Предмет психологии профессионализма

Психология профессионализма — это один из разделов пси­хологии труда.

Психология труда — это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте (10). Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие про­цесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того, психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д. (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).

Новая психологическая наука акмеология (А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональ­ной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерно­сти психического развития личности в период его расцвета (акме); многопартийность процесса восхождения к профессионализму.

Психология профессионализма выявляет условия и законо­мерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма в нашем понимании (см. оглавление книги) обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессиона­лизма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессио­нализма (профессиональное старение, профессиональные де­формации и т.д.), пути их преодоления.

Психология профессионализма находится на стыке психо­логии труда и акмеологии.

Ряда других наук изучают те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет за­кономерности изменений в мире профессий, в строении тру­дового процесса.

Социология труда рассматривает общественный труд, фун­кционирование социальных общностей, объединенных профес­сиональными признаками; социально-профессиональный кон­текст и фон труда; социология профессий изучает социальную престижность профессий и т.д.

Эргономика (эргология) изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффек­тивности труда при одновременном облегчении труда, умень­шении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проектирования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.

Статистика труда охватывает массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производи­тельности труда, качества труда и его эффективности).

Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды,

Физиология труда исследует функциональные сдвиги в ор­ганизме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труд: в оптимальном режиме труда.

Психогигиена труда осуществляет изучение и предупрежде­ние психотравмирующих факторов, связанных с профессио­нальной деятельностью.

Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.

Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболевания, а также условия труда, кото­рые могут стать причиной профессиональных болезней.

Трудовое право имеет своим предметом юридическое офор­мление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.

Со всеми науками о труде психология профессионализма, безусловно, должна контактировать, уделяя вместе с тем глав­ное внимание качественным (позитивным и негативным) изме­нениям психики человека при тех или иных его профессио­нальных переходах и превращениях.

ТРУД, ЕГО ВИДЫ, СТОРОНЫ ТРУДА (ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ТРУДА)

Труд — это процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (и изменение в ходе этого са­мого себя) с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Специфически чело­веческими особенностями труда считают: наличие осознавания цели до начала труда (чем человек отличается от пчелы, по К. Марксу), осознанное использование средств и «орудий», замена «орудиями» функций другого участника труда и др.

Труд — разновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности, человек в труде взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него склады­вается образ, ориентирующий человека в предметном мире, ставится и достигается сознательно поставленная цель, реа­лизуются мотивы и отношения человека к окружающему миру. Вместе с тем трудовая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого ре­зультата. Это отличает труд от других видов деятельности. Так, в учебной деятельности, в учении главным содержанием явля­ется овладение обучающимся способами познания мира; иг­ровая деятельность, игра направлена на усвоение человеком в символическом плане способов поведения, управления дру­гими людьми; в деятельности общения осуществляется обмен «продуктами» ранее осуществленной деятельности. Труд ис­пользует все виды деятельностей (учение, игру, общение) для наиболее эффективного получения продукта, нужного людям (обществу, себе).

Виды труда человека могут анализироваться по разным основаниям.

Различают виды труда по продукту - создающие матери­альные блага (производственная сфера) и конструирующие но­вые идеальные продукты-идеи, новые технологии, новые сис­темы управления, обслуживания населения (непроизводствен­ная сфера). Каждый вид труда вносит свой важный вклад в общественный прогресс, хотя их соотношение может со вре­менем меняться. Так, раньше узко производственная сфера играла главную роль в общественном прогрессе; производство зависело от затрат физической и нервной энергии рабочих, продукт был непосредственным результатом технологических операций, в структуре кадров преобладали непосредственные работники — исполнители, так называемый производственный персонал («синие воротнички»)… Удельный вес непроизвод­ственного персонала («белых воротничков») был невелик. Сей­час в экономическом развитии общества происходят новые процессы: расширение роли интеллектуального компонента в труде, вымывание машинного труда, возрастание роли нау­коемких производств, новых компьютерных технологий, усиле­ние значимости накопления информации, усложнение органи­зационной структуры предприятий, необходимость услуг по донесению уже изготовленного продукта до потребителя в удобной для него форме на основе рекламы. В этих условиях представители так называемой непроизводственной сферы мо­гут вносить большой вклад в общую производительность труда, экономичность, эффективность. Производительность труда - это взаимосвязь между использованием ресурсов и его резуль­татами. «Белые воротнички» (инфраструктурный персонал) за счет сбора и обработки информации, поиска новых идей и технологий могут внести и вносят существенный вклад в про­изводственную сферу. В особой мере это относят к новым видам труда в производстве будущего — программисты уп­равляемых производственных вычислительных комплексов, операторы роботизированных производств, специалисты по сверхновым материалам (так называемые «золотые воротнич­ки») (5).

По содержанию труда различают труд простой и сложный, ручной и автоматизированный (см. ниже), строго регламенти­рованный и свободный творческий, а также требующий высо­кой, средней, низкой квалификации. При частичной автомати­зации механизации и труда требуется средняя квалификация, при комплексной механизации и автоматизации - высокая квалификация работников.

Сопоставим виды труда по степени включенности в него активного творческого человека.

- Каждому человеку приходится выполнять труд по само­обслуживанию. Здесь человек выступает как индивид.

- Каждому человеку требуется также осуществлять потре­бительный труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Здесь человек — работник, создающий (обычно опосредованно) продукт для поддержания своей жизни. Чело­век здесь на несколько шагов может опережать ситуацию, но не отрывается от текущей деятельности и насущной потреб­ности… Человек осуществляет такого рода труд, чтобы за­работать себе на хлеб насущный.

- Люди так или иначе участвуют в общественно-полезном труде, выступают как социальные индивиды, добровольно вы­полняя труд для общества.

- Подавляющее большинство людей включено в исполни­тельный производительный труд (в производственной и непро­изводственной сфере). Здесь человек — деятель, производящий реальный продукт (деятель широкого или узкого профиля, то есть он выполняет широкий или узкий круг исполнительных трудовых действий). В этом труде человек осуществляет тре­буемые от него и заданные обществом обязательные трудовые действия, где образец достаточно жестко задан, а оригинальное выполнение может привести к браку… В этом виде труда пока отсутствуют условия для выражения («опредмечивания») человеком в продукте труда своей индивидуальности. Труд в минимальной степени несет печать индивидуальности человека. Всякому человеку приходится участвовать в таком исполни­тельном стандартизованном рутинном труде. Главное - не сводить к нему всю свою трудовую деятельность.

- Значительная, часть людей осуществляет квалифициро­ванный производительный труд, используя при этом специаль­ную подготовку, совокупность знаний и умений. Здесь человек выступает как специалист (с высокой, средней, низкой квали­фикацией). Квалифицированный труд также может включать в себя элементы исполнительного труда по образцу.

Подавляющее большинство людей осуществляет свою рабо­ту, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым вклю­чаясь в совместный организованный труд.

- Многие люди стремятся участвовать в свободном само­стоятельном производительном труде, где человек сознательно ставит себе цели, выбирает средства, достигает и оценивает результат. Здесь человек — субъект труда, в своих целях он начинает реализовывать («опредмечивать») свои индивидуаль­ные потребности, цели, задачи, средства.

- Зрелая личность стремится участвовать в профессиональ­ном производительном труде, где человек, освоив нормы про­фессии, выполняет их на высоком уровне, превращая тем самым труд в профессиональную деятельность, стремится развивать себя средствами профессии. Здесь человек выступает как про­фессионал, компетентный деятель, при этом его компетент­ность распространяется на собственно профессиональную де­ятельность, на профессиональное общение, на развитие личности, индивидуальности.

- Относительно небольшая часть работающего населения участвует в творческом производительном труде, где наиболее полно выявляются («опредмечиваются») характерные для дан­ной личности и значимые для общества цели и результаты труда. Здесь человек - творец, новатор, изобретатель, супер­профессионал. Его профессиональная деятельность тесно не связна с образцами, он сам намечает планы, его задачи и способы нестандартны, оригинальны. Человек устремлен в бу­дущее, иногда опережает свое время и может быть не понят, современниками.

- В отдельных случаях общество включает человека в при­нудительный исполнительный труд (например, в местах лише­ния свободы, что не мешает некоторым отдельным людям сочетать этот труд с мастерством и даже творчеством).

Не претендуя, естественно, на исчерпывающее освещение вопроса, мы попытались соотнести виды труда и степень вклю­ченности в него человека. Представим это соотношение в виде таблицы.

Наши рекомендации