Формы нарушений в поведении.

Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка.. Диагноз нарушенного поведения ставится на основании чрезмерной драчливости, хулиганства, жестокости, разрушительных действий, поджогов, воровства, прогулов в школе, уходов из дома, откровенного непослушания. Обычно основанием для соответствующей оценки поведения служит продолжительность описанных отклонений, составляющая 6 и более месяцев.

В.В.Ковалев(1995) понимает нарушения поведения как разновидность психогенных характерологических и патохарактерологических реакций и подразделяет их на реакции протеста, имитации, отказа, компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увлечения.

Характерологическая реакция - преходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся при определенных обстоятельствах. Она психологически направлена, не приводит к нарушениям социальной адаптации и не сопровождается соматическими расстройствами.

Патохарактерологическая реакция– психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка; она приводит к нарушениям социально – личностной адаптации и сопровождается соматовегетативными расстройствами.

Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям:

- реакция оппозиции или протеста. В раннем дошкольном возрасте возникает при ограничении активности ребенка, при чрезмерном или насильственном кормлении. У старших детей – глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, возникающие из-за чрезмерных требований, недостатка внимания.

Активный протест – непослушание, грубость, разрушительные действия.

Пассивный протест – отказ от еды, уход от дома, попытки самоубийства, отказ от речи, энурез, рвоты, нарушение эмоционального контакта.

- реакция отказа – неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению. Утрачивается желание играть. Возникает в связи с утратой ребенком чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой.

- Реакция имитации характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения, вредные привычки, аддиктивное поведение.

- Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений в поведении, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения.

- Реакция гиперкомпенсации отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности.

Поведенческие реакции, свойственные подросткам:

- реакция эмансипации: это стремление высвободиться из-под опеки взрослых. Появлению реакции способствуют мелочная опека, лишение самостоятельности, отношение к ребенку как к подростку. Реакция проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попыткам уйти из-под контроля взрослых.

- Реакция группирования осуществляется созданием неформальных групп подростков. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп носит асоциальный характер.

- Реакции увлечения тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности и проявляются удовлетворением некоторых потребностей. Увлечения могут быть одной из причин нарушения поведения, так как ради осуществления своей “страсти” забрасывается учеба, заводятся сомнительные знакомства.

- Нарушение поведения, обусловленное реакцией на свое физическоесостояние: оценивая свое тело, подросток, сталкиваясь со своей физической необычностью, делает вывод о своей социальной неполноценности. Может возникнуть желание компенсировать свои недостатки в другой сфере либо попытаться их исправить.

- Нарушения поведения, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. При преждевременном половом развитии возникают аффективные расстройства и психопатоподобные нарушения поведения типа дисгармоничного инфантилизма, расстройство влечений. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуклюжесть, вялость.

У старших детей могут наблюдаться жестокость, самообнажение, совращение младших детей. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому возникают отклонения в сексуальном поведении.

- Нарушение поведения, обусловленное психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения. Происходит дифференциация способностей, вырабатывается мировоззрение. Чрезмерная самоуверенность не уживаются с импульсивностью и неутойчивостью. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность.

Другие нарушения поведения:

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей (F91.0). Включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома и во взаимоотношениях с родителями и близкими. Может иметь место воровство из дома, намеренное разрушение вещей членов семьи, жестокость, намеренные поджоги дома. За пределами семейной обстановки нарушений поведения не наблюдается.

Несоциализированное расстройство поведения(F91.1).

Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительным разладом взаимоотношений с другими детьми. По отношению к взрослым – жестокость; обычно ребенок одинок. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

Социализированное расстройство поведения(F91.2).

Стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. У них адекватные отношения со сверстниками, часто входят в состав делинквентной компании. Расстройства поведения в школе совместимы с диагнозом.

Оппозиционно - вызывающее расстройство (F91.3).

Характерно для детей моложе 9-10 лет. Определяется наличием заметно негативисткого, враждебного поведения и отсутствием тяжелых действий. Дети игнорируют просьбы взрослых, раздражены, обидчивы. Вызывающее поведение носит характер провокации.

Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства (F92) – сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. Эти расстройства сочетаются с депрессией, а в других случаях нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами.

Наши рекомендации