Индивидуально-типологические особенности мышления
1 Особенности динамики сигнальных систем.
2 Сочетание и уровень развития видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций.
3 Целенаправленная организованность.
4 Импульсивность, уравновешенность, или осторожность в принятии решения.
5 Глубина мышления.
6 Широта мышления.
7 Гибкость или ригидность мышления.
8 Критичность мышления
Тема 6. Воображение.
Воображение. Пассивное, активное, продуктивное, репродуктивное воображение. Мечта. Роль воображения в учебной деятельности.
Воображение -Психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамогической системе.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция – преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение необходимо развивать с детства.
Основные функции:
1 Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
2 Регулирование эмоциональных отношений.
3 Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
4 Формирование внутреннего плана человека.
5 Планирование и программирование деятельности.
Формы синтеза представлений в процессах воображения:
ü Агглютинация
ü Гиперболизация или акцентирование
ü Заострение
ü Схематизация
ü Типизация
Виды воображения:
Виды воображения | ||||
По форме психической активности | По предмету, материалу деятельности | По результатам: | По виду деятельности, содержанию труда: | |
активное | словесно-логическое | воссоздающее | художественное | |
пассивное | эмоциональное | творческое | техническое | |
преднамеренное | образное | музыкальное | ||
непреднамеренное | спортивное | |||
Творческое – базируется на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого.
Воссоздающее– основано на создании образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или воспроизведении мысленной, наглядной картины на основе описания (с определенной степенью точности).
Индивидуально-типологические особенности воображения:
1 Образность воссоздающего воображения.
2 Рефлексивные возможности
3 Способность предвидения событий и их эмоционального переживания
4 Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.
5 Творческие возможности индивида.
Тема 7. Эмоции и воля.
Воля. Влечения и желания. Сила воли. Выдержка. Чувства: настроение, аффект, эмоции, фрустрация, страсть.
Эмоции –интегральные реакции организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности.
Эмоции непременные компоненты жизнедеятельности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами деятельности, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.
Формы проявления эмоций.
Субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности
Неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов
Специфическими двигательными реакциями
Основные функции эмоций:
ü Приспособительная
ü Сигнальная
ü Оценочная
ü Регуляторная
ü Коммуникативная
Виды эмоций
Эмоции человека - это продукт общественно-исторического развития человека. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведении я. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, которые отвечают его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона – настроения.
Характер и динамика ситуативных эмоций определяется объективными событиями и чувствами, из которых они развиваются.
Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:
качественной характеристикой знака: а)положительный/отрицательный б) модальность – удивление, радость, отвращение, тревога, негодование | Динамикой протекания самих эмоций. Длительность и интенсивность | Динамикой внешнего выражения- мимика, речь, пантомимика |
Воля
Воля –способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Осуществляя волевое воздействие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний.
Основные функции воли:
§ Выбор мотивов и целей
§ Регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации
§ Организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком
§ Мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.
Виды волевых действий:
Непроизвольные – совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечение, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.
Произвольные– предполагает осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить её достижение, их очередность.
Простые – человек идет без колебаний к намеченной цели, ему ясно что и каким путем он будет добиваться.. Отсутствие борьбы мотивов.
Сложные.
Характеристики волевого действия:
ü Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным.
ü Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам принимается к исполнению.
ü Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения)
ü Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели
Этапы сложного волевого действия:
1.Осознание цели и стремление достичь
2.Осознание ряда возможностей достижения цели
3.Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
4.Борьба мотивов и выбор
5.Принятие одной из возможностей в качестве решения
6.Осуществление принятого решения
7.Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.
Волевые качества:
Целеустремленность – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к её достижению.
Решительность – твердость в поступках, без колебаний.
Самостоятельность – действия,совершаемые собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициативность –внутреннее побуждение к новым формам деятельности.
Настойчивость – упорность, твердость в достижении чего-либо.
Дисциплинированность –качество обязательное для всех членов к-л общества
Выдержка – терпение, стойкость, самообладание.