Тема № 12. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья.

Народы Прибалтики. Народы Средней Азии и Казахстана. Народы Закавказья. Психологические особенности польского этноса. Процесс исторического формирования и национально-психологические особенности сербского, чешского, словацкого и болгарского этносов. Складывание и психологическое своеобразие румынской и венгерской наций.

Тема № 13. Своеобразие психологии народов дальнего зарубежья. Сравнительная характеристика некоторых народов дальнего зарубежья

Американцы. Англичане. Немцы. Французы. Итальянцы. Испанцы. Финны. Шведы. Греки. Турки. Арабы. Корейцы. Китайцы. Индусы. Японцы. Латиноамериканцы. Африканские народности.

Тема № 14. Этнический конфликт.

Психологическая специфика этнических конфликтов. Сущность, предпосылки возникновения и предварительная классификация этнических конфликтов. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения. Прогнозирование дальнейшего характера развития межнациональных отношений в России.

Тема № 15. Этнопсихология семейных отношений.

Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях. Проблемы междунационального и междурасового брака. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях.

Тема № 16. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе.

Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей.

Тема № 17. Методы изучения национально-психологических особенностей людей.

Логика и принципы этнопсихологических исследований. Основные методы этнопсихологических исследований. Дополнительные методы этнопсихологических исследований. Проблемы надежности этнопсихологических исследований.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ

В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по дисциплине «Этнопсихология», научиться самостоятельно анализировать культурно-исторические и этно-исторические процессы, сформировать критическое отношение к этнопсихологической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной этнопсихологии, а также ознакомиться с новыми научными теориями и особенностями развития мировой этнопсихологической мысли мысли.

1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что этнопсихология принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «этнопсихологических» характеристик рядовым людям, а также князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание этнопсихологии – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»

2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать.

3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.

Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса этнопсихологии – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных психологов, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».

4. Человеческое сознание очень дискретно. Культурологические знания часто не соотносятся со знаниями по другим гуманитарным дисциплинам, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.

5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки. Основной формой изучения этнопсихологии студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.

Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих этнопсихологию не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание этнопсихологии, культурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические и психологические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.


Наши рекомендации