (семинар)

Тема: Типы и особенности темперамента.

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Подходы психологов к определению темперамента

2. «Современные теории темперамента» - работа с таблицей

3. «Природа темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека»

4. «Особенности проявления темперамента в учебной деятельности»

5. «Особенности проявления характера в учебной деятельности»

Литература:

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982

Занятие № 7 (семинар)

Тема: Воспитательное воздействие коллектива на личность; взаимоотношения поколений в современных условиях; Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя

Время: 6 час

Форма организации – круглый стол.

Цель:проанализировать воспитательное воздействие коллектива на личность

План:

1. Воспитательное воздействие коллектива на личность.

Аннотация книги А.С.Макаренко «Педагогичекая поэма»

2. условия воздействия коллектива

3. формы работы с коллективом

4. проявление индивидуальных особенностей при взаимодействии в коллективе

5. Взаимоотношения поколений в современных условиях

6. Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя

Литература для подготовки к практическим занятиям:

1. Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических способностей методом поэтапного формирования умственных действия и понятий // Вопросы психологии 2002,№5.

2. Гуревич К.М. «Секрет его обаяния был прост: то, о чем он говорил,- это была…психология жизни» Ж. Психология в вузе. – 2003, № 1-2, с. 8-27

3. Камаева Д.Д., Лазарев И.Е., Матвеев А.А. Проблема специфики психики человека в работах А.Н.Леонтьева. Ж. Психология в вузе. 2003, №3, с.56-60

4. Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопросы психологии. 2002, №5.

5. Решетова З.А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося // Вопросы психологии. 2002, № 5.

6. Степанова М.А. Место теории П.Я.Гальперина в психологической теории деятельности // Вопросы психологии. 2002, № 5.

7. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов высших пед.учебных заведений. – М.: Академия, 2002.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Наши рекомендации