Тема 1. клинико-психологические особенности детей с зпр. 4 часа

ПЛАН:

1.Клинические характеристики ЗПР.

2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой ЗПР.

3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР.

4.Психогенная форма ЗПР.

5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

6. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных с ней состояний.

1.Первое клиническое описание детей с ЗПР связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана. Ещё в 1845 году обратил внимание на детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

В работах отечественных врачей и педагогов конца 19 – начала 20 века упоминаются дети «с пониженным общим развитием», «слабоодарённые», « умственно недоразвитые, находящимися по уровню своего развития между у/о и нормальными детьми» (А.Н. Грабов, 1925; В.П. Кащенко, 1929 и др.). Авторы подчёркивали и нарушения внимания, памяти, «моторную неусидчивость» или, наоборот, общую заторможенность у этой категории детей.

В это же время за рубежом описывали детей, уровень интеллектуального развития которых занимал промежуточное положение между нормальным развитием и умственной отсталостью. Однако лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия впервые было предложено определение «минимальное мозговое повреждение», обозначающее непрогрессирующие резидуальные состояния, возникающие у детей в результате ранних, локальных повреждений центральной нервной системы.

В международной классификации болезней десятого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения (МКБ-10) задержка психического развития обозначается как « специфические расстройства развития школьных навыков». Но связывать ЗПР только с трудностями обучения ребёнка представляется далеко недостаточным.

В нашей стране первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР появились в конце 60-годов.

Выдающийся детский психиатр Г.Е. Сухарева (1965г.) выделяла следующие её формы:

1). Интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;

2). Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3). Интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

4). Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5). Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдельном периоде инфекций и травм ЦНС.

Т.о.традиционно в отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строилась по этиопатогенетическому принципу, когда форма ЗПР определяется причиной и механизмами её возникновения и формирования.

В.В. Ковалёв выделяет 4 основные формы ЗПР. Это:

1). Дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искажённого психического развития ребёнка;

2). Энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

3).ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота), обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

4). ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (пед.запущенность).

Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К.С. Лебединской (1982г.). Так же как классификация В.В. Ковалёва, классификация К.С. Лебединской строится из этиологического принципа и включает 4 варианта ЗПР:

1). ЗПР конституционального происхождения;

2). ЗПР соматогенного происхождения;

3).ЗПР психогенного происхождения;

4). ЗПР церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание личностной незрелости, недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Каждый из представленных вариантов ЗПР, может быть осложнён соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоционально-волевой сферы и нарушений познавательной деятельности.

Показатели частоты ЗПР у детей неоднородны. По данным Министерства образования России (1997), среди первоклассников свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого уже в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более.

Частота распространённости ЗПР, по данным клиницистов, колеблется от 2-20% в популяции, по некоторым данным, она доходит до 47%. Такой разброс обусловлен отсутствием единых методологических подходов к формулировке диагноза ЗПР. С введением комплексной медико-психологической системы диагностики ЗПР показатели её распространенности ограничиваются 3-5% среди детского населения.

Причины ЗПР разнообразны. Факторы риска возникновения у ребёнка ЗПР можно разделить на 2 группы: биологические и социальные.

Среди биологических факторов выделяют 2 группы: медико-биологические и наследственные.

К медико-биологическим причинам относятся ранние органические поражения ЦНС. У большинства детей в анамнезе наблюдается отягощённый перинатальный период, связанный с неблагоприятным течением беременности и родов.

Также выделяются наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врождённая и в том числе наследственная неполноценность ЦНС ребёнка.

Многие авторы подчёркивают важную роль в формировании ЗПР у детей играют социально-психологические факторы. Наиболее часто в литературе встречаются указания на следующие неблагоприятные психосоциальные условия, усугубляющие ЗПР у детей.Это:

· Нежелательная беременность

· Одинокая мать или воспитание в неполных семьях

· Частые конфликты и несогласованность подходов воспитания

· Наличие криминального окружения

· Низкий уровень образования родителей

· Проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта

Но особо важную роль в развитии ЗПР играет сочетание биологических и социальных факторов.

Т.о. выделим следующее:

1. Сочетание биологических и социальных факторов оказывает отрицательное влияние на процесс развития ЦНС ребёнка.

2. Многообразие причин ЗПР отражается на специфике её проявлений. Изучение взаимодействия социально-психологических и биологических факторов и их влияния на формирование ЗПР у детей требует комплексного клинико-психолого-педагогического подхода.

3. Проблема ЗПР- это мультидисциплинарная проблема , включающая в себя клинико-психолого-педагогические аспекты.

Далее мы рассмотрим особенности психического развития детей с ЗПР, опираясь на классификацию К.С. Лебединской.

Наши рекомендации