Автор-составитель: Кирилова Надежда Анатольевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Рабочая программа дисциплины

Психология подросткового возраста

Направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Психология образования» прикладной бакалавриат (очное), академичесrий бакалавриат ZS

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

Автор-составитель: Кирилова Надежда Анатольевна

Авторский знак _____ Психология подросткового возраста: рабочая программа дисциплины. Направлениеподготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология образования» Квалификация бакалавр. / авт.-сост. Кирилова Н.А.. Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. Кол-во_ с.

Рабочая программа дисциплины «Психология подросткового возраста» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «050400.62 «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Рабочая программа дисциплины предназначена для преподавателей и обучающихся по направлению «050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

   
Утверждено на заседании кафедры _________________: протокол № ______________ «___» ________________20__г.   Зав. кафедрой _________________________ (___________________)
 

© ____Кирилова Н.А. , составление, 2016

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2016

Содержание.

1. Цель изучения дисциплины:Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы теоретических и практических знаний по психологии развития и возрастной психологии и умения применять полученные знания в практической деятельности. Фундаментальные знания на основе изучения современного состояния психологии развития и возрастной психологии способствуют развитию психолого-педагогического мышления, формируют готовность к инновационной деятельности. Изучение курса предполагает расширение общей психологической эрудиции, углубление профессиональной и практической подготовленности будущих специалистов.

Основными задачами курса «Психология подросткового возраста» являются:

Формирование у студентов системы знаний о наиболее общих характеристиках психического развития в подростковом возрасте;

Создание четкой современной картины развития психики подростка с учетом механизмов и движущих сил развития;

Ознакомление студентов с основными линиями развития психики ребенка подросткового возраста;

Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов исследования психики подростка;

Ознакомление студентов с методологией и методами исследование развития психики в обозначенный период онтогенеза.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального модуля и является обязательной дисциплиной (Б1.В.ОД1.17).

Для освоения дисциплины «Психология подросткового возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Общая психология.

2. Психологии развития и возрастная психология.

3. Педагогическая психология.

4. Психолого-педагогическая диагностика.

5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Освоение дисциплины «Психология подросткового возраста» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Психология социальной работы.

2. Психология девиантного поведения.

3. Основы консультативной психологии.

4. Клиническая психология детей и подростков.

5. Психология семьи.

6. Работа психолога в образовательных учреждениях различного типа.

7. Конфликтология.

8. Психолого-педагогические аспекты диагностики и мониторинга детей и подростков.

9. Психология педагогического общения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины



Компетенция Вклад дисциплины в формирование компетенции
ОПК-1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях знать: · возрастные особенности строения психики, основные характеристики ее развития в подростковом периоде онтогенеза; · специфику функционирования психики в пределах возрастной нормы развития и варианты индивидуальных проявлений психической жизни подростка; · психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей возрастного развития психики подростка; · методы выявления специфики психического функционирования ребенка подросткового возраста.   уметь: · анализировать психологические проявления ребенка подросткового возраста; · прогнозировать изменения и динамику развития и функционирования различных составляющих психики в норме в процессе возрастного развития индивида; · применять в образовательном процессе знания основных линий психического развития подростка; владеть: · навыками решения психологических задач в области психологии подросткового возраста; основными приемами регуляции психологических свойств и состояний, поведения и деятельности подростка
ОПК-3 готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов знать: · методы выявления специфики психического функционирования ребенка подросткового возраста.   уметь: · диагностировать проявления особенностей психического функционирования подростка, · прогнозировать изменения и динамику развития и функционирования различных составляющих психики в норме в процессе возрастного развития индивида; владеть: · методами исследований в области психологии подросткового возраста; · навыками анализа результатов исследования психологических особенностей подростка; · основными приемами диагностики психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности подростка
ОПК-4 готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов знать: · различные теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся подросткового возраста;   уметь: · использовать различные теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для эффективного обучения и воспитания детей подросткового возраста в условиях конкретного образовательного учреждения; · применять в образовательном процессе знания теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ; владеть: · навыками решения практических задач в области психологии подросткового возраста с опорой на теории обучения, воспитания и развития, основные образовательных программы для эффективного обучения и воспитания детей подросткового возраста в условиях конкретного образовательного учреждения;  

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Формы обучения
Очная Прикладной бакалавриат Заочная Акадмичский бакалавриат
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72/2 72/2
Номера семестров:  
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров Зачет 5 семестр Зачет 8 сессия

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1, 2.

Базовый учебник

Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см. -

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Базовый учебник

7. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Занятие 4.

Цель занятия: Обсудить проблемы развития личности подростка

Понятия:Я-идентичность. Нормативный кризис. Чувство взрослости. Самосознание. Самооценка. Волевые качества личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Кризис подросткового возраста.

2. Самооценка и самосознание подростка, роль рефлексии в самопознании.

3.Воспитание и самовоспитание характера в подростковом возрасте.

5. Эмоционально-волевая сфера подростка.

Занятие 5.

Цель занятия: Более углубленно рассмотреть вопросы формирования направленности личности в подростковом возрасте.

Понятия:Направленность личности. Профессиональная направленность интересов и жизненных планов. Мотивационно-потребностная сфера.

1. Формирование направленности личности подростка

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

3. Профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Базовый учебник

1.Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Занятие 8.

Цель занятия: Обобщить и закрепить представления студентов о новообразованиях в подростковом возрасте.

Понятия:чувство взрослости, рефлексия, самосознание

Вопросы для обсуждения

1 Личностные новообразования в подростковом возрасте.

2 Чувство взрослости – основное новообразование личности подростка.

3 Новообразования в познавательной сфере подростка.

4 Новообразования в деятельности.

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

6.1. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).

Методические рекомендации

В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.

Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

· Учебники, учебные и методические пособия;

· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;

· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;

· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.

3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.

4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.

5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.

6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.

7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.

6.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
подготовка конспектов выступлений на семинаре реферирование литературы подготовка докладов, презентаций, рефератов составление аналитических таблиц выполнение заданий по самопроверке выполнение заданий поисково-исследовательского характера и подготовка отчетов по результатам работы
1. Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества.        
2. Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка.        
3. Тема 3. Деятельность подростка      
4. Тема 4. Развитие личности подростка    
5. Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте      
6. Тема 6. Новообразования подросткового возраста    

План-график самостоятельной работы студентов

Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
Выполнение заданий по самопроверке Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества. +     Проверочная работа
Подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии
Составление аналитических таблиц Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка   +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке   +   Проверочная работа
реферирование литературы Тема 3. Общение со сверстниками – ведущая деятельность подростка     +   Проверка конспекта
подготовка конспектов выступлений на семинаре +     Оценка выступления на семинаре
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка конспектов выступлений на семинаре Тема 4. Развитие личности подростка   +     Оценка выступления на семинаре
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии
составление аналитических таблиц Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте   +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке   +   Проверочная работа
составление аналитических таблиц Тема 6. Новообразования подросткового возраста +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии

6.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

1. Роль и место подросткового возраста в системе возрастов.

2. Социальная ситуации развития в подростковом возрасте.

3. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития подростка.

4. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка.

5. Психологическая характеристика общения подростка.

6. Развитие ощущения и восприятия в подростковом возрасте.

7. Развитие внимания в подростковом возрасте

8. Развитие памяти в подростковом возрасте

9. Развитие воображения в подростковом возрасте

10. Развитие мышления в подростковом возрасте

11. Словесно-логическое мышление как основное новообразование когнитивной сферы подростка.

12. Основные направления развития личности в подростковом возрасте.

13. Развитие самосознания в подростковом возрасте

14. Развитие самооценки подростка

15. Формирование характера подростка

16. Эмоциональная сфера подростка

17. Мотивационная сфера подростка

18. Развитие воли в подростковом возрасте

19. Отношения подростка со сверстниками

20. Отношения подростка со взрослыми

21. Чувство взрослости как основное новообразование личности подростка.

Методические рекомендации

Реферат – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами. Данный вид работы служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение реферата предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения. При выполнении реферата студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы.

Реферат должен иметь следующую структуру:

1. титульный лист,

2. план,

3. основная часть с выводами по изученному материалу,

4. список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник).

Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5.

7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.

7.2. Дополнительная литература

1 Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс

2 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Поливанова Катерина Николаевна. - М. : Академия, 2000. - 184 с. ; 21 см.

3 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

4 Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Савенков А. И. - М. : Академия, 2000. - 232 с. ; 21 см.

5 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000..

6 Психология человека от рождения до смерти[Текст] : младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Реан А. А. - 2-е изд. - СПб. ; М. : Прайм-Еврознак : ОЛМА-Пресс, 2003

7 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с. ; 22 см.

8 Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Кулагина Ирина Юрьевна, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера : Юрайт, 2001.

7.3 Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

10. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и формы проведения входного контроля

Входной контроль осуществляется в виде теста на первых практических занятиях по курсу.

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1)

· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3).

Для изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные теоретические направления и принципы психологической науки, современные проблемы психологии и подходы к их решению;

· фундаментальные понятия психологии;

уметь:

· анализировать психологические теории и применять полученные знания на практике;

· использовать основные методы психологического исследования для изучения психологических особенностей человека;

владеть:

· приемами психологического анализа и оценки различных жизненных ситуаций;

· приемами гибкого оперирования психологическими категориями для их оперативного применения в учебно-профессиональной деятельности.

Содержание и формы текущего контроля знаний

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине «Психология подросткового возраста»:

· Зачет в 5 семестре.

Зачет проводится в форме собеседования по основным вопросам курса «Психология подросткового возраста»

Вопросы к зачету по курсу «Психология подросткового возраста»

1. Предмет и основные понятия «Психологии подросткового возраста»

2. Специфика методов изучения психики подростка

3. Место подросткового возраста в зарубежных возрастных периодизациях

4. Место подросткового возраста в отечественных возрастных периодизациях

5. Подростковый возраст: анатомо-физиологические возможности

6. Подростковый возраст: социальная ситуация развития

7. Задачи и основные достижения подросткового возраста.

8. Характеристика психических процессов: ощущение и восприятие

9. Характеристика психических процессов: память

10. Характеристика психических процессов: внимание

11. Характеристика психических процессов: воображение

12. Характеристика мышления подростка

13. Развитие речи подростка.

14. Основные направления развития личности подростка.

15. Развитие самооценки и самосознания подростка

16. Формирование характера подростка

17. Развитие общения со взрослыми

18. Развитие общения со сверстниками

19. Психологическая характеристика эмоциональной сферы подростка.

20. Психологическая характеристика волевой сферы подростка

21. Кризис подросткового возраста

22. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

23. Основные виды деятельности подростка: учебная, трудовая, игровая, творческая деятельность.

24. Основные новообразования возраста.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Рабочая программа дисциплины

Психология подросткового возраста

Направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Психология образования» прикладной бакалавриат (очное), академичесrий бакалавриат ZS

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

Автор-составитель: Кирилова Надежда Анатольевна

Авторский знак _____ Психология подросткового возраста: рабочая программа дисциплины. Направлениеподготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология образования» Квалификация бакалавр. / авт.-сост. Кирилова Н.А.. Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. Кол-во_ с.

Рабочая программа дисциплины «Психология подросткового возраста» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «050400.62 «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Рабочая программа дисциплины предназначена для преподавателей и обучающихся по направлению «050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

   
Утверждено на заседании кафедры _________________: протокол № ______________ «___» ________________20__г.   Зав. кафедрой _________________________ (___________________)
 

© ____Кирилова Н.А. , составление, 2016

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2016

Содержание.

1. Цель изучения дисциплины:Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы теоретических и практических знаний по психологии развития и возрастной психологии и умения применять полученные знания в практической деятельности. Фундаментальные знания на основе изучения современного состояния психологии развития и возрастной психологии способствуют развитию психолого-педагогического мышления, формируют готовность к инновационной деятельности. Изучение курса предполагает расширение общей психологической эрудиции, углубление профессиональной и практической подготовленности будущих специалистов.

Основными задачами курса «Психология подросткового возраста» являются:

Формирование у студентов системы знаний о наиболее общих характеристиках психического развития в подростковом возрасте;

Создание четкой современной картины развития психики подростка с учетом механизмов и движущих сил развития;

Ознакомление студентов с основными линиями развития психики ребенка подросткового возраста;

Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов исследования психики подростка;

Ознакомление студентов с методологией и методами исследование развития психики в обозначенный период онтогенеза.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального модуля и является обязательной дисциплиной (Б1.В.ОД1.17).

Для освоения дисциплины «Психология подросткового возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Общая психология.

2. Психологии развития и возрастная психология.

3. Педагогическая психология.

4. Психолого-педагогическая диагностика.

5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Освоение дисциплины «Психология подросткового возраста» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Психология социальной работы.

2. Психология девиантного поведения.

3. Основы консультативной психологии.

4. Клиническая психология детей и подростков.

5. Психология семьи.

6. Работа психолога в образовательных учреждениях различного типа.

7. Конфликтология.

8. Психолого-педагогические аспекты диагностики и мониторинга детей и подростков.

9. Психология педагогического общения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенция Вклад дисциплины в формирование компетенции
ОПК-1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях знать: · возрастные особенности строения психики, основные характеристики ее развития в подростковом периоде онтогенеза; · специфику функционирования психики в пределах возрастной нормы развития и варианты индивидуальных проявлений психической жизни подростка; · психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей возрастного развития психики подростка; · методы выявления специфики психического функционирования ребенка подросткового возраста.   уметь: · анализировать психологические проявления ребенка подросткового возраста; · прогнозировать изменения и динамику развития и функционирования различных составляющих психики в норме в процессе возрастного развития индивида; · применять в образовательном процессе знания основных линий психического развития подростка; владеть: · навыками решения психологических задач в области психологии подросткового возраста; основными приемами регуляции психологических свойств и состояний, поведения и деятельности подростка
ОПК-3 готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов знать: · методы выявления специфики психического функционирования ребенка подросткового возраста.   уметь: · диагностировать проявления особенностей психического функционирования подростка, · прогнозировать изменения и динамику развития и функционирования различных составляющих психики в норме в процессе возрастного развития индивида; владеть: · методами исследований в области психологии подросткового возраста; · навыками анализа результатов исследования психологических особенностей подростка; · основными приемами диагностики психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности подростка
ОПК-4 готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов знать: · различные теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся подросткового возраста;   уметь: · использовать различные теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для эффективного обучения и воспитания детей подросткового возраста в условиях конкретного образовательного учреждения; · применять в образовательном процессе знания теории обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ; владеть: · навыками решения практических задач в области психологии подросткового возраста с опорой на теории обучения, воспитания и развития, основные образовательных программы для эффективного обучения и воспитания детей подросткового возраста в условиях конкретного образовательного учреждения;  

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Формы обучения
Очная Прикладной бакалавриат Заочная Акадмичский бакалавриат
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72/2 72/2
Номера семестров:  
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ)

Наши рекомендации