Теоретические занятия (лекции)
Кафедра психологии
Методические рекомендации по дисциплине
«Педагогика и психология»
Для студентов дневного и заочного отделения
Киров
Пояснительная записка
Войдем в Мир образования вместе
и выйдем поврозь. Каждый - в свой
Мир
В.П.Зинченко
На современном этапе развития образования возникло противоречие между объективными потребностями преобразования системы обучения и существующими подходами в подготовке специалистов умеющих творчески мыслить.
Одним из основных недостатков в подготовке будущих специалистов на данный момент выступает проблема связанная образовательной задачей, и которая выражена в том, что главным при обучении считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний. Однако реальная профессиональная деятельность будущего специалиста заключается не только в наличии знаний, а и в умении их применять, т.е. переноса их в практику. Это в свою очередь предполагает включение в теоретический анализ учебного процесса самого субъекта с характерной для него мыслительной деятельностью. Главным моментом в такой деятельности является рефлексия. Как отмечает Г.П.Щедровицкий: «Кто бы и когда бы не действовал – он всегда должен фиксировать свое сознание, во-первых, на объектах своей деятельности - он видит и знает эти объекты, а во-вторых – он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи». Е.И.Исаев, С.Г.Косорецкий, В.И.Слободчиков отмечают тот факт, что в деятельности субъект ориентирован на первый вид рефлексии, это выражается в том, что студенты не нацелены на анализ собственной деятельности и часто это отражается в том, что большинство из них не понимают и не хотят понимать необходимость изучения предметов обшедисциплинарного цикла.
В связи с этим в образовательной системе необходима смена образовательной парадигмы: необходим поиск иного содержания, новых нетрадиционных подходов, установления новых отношений между преподавателем и студентом.
Указанные перемены возможны благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий, что должно отвечать следующим требованиям:
1 Способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в педагогическую практику;
2 При сохранении коллективных форм обучения учитывать познавательные способности и мотивацию студентов;
3 Обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе
4 Использовать рефлексию, побуждающую студента к самостоятельному формированию системы знаний.
Инновационные технологии обучения должны стать инструментом, благодаря которым новая образовательная парадигма может быть реализована в учебной деятельности.
Цель изучения дисциплины –помочь студентам активно использовать знания психологии и педагогики, как условие вхождения в деятельность; переосмыслить огромный пласт накопленных психологических знаний о человеке и сориентировать студентов на применение этих знаний к реальному субъекту с учетом его индивидуальных особенностей: самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели
и преодоления жизненных трудностей.
Главной цельюпреподавания психологии и педагогики для студентов является усвоение ими необходимого учебного материала, способного оказаться полезным в их профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Задачи дисциплины.
Основной задачейкурса является овладение за время обучения гуманистически ориентированными знаниями, образующими целостную картину мира и человека в нем.
Изучение исторического очерка становления и развития психологии, её сущности, ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
1 Изучение закономерностей психического развития человека и регулирующих функций. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
2 Изучение особенностей методов психологии и принципов педагогики.
3 Практическое обучение студентов умениям использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
4 Обеспечить успешную психологическую адаптацию к новым условиям и выработать новый алгоритм поведения при обучении в вузе.
5 Овладение способами деятельности, обеспечивающими развитие и саморазвитие личности.
После изучения данной дисциплины студенты должны:
знать:
познавательные психические процессы: ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, воображение. Виды перечисленных процессов и их особенности. Индивидуальные особенности. Речь как средство общения.
Особенности личности. Потребности и мотивы личности. Определение темперамента и характера, их отличительные особенности.
Определение способностей, их роль в жизни человека. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков. Понятие об одаренности.
Понятия, признаки и проявление воли.
- Определение педагогики, как науки. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Определение и содержание дидактики. Закономерности и принципы обучения
- Усвоить методы воспитательной работы с производственным персоналом;
уметь:
Ориентироваться в определении типов темпераментов и их детерминант; Ориентироваться в определении ведущих видов деятельности.
Использовать понятия и принципы в новых ситуациях. Видеть ошибки и упущения в логике рассуждений.
Анализировать профессиональные и учебные проблемные ситуации.
Профессионально взаимодействовать в коллективе, принимая индивидуальные и совместные решения с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей людей.
основные навыки:
Правильное и последовательное использование основных знаний и умений при взаимодействии в коллективе и с педагогами.
Оценивать значение той или иной ситуации для конкретной цели.
Находить пути решения в конкретной ситуации используя знания особенностей личности человека, его познавательных процессов.
Практические занятия
Практические занятия организуются по группам.
Общий объем практических занятий —18час. Психологическая лаборатория предназначенная для практических занятий, оснащена следующими видами ТСО: слайдоп-роектором, телевизором, магнитофоном, индивидуальными компьютерами (для психодиагностического практикума). Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, дидактические тесты (тесты достижений) — периодический контроль знаний и умений, практикумы (психодиагностика по методикам заявленной темы), психологические тренинги.
Подготовка к семинарским и практическим занятиям заключается в самостоятельной работе с печатными источниками информации, проведении исследовательской работы (психодиагностических и дидактических методик) по индивидуальному плану, творческой работе (по желанию обучающихся).
Самостоятельная работа
В широком смысле под самостоятельной работой студентаследует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним (собеседование), в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий) и заключается в работе с печатными источниками: учебными пособиями, монографиями, книгой, периодическими научными и научно-популярными изданиями, энциклопедиями, справочниками и словарями, интернет-источниками. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- конспектирование;
- составление плана текста;
- тестирование;
- цитирование;
- аннотирование;
- рецензирование;
- составление справки;
- составление формально-логической модели;
- составление тематического тезауруса;
Примечание:ксерокопирование и сканирование текстов является копией источника информации и не является самостоятельной работой обучающихся.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов (слушателей) для дисциплины установлен в количестве 36 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 2. Методы психологии
Специфика методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение и экс житейской и научной психологии перимент. Психологическое наблюдение в психологии и его виды. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Дополнительные методы в психологии: социометрический метод, беседа, тестирование, виды тестов. Анкетирование, изучение продуктивных видов деятельности.
Существуют разные взгляды на развитие человека, ненаучные и научные. Научное исследование является решающим для понимания развития.
Методы исследования– способ получения фактов о проявлениях психики.
Методики исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Независимая переменная– фактор, который изменяется экспериментатором.
Зависимая переменная– фактор, который изменяется под влиянием другого фактора.
Виды эксперимента: лабораторный (констатирующий, формирующий: обучающий и воспитывающий, естественный)
Естественный эксперимент -предлагаются естественные условия: учебные мастерские, игровые комнаты, естественные условия группы и т.д.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие и планомерное восприятие явлений , результаты которого фиксируются наблюдателем.
Анкетирование–метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.
Тестирование– это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, умений, личностных характеристик
Основные понятия по теме:
Метод исследования
Зависимая/независимая переменная
Наблюдение
Эксперимент
Тестирование
Анкетирование
Классификация ощущений
Виды ощущений | ||
По взаимодействию рецептора с раздражителем | По расположению рецепторов | По ведущему анализатору |
Дистантное | Экстерорецептивное | Зрительное |
Контактное | Интерорецептивное | Слуховое |
проприоцептивное | Осязательное | |
Мышечно-суставное | ||
Обонятельное | ||
Вкусовое | ||
Температурное | ||
болевое |
Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности. Верхний порог чувствительности. Разностный порог чувствительности.
Восприятие –отражение человеком в целом предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Развитие восприятия выступает как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и их свойств.
Проблемой развития восприятия в дошкольном детстве занимались следующие авторы: Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, И.Д. Венеев, Т.В. Лаврентьева, Е.В. Проскура, В.В. Холмовская и др.
Одной из центральных проблем формирования перцептивных действий является проблема происхождение тех «сенсорных эталонов» (А.В. Запорожец), с которыми сопоставляются наличные свойства обследуемых объектов.
Свойства восприятий:
1 Осмысленность и обобщенность
2 Предметность восприятия
3 Целостность восприятия
4 Структурность восприятия
5 Избирательность восприятия
6 Константность восприятия
Классификация ощущений
Виды восприятий | ||
По ведущему анализатору | По форме существования материи | По форме психической активности |
Зрительное | Восприятие цвета и формы. | Преднамеренное |
Слуховое | Восприятие времени | Непреднамеренное |
Осязательное | Восприятие пространства | |
Вкусовое | Восприятие человека | |
Обонятельное | Восприятие движений | |
Кинестетическое | Восприятие целого и части |
Восприятие цвета и формы. Утверждение Г. Фольклета, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» было опровергнуто советскими психологами. Они показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета.
Восприятие целого и части. Факты, полученные исследователями В. Штерн, С.Н. Шабалин, Ф.С. Розенфельд и др. указывают, что дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.
Синкретизм – осмысление предмета по одной несуществующей его части. (Э.Клаперад).
Восприятие времени.Значительно более трудная задача, чемвосприятие пространства. Дети долго не понимают объективного движения времени.
Восприятие пространства. Развитие ориентировки в пространстве, как показывают исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка.
Восприятие человека.Этот процесс формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребность в общении.
Тема 4. Память и внимание
Внимание. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем. Отвлекаем ость внимания: рассеянность, мнимая рассеянность, подлинная рассеянность. Память. Свойства памяти. Виды памяти. Запоминание. Узнавание и воспроизведение. Забывание. Проблемы, связанные с памятью. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
Внимание выполет функцию фильтра, оно направляет нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорирует другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.
Изменения, происходящие на протяжении развития внимания:
- с возрастом дети становятся более способными контролировать своё внимание;
- внимание детей становится всё более адаптивным: могут держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном;
- дети способны к антиципации (предвосхищению). Вместо того, чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать;
- улучшается способность детей распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.
Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется только к 9 – 10 годам.
Основные функции внимания:
1 активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
2 способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
3 обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте при одновременном отключении от другого
Классификация внимания
Виды внимания | ||
По ведущему анализатору | По направленности активности | По форме психической активности |
Зрительное | Сенсорно-перцептивное | Внешненаправленное |
Слуховое | интеллектуальное | Внутренненаправленное |
двигательное |
Основные свойства внимания
1 Избирательность
2 Объем
3 Распределение
4 Концентрация
5 Устойчивость
6 Переключаемость
Одной из основных задач формирования внимания является формирование устойчивости произвольного и после произвольного внимания:
Необходимо учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Концентрация внимания требует внимания умения удержать цель, сохранять её при отвлекаемости, довести начатое дело до конца.
Объём внимания увеличивать (чем младше дети, тем < V внимания).
При воспитании внимания, очень важно учить обнаруживать ошибки в деятельности.
События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления могут быть зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчиво и не так богаты деталями (сравнить образ куклы, когда на нее смотрят или представить её образ по памяти).
Память-это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
У ребенка вся жизнь насыщенна эмоциональностью. Эмоции не просто вмешиваются в его мыслительную деятельность или в воспоминания, а сливаются с ними, направляя их по своеобразным путям. Это слияние эмоций с другими формами деятельности и вместе с тем организующее их действие с большой наглядностью проявляются в особенностях детской памяти.
Процессы памяти:
В составе памяти можно выделить отдельные процессы:
1 - запоминание
2 - сохранение
3 - узнавание
4 - воспроизведение
5 - забывание.
Ефим Аронович Аркин отмечал еще два процесса памяти замечание, которое предшествует запоминанию и воспоминание, которое следует за воспроизведением.
Запоминание:
Деятельность памяти начинается с закрепления образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии - это образование и установление временных нервных связей.
Узнавание:
С точки зрения физиологии – это оживление временных нервных связей в тот момент, когда объект действует на него вторично.
Воспроизведение:
Это оживление временных нервных связей в том случае, когда объект, воспринятый, ранее отсутствует. Такая боле сложная форма, как воспроизведение, отмечается у детей уже в начале второго года жизни. Воспоминания отличаются от простого воспроизведения своей сложностью и наличием в них указаний на известные взаимоотношения и связи, придающие им некоторую систематичность.
Уже в простых процессах памяти проявляется огромное значение эмоционального тона. Так ребенок легче и прочнее замечает, узнает и воспроизводит то, что является для него источником удовольствия, но нигде роль эмоциональности не выступает так ярко, как в детских воспоминаниях.
Забывание:
Воспоминания ранних лет при всей своей живости и яркости у детей, впоследствии совершенно стираются и область прошлого, в которую взрослый так любит мысленно иногда погружаться, обычно не простирается на первые четыре года. Эта забывчивость, в которой мы находимся по отношению к ранним годам, уживается с необыкновенной устойчивостью и силой отдельных детских переживаний.
Виды памяти.
Виды памяти | |||
По форме психической активности | По предмету, материалу деятельности | По продолжительности протекания | По ведущему анализатору |
Непроизвольная | Двигательная | Мгновенная | Зрительная |
Произвольная | Эмоциональная | Кратковременная | Слуховое |
Эйдетическая | Долговременная | Осязательная | |
Образная | Оперативная | Вкусовая | |
вербальная | Обонятельная |
Различают генетическую (наследственную) память и прижизненную. Генетическая память определяет анатомо-физиологическое строение живого организма, прижизненная является хранилищем знаний, полученных в течении жизни: от рождения до смерти.
Все перечисленные характеристики памяти существуют во взаимодействии, подчиняясь скорости протекания её процессов: запоминания. Сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания. Скорость в свою очередь зависит от возраста и индивидуальных особенностей.
У каждого человека есть все виды памяти, но какой-то вид бывает более развит и это зависит от доминирующего полушария головного мозга.
Образная память.
Примерно на 4 месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Школьники, которые воспринимают предмет без словесного сопровождения, как правило, воспроизводят его образ неточно, фрагментарно.
Словесно-логическая.
Запоминание и воспроизведение тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Ошибка, если считать, что детям свойственна механическое запоминание, наоборот, для них характерно более осмысленное запоминание: прежде чем что-либо запомнить дети стараются понять, что от них хотят. К механическому запоминанию они прибегают тогда, когда не могут понять и осмыслить поставленной перед ними задачи.
Двигательная память.
Все люди обладают двигательной памятью, но проявляется у каждого человека по-разному и зависит эти индивидуальные различия от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировке в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре и др.
Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни.
Эмоциональная память.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, это важнейшее условие духовного развития человека
Эмоциональная память включает такую разновидность, как эйдетическая память, пик которой достигает у детей в возрасте 12-14 лет.
Кратковременная
Важно воспитать у школьника установку на длительное сохранение материала в памяти.
Индивидуально-типологические особенности памяти:
1 Ведущий вид памяти
2 Быстрота запоминаний
3 Прочность сохранения
4 Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению
5 Объем и точность запоминания
6 Профессиональная направленность
Тема 5 Мышление
Мышление. Операции мышления. Классификация видов мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Мышление– высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление качественно изменяется на протяжении всего детства.
Процесс мышления изучается многими науками:
Философия: изучает соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления.
Физиология: изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления.
Социология: занимается анализом процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ.
Психология: изучает мышление как познавательный процесс, различая его виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени активности.
Теории мышления рассматриваются с точки зрения бихевиоризма. Представители данного направления рассматривают мышление как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач.
Представители психоанализа подчинили мышление, как и все виды познавательных процессов, мотивации.
Гештальт-психология: мышление совершается в замкнутой сфере сознания, т.е. сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
Функции мышления:
1 Установление всеобщих взаимосвязей
2 Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
3 Обобщение свойств однородной группы явлений.
Виды мышления.
Наглядно-действенное мышление– основной вид мышления ребенка, которое развивается в процессе действия с предметами с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. В элементарной форме наглядно- действенном мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с практической деятельностью. Ребенок, выполняя то или иное действие, которое направлено на достижение цели, замечает результат того, что он Наглядно- действенное мышление развивается в связи с овладением предметной деятельностью, ребенок под руководством взрослых усваивает и отношения между предметами, воздействие одного предмета на другой.
На уровне наглядно- действенного мышления возникают основные свойства всякого мышления: отвлеченность и обобщенность.
Наглядно-образное мышление:уже в наглядно-действенном мышлении принимают участие образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Но вначале ребенок действует вслепую, получая результат случайно. По мере накопления ребенком опыта практических действий, которые приводят к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Теперь ему уже не надо проделывать разные пробы, он проделывает это в уме, т.е. на уровне представлений
Промежуточным звеном между наглядно-образными логическим мышлением является образно-схематическое мышление В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает особым видом построения знаков. – наглядно-пространственных моделей, в которых отображает связи и отношения вещей существующие объективно.
К концу дошкольного возраста формируется элементы логического мышления с опорой на понятия. Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий во внутренний план. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации.
Логическое мышлениехарактеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятия, при этом человек в состоянии продумать план действия в уме, а затем выполнить соответственное действие. При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность.
Взаимосвязь форм мышления:
Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
Пример формирования понятий:
2года | 5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
«кукла» - это вот | «кукла» - чтобы играть | «кукла» - это голова, руки, ноги | «кукла» - это игрушка |
Указывает на конкретный предмет | Выделяет признаки, который приобрел наибольшее значение. | Описывает предмет, называя признаки без всякого порядка | Выделяют основные признаки, по которым предмет может быть отнесен к определенной категории. |
Суждение – мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.
Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводятся новые суждения, которое называется заключением или следствием.
Основные мыслительные процессы:
1 Анализ
2 Синтез
3 Абстракция
4 Сравнение
5 Обобщение
Появление предположений
Качества мышления:
1 Глубина мышления
2 Самостоятельность мышления
3 Гибкость мышления
4 Критичность мышления
5 Быстрота мышления
Тема 6. Воображение.
Воображение. Пассивное, активное, продуктивное, репродуктивное воображение. Мечта. Роль воображения в учебной деятельности.
Воображение -Психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамогической системе.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция – преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение необходимо развивать с детства.
Основные функции:
1 Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
2 Регулирование эмоциональных отношений.
3 Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
4 Формирование внутреннего плана человека.
5 Планирование и программирование деятельности.
Формы синтеза представлений в процессах воображения:
ü Агглютинация
ü Гиперболизация или акцентирование
ü Заострение
ü Схематизация
ü Типизация
Виды воображения:
Виды воображения | ||||
По форме психической активности | По предмету, материалу деятельности | По результатам: | По виду деятельности, содержанию труда: | |
активное | словесно-логическое | воссоздающее | художественное | |
пассивное | эмоциональное | творческое | техническое | |
преднамеренное | образное | музыкальное | ||
непреднамеренное | спортивное | |||
Творческое – базируется на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого.
Воссоздающее– основано на создании образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или воспроизведении мысленной, наглядной картины на основе описания (с определенной степенью точности).
Индивидуально-типологические особенности воображения:
1 Образность воссоздающего воображения.
2 Рефлексивные возможности
3 Способность предвидения событий и их эмоционального переживания
4 Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.
5 Творческие возможности индивида.
Тема 7. Эмоции и воля.
Воля. Влечения и желания. Сила воли. Выдержка. Чувства: настроение, аффект, эмоции, фрустрация, страсть.
Эмоции –интегральные реакции организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности.
Эмоции непременные компоненты жизнедеятельности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами деятельности, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.
Формы проявления эмоций.
Субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности
Неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов
Специфическими двигательными реакциями
Основные функции эмоций:
ü Приспособительная
ü Сигнальная
ü Оценочная
ü Регуляторная
ü Коммуникативная
Виды эмоций
Эмоции человека - это продукт общественно-исторического развития человека. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведении я. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, которые отвечают его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фон