Психологические проблемы построения методов специального обучения

Роль обучения в развитии детей с отклонениями в развитии. Особенности обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Интегрированное обучение. Интеграция лиц с нарушениями в развитии в общество на разных этапах онтогенеза. Психологические особенности адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений; процесс реабилитации взрослых, оказавшихся в условиях сенсорной и социальной депривации.

Содержание практических занятий

Занятие 1. Ребенок с проблемами в развитии как объект исследования

Специальной психологии

Цель:выявить и углубить знания студентов о дефекте, аномальном психическом развитии, «ядерном» и вторичном признаках отклоняющегося развития; группах детей с проблемами в развитии.

План

1. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом. Первичный дефект и вторичные отклонения.

2. Характеристика возрастных этапов психического развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии.

3. Классификации детей с отклонениями в развитии.

4. Эндогенные и экзогенные причины аномального развития.

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога.

2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.

3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка.

4. Что такое «фактор развития», и каковы факторы отклоняющегося развития вы знаете?

5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.

6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?

Практическое задание

Составление тематического тезауруса (основные понятия): дефект; первичный дефект и вторичные отклонения; структура дефекта; дизонтогения; типы нарушений психического развития: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоноическое психическое развитие; категории детей с проблемами в развитии: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с комплексными (комбинированными) дефектами; эндогенные и экзогенные причины аномального развития.

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. – Т.5 – М., 1983.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 2004.- Гл. Ш, V.

3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.- Гл. I.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2005.- Гл. I.

5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.

Занятие 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза

Цель:выявить, углубить и закрепить знания студентов об общих закономерностях дизонтогенеза; проанализировать отдельные варианты психического дизонтогенеза.

План

1. Общие закономерности психического дизонтогенеза:

- клинические закономерности дизонтогенеза;

- психологические закономерности дизонтогенеза.

2. Отдельные варианты дизонтогенеза:

- психическое недоразвитие;

- задержанное психическое развитие;

- поврежденное психическое развитие;

- дефицитарное психическое развитие;

- искаженное психическое развитие;

- дисгармоническое психическое развитие.

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.

2. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.

3. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов.

4. Охарактеризуйте особенности аномального развития в зависимости от времени повреждения на примере одного из дефектов.

5. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушениях развития.

6. Обоснуйте необходимость использования относительной оценки дефекта в психолого-педагогической практике.

7. Докажите необходимость качественного анализа частичного дефекта.

8. Объясните различия в последствиях нарушений психофизического здоровья, наступивших в раннем и зрелом возрасте.

9. Проанализируйте цикличность психического развития на примере одной - двух функций.

10. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии.

11. Назовите общие закономерности развития детей с ограниченными возможностями независимо от характера дефекта.

Практическое задание

Составление тематического тезауруса (основные понятия):

дизонтогенез, параметры дизонтогенеза, психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

Литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.

5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.

Наши рекомендации