Психологическая диагностика детей второго года жизни.

Важную роль в психическом развитии детей второго года жизни играет развитие предметно - практичкеских действий. Поэтому процесс психологической диагностики должен проходить в контексте предметно-практической деятельности ребёнка. Задания детям доступны и предъявляются в определённой последовательности.

Психологическая диагностика детей от 12-15 месяцев

ЗАДАНИЯ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ     ДЕТИ С ЗПР    
Задание 1. Предложите ребёнку кубики, сторона которых ровна 2 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребёнок в 15 месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а в точности выполняет задание. Выполнение этого задания может вызвать существенные трудности. Например, когда взрослый показывает ребёнку задание, у детей с ЗПР может наблюдаться недостаточное сосредоточение на нём, а в процессе выполнения самого задания могут наблюдаться нецеленаправленные действия в виде бросания, перекладывания кубиков из рук в руки.
Задание 2. Для выполнения этого задания необходима доска с прорезями для трёх геометрических фигур(круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей её контуру ячейкой. На глазах у ребёнка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руку малыша: «Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой». В 15 месяцев ребёнок справляется с заданием на вкладывание круга У детей с ЗПР, как и при выполнении предыдущего задания, наблюдается недоразвитие ориентировочной основы деятельности, возможны хаотичные манипуляции с предметами
Задание 3. «Пирамидка». Покажите ребёнку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течении нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша. Здоровый ребёнок на втором году жизни не учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Однако он успешно соотносит кольца пирамидки с местом, куда их следует нанизывать. Дети с ЗПР охотно принимают задание, успешно разбирают и собирают пирамидку без учёта величины, но может наблюдаться повышенная отвлекаемость. При выраженных формах ЗПР могут наблюдаться примитивные манипуляции с предметами

Психологическая диагностика детей от 15-18 месяцев

ЗАДАНИЯ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ     ДЕТИ С ЗПР    
Задание1. Тест кубиками. Предложите ребёнку 4 кубика, сторона которых равна 2 см, и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд ( 4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребёнка, не торопитесь поправлять его. В 18 месяцев хорошим результатом для ребёнка будет умение построить башню из 3х-4хкубиков. Ребёнок с ЗПР может построить башню из кубиков в вертикальном положении. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструирование дорожки, поезда. Затрудняется в обыгрывании постройки.
Задание2. Тест с геометрическими фигурами. Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребёнку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой. Ребёнок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры У детей с ЗПР могут наблюдаться хаотичные манипуляции с фигурками. В 18 месяцев дети не справляются с предложенным заданием
Задание 3. Тест с пирамидкой. На глазах у ребёнка рассыпаете пирамидку и просите его собрать её вновь (пирамидка состоит из 2колец). Наблюдайте за самостоятельными действиями ребёнка, способен ли он осуществить целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Ребёнок к 18 месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность ещё не может, то есть собирает пирамидку без учёта колец Ребёнок с ЗПР успешно разбирает пирамидку, испытывает существенные трудности в учёте размера колец, Наблюдается неустойчивость внимания при выполнении заданий.
Задание 4. Развитие двигательной сферы (крупной моторики) В 1,5 года ребёнок может сам спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивать через палку, лежащую на полу У детей с ЗПР неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестнице, особенно при спускании с лестницы. Движения слабо координированы.
Задание 5.Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Дайте ребёнку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию. Ребёнок 1,5 лет повторяет штрих, отдалённо напоминающий прямую линию Затруднено проведение особенно горизонтальных линий. Карандаш удерживает в кулаке, неуверенно.
Задание 6. Оценка развития памяти. Попросите ребёнка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать её маме Ребёнок в 1,5 года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти Затруднено выполнение действия по памяти. Кроме того, ребёнок с ЗПР может испытывать трудности при восприятии инструкции.
Задание 7. Оценка речевого развития. Покажите ребёнку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это ?» В 1,5 года ребёнок может назвать как минимум 1 предмет Ребёнок с ЗПР может найти предметы по названию, но назвать их затрудняется в связи с недоразвитием экспрессивной речи




     
     
     
     
   
   
   
   
   
     
     
     
     

Диагностика психического развития ребёнка от 18 месяцев до двух лет

Функции/Задания Здоровые дети Дети С ЗПР
Конструирование. Используйте те же кубики в количестве 10 штук Двухлетний ребёнок может самостоятельно построить башню из 8 кубиков, а после показа – построить поезд без трубы Конструирование башни не вызывает у детей с ЗПР существенных трудностей. Конструирование построек в горизонтальном направлении затруднено.
Восприятие формы. Используйте доску Сегена ( с отверстиями для 3 геометрических фигур) Ребёнок 2 лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат достигает не сразу, ребёнок может делать около 4 ошибочных проб. Ребёнок с ЗПР принимает задание, но затрудняется в правильном соотнесении фигур. Наблюдается значительное количество «пробующих» движений
Восприятие величины.( тест с пирамидкой) При небольших подсказках ребёнок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учётом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов. Затруднено соотнесение колец по величине
Бытовые навыки Двухлетний ребёнок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, « кормит» и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки При выполнении этих действий у действий у ребёнка с ЗПР могут наблюдаться некоординированные движения, в результате чего все действия выполняются в замедленном темпе
Двигательная сфера (крупная моторика) Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку. Наблюдаются скованные движения, что затрудняет овладение координированными движениями
Тонкая моторика В два года ребёнок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий Затруднено изображение линий, особенно круглых. При изображении вертикальных линий отмечаются некоторые стререотипии
Память Двухлетний ребёнок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш и положить Способен повторить отдельные действия, но простые по инструкции. Например, встать. Двухсложные действия ( возьми и принеси) выполнить затрудняется
Словарный запас Покажите ребёнку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: « Что это?» Двухлетний ребёнок называет от 2-5 предметов правильно Название предметов затруднено
Узнавайте изображения по картинке. Рассматривая с ребёнком книжку, покажите ему картинки изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье» ит.д. Ребёнок двух лет может правильно указать на 5 картинок Существенных трудностей это задание у детей с ЗПР не вызывает, но объем узнанных предметов может быть меньше
Называние изображений. Показывайте ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машину, стол, корабль, поезд, автобус, самолёт,носки ботинки, лимон, грушу арбуз, мальчика, девочку, тётю, дядю        
     
     
Называние изображений. Показывайте ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машину, стол, корабль, поезд, автобус, самолёт,носки ботинки, лимон, грушу арбуз, мальчика, девочку, тётю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спрашивайте, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»   Три –четыре картинки ребёнок называет правильно   Дети с ЗПР затрудняются в выполнении
  Понимание речи взрослого. Попросите ребёнка: «Дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д.   Двухлетний ребёнок выполняет 3-4 простых инструкции     Затруднено понимание и выполнение простых инструкций. Это очень характерно для детей с ЗПР, что указывает на недоразвитие регулирующей функции речи

Впроцессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных и поведенческих реакций ребёнка.

Если ребёнок проявляет:

  • Склонность к уединению, то есть уходит от контакта с психологом;
  • Чрезмерная отвлекаемость;
  • Избыточное качание всего тела( бессмысленные раскачивания);
  • Постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью;
  • Частое раздражение, трудно поддающееся успокоение;
  • Нарушение сна и бодрствования;

То наличие этих радикалов указывает на вероятность интеллектуальных и эмоциональных нарушений у ребёнка и задержку психического развития

Наши рекомендации