Гештальт-терапия жан-мари робин

Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

Слово "гештальт" как понятие было введено Г. фон Эренфельсом (G. von Ehrenfels) и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языках. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами "образ", "форма", "структура", "организованное целое".

В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г.

Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в началеXX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.

Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой.

Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.
Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя. Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.
В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

Не следует путать Гештальт терапию с Гештальт психологией. Это близкие, но совершенно разные "вещи".

Гештальтпсихология - направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы. Это направление возникло в Германии в начале ХХв. в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые "разбивали" психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности.

Логотерапия

Основателем логотерапии (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) является В. Франкл.

Основанная Виктором Франклом школа психотерапии занимается поисками цели и смысла человеческого существования. Представляя собой сложную совокупность философских, медицинских и психоаналитических знаний, логотерапия ставит перед человеком задачу осознания своего персонального предназначения.

Однажды Виктора Франкла спросили, чем логотерапия отличается от психоанализа. Он пошутил, что во время психоанализа пациент лежит на кушетке и говорит о тех вещах, о которых не принято говорить; во время же логотерапии пациент сидит на стуле и внимает тем вещам, которые не принято выслушивать.

Если Зигмунд Фрейд возводил во главу угла стремление к удовольствию, а Альфред Адлер — стремление к власти, то Виктор Франкл постулировал для каждого отдельно взятого индивидуума стремление узнать, в чём же состоит его личный смысл существования. Логотерапия как метод заявляет, что воля к смыслу(которая отсылает нас к "воле к власти" Ницше) есть неотъемлемый атрибут каждого из нас.

Чем здоровый человек отличается от невротика? Цель каждого здорового человека — поиск своего истинного предназначения. Учёные считают, что так или иначе, все из нас когда-либо задумывались, зачем и почему мы живём в этом месте в это время. Принципы логотерапии утверждают, что цель личности вовсе не в пребывании в состоянии неизменного равновесия, но, напротив, в вечном поиске вариантов реализации личного смысла жизни. Напротив, невротик стремится избежать осознания своих жизненных целей и задач. Поиски смысла жизни не всегда связаны с болезнью, напротив, игнорирование этих поисков и закрывание глаз на них чревато возникновением различных внутренних конфликтов.

Один из методов логотерапии — это логоанализ. "Логос" в переводе с греческого расшифровывается как "смысл" или "дух". Логоанализ ставит целью расширить поле сознания пациента и стимулировать его творческое воображение — чтобы найти внутри себя ответы на поставленные вопросы. В ходе логоанализа клиенту предлагается произвести оценку отдельных этапов своей жизни — и обсудить их вместе с логотерапевтом.

Посредством метода логоанализа человек может достичь духовного инсайта и заново переоткрыть для себя значимые жизненные составляющие. Благодаря логотерапии индивидуум способен вникнуть в глубинный смысл любви, постичь смысл страдания, и насытить свою душу, алчущую ответа на вопрос, в чём же состоит смысл жизни.

Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

Задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер:

  • творчестве;
  • эмоциональных переживаниях;

§ сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

Техники

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

  1. метод дерефлексии;
  2. метод парадоксальной интенции (СНОСКА:Интенция – намерение).
  1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях – то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.
  2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.

В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; «сократовский диалог».

  1. Персональное осмысление жизни.

Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

  1. «Сократовский диалог». Задача данного приема – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» – своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.

Задача логотерапевта — не выписывать пациенту горы таблеток, но, напротив, быть его проводником по минотавровому лабиринту экзистенциального страдания. Чтобы избежать экзистенциального вакуума, заполонившего наши сердца и души в XXI веке, необходимо тщательно исследовать свои внутренние потребности и осознать ответственность за свою жизнь. Как писала в своё время Магда Арнольд, любая терапия должна быть в той или иной степени также логотерапией.Ведь, в конечном итоге, все мы живём для того, чтобы наполнить свою жизнь каким-то внутренним содержанием.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

Насколько эффективна психотерапия? Какие методы лучше? На эти вопросы нелегко ответить.Исследованию эффективности психотерапии препятствуют несколько основных трудностей. Какрешить, наступило ли у человека улучшение? Какие валидные меры улучшения существуют? Откудамы знаем, что было причиной изменений? В данном разделе мы кратко рассмотрим исследования,посвященные оценке эффективности различных видов терапии.

Оценка психотерапии

Оценка эффективности психотерапии — трудная задача, поскольку надо учесть очень многиепеременные. Например, некоторым людям с психическими проблемами становится лучше без всякогопрофессионального лечения. Это явление называют спонтанной ремиссией. При некоторыхпсихических расстройствах улучшение наступает само по себе, просто с течением времени — совсемкак обычная простуда. Но чаще улучшение, наступающее при отсутствии лечения, не спонтанно, аявляется результатом внешних событий — обычно изменений в жизненной ситуации индивида или

помощи другого человека.У многих людей с эмоциональными нарушениями, не обращающимися за профессиональнойпомощью, улучшение может наступить при содействии непрофессионала, например друга, учителяили религиозного наставника. Такие выздоровления нельзя считать спонтанными, но поскольку онине являются результатом психотерапии, их относят к случаям спонтанной ремиссии, частота которых

колеблется от 30 до 60%, в зависимости от того или иного исследуемого расстройства (Bergin &Lambert, 1978). Чтобы принять в расчет тех, у кого улучшение наступило бы и без лечения, во всякойоценке психотерапии следует сравнивать группу лечения с контрольной группой, не проходившейлечение. Психотерапия считается успешной, если улучшение после терапии больше любогоулучшения, наступившего без терапии за тот же период. Этическая проблема, связанная с тем, чтокто-то остается без лечения, обычно снимается путем включения в контрольную группу индивидов изсписка ожидающих лечения. Членов контрольной группы, входящих в список ожидающих,опрашивают в начале исследования, чтобы собрать информацию о фоновом уровне, но лечение они

начинают получать только после окончания исследования. К сожалению, чем длиннее исследование(и время, необходимое, чтобы замерить улучшение, особенно при терапии с инсайтом), тем труднееоставлять людей в списке очередников.

Второй основной проблемой оценки психотерапии является измерение результата. Как

решить, помогла ли человеку терапия? Нельзя всегда полагаться на собственные оценки индивида.Некоторые люди говорят, что им стало лучше, просто чтобы доставить удовольствие терапевту илиубедить самих себя, что деньги потрачены не зря. Оценку лечения самим терапевтом как успешноготоже не всегда можно считать объективным критерием. У терапевта есть законный интерес объявить,что клиенту лучше. А иногда изменения, наблюдаемые терапевтом во время занятий, просто непереносятся на ситуации реальной жизни. Следовательно, оценка улучшения должна опираться какминимум на три независимых показателя: оценку успеха клиентом; оценку терапевта; оценку третьейстороны, например членов семьи, друзей или клинициста, не участвовавшего в лечении.Несмотря на эти трудности, исследователи смогли провести множество оценок успешностипсихотерапии.

В 1952-м году известный английский психолог Ганс Айзенк потряс психологическоесообщество, когда, проанализировав исследования, посвященные оценке эффективностипсихотерапии, пришел к заключению, что психотерапия не работает. Состояние людей, получившихпсихотерапевтическую помощь, оказалось не лучше, чем тех, кто не прошел психотерапию иливынужден был ожидать своей очереди. Однако и количество и качество исследований по оценкеэффективности психотерапии, проведенных до 1952-го года, было недостаточно высоким. Поэтомунеудивительно, что сообщение Айзенка стимулировало большое количество новых исследований.Обзоры таких исследований, проведенных в течение последних пятидесяти лет, свидетельствуют отом, что психотерапия все же оказывает положительное воздействие и прохождение терапииприводит к лучшим результатам, чем отсутствие лечения или различные виды плацебо (Lambert &Berlin, 1994; Luborsky, Singer & Luborsky, 1975; Smith, Glass & Miller, 1980; Wampold et al., 1997).

В 1980 году исследователи отыскали 475 опубликованных исследований, где сравнивалась

хотя бы одна группа лечения с контрольной группой. С помощью сложной статистическойпроцедуры, называемой метаанализом (см. главу 6), они определили величину эффекта для каждогоисследования, сравнив среднее изменение, вызванное лечением (в таких показателях, каксамоуважение, тревожность, успехи в работе и учебе), со средним в контрольной группе. Они пришлик выводу, что у проходивших терапию индивидов дела обстояли лучше, чем у тех, кто лечения непроходил. У среднего пациента, прошедшего курс психотерапии, было обнаружено большее

улучшение, чем у 80% пациентов контрольной группы (Smith, Glass & Miller, 1980).

Более поздний обзор, в котором анализировалась новая выборка исследований, дал

аналогичные результаты (Shapiro & Shapiro, 1982). Если посмотреть на зависимость показателяулучшения от количества сеансов психотерапии (рис. 16.5), видно, что у проходивших лечение групппоказатель улучшения более чем превышает показатель улучшений при спонтанной ремиссии. Квосьмому сеансу терапии примерно у половины пациентов наступают измеримые улучшения, а кконцу 6 месяцев еженедельной психотерапии улучшения наступают у 75% клиентов.

Рис. 16.5. Улучшение в результате психотерапии. На рисунке показана зависимость долипациентов с улучшениями от количества сеансов индивидуальной психотерапии. Улучшениеоценивалось независимыми исследователями после окончания лечения (по:Howard et al., 1986).

Сравнение разных видов психотерапии

При психотерапии улучшение значительнее, чем при отсутствии лечения, но одинаково ли

эффективны разные терапевтические подходы? В ряде обзоров анализировались исследования, вкоторых сравнивались разные виды психотерапии (см., например:Smith, Glass & Miller, 1980;Rachman & Wilson, 1980; Bergin & Lambert, 1978). В большинстве этих обзоров делается вывод, чтоэффективность разных видов терапии примерно одинакова. Как могут разные терапии со стольразнообразными методами давать такие сходные результаты? Было предложено много возможныхобъяснений (см. Stiles, Shapiro & Elliott, 1986). Мы приведем только два из них.Возможно, некоторые виды терапии успешно лечат одни расстройства, но относительнонеэффективны при других. Когда та или иная терапия применяется при самых разных расстройствах,она может в одних случаях помогать, а в других — нет. Поэтому за средними результатами всехслучаев может скрываться преимущество той или иной терапии. Надо знать, какое лечение в какомслучае наиболее успешно (Chambless & Hollon, 1998).

Был проведен ряд контролируемых исследований, в ходе которых различные типы

психотерапии сравнивались с лекарственной терапией или с контрольными группами, участникикоторых не проходили терапевтического лечения определенных расстройств. Результаты однозначносвидетельствуют о том, что определенные формы психотерапии могут быть высокоэффективнымипри лечении депрессии, расстройств тревожности, расстройств питания, алкогольной инаркотической зависимости, а также ряда детских расстройств (De Rubeis & Crits-Crictoph, 1998;Kazdin & Weisz, 1998; Roth et al., 1996). Психотерапия также помогает при снижении симптомоваутизма и шизофрении и снижении риска рецидивов шизофрении (Hogarty, 1986; Kazdin & Weisz,1998).

Однако не все формы психотерапии были подвергнуты строгой эмпирической проверке ихэффективности. Представители бихевиорального и когнитивного подхода в целом былизаинтересованы в оценке эффективности практикуемых ими форм терапии, поэтому большинствоисследований было сосредоточено на изучении данных психотерапевтических подходов. В отличиеот них представители психодинамической и гуманистической терапии проявили значительноменьший интерес к эмпирической оценке соответствующих форм терапии (De Rubeis & Crits-Cristoph,1998).

Еще одна причина равной эффективности разных видов терапии может быть связана с

наличием у них некоторых общих факторов, благодаря которым и наступает улучшение, а неблагодаря конкретным терапевтическим методикам.

Общие факторы психотерапевтических методов

Одна школа психотерапии использует инсайт, другая — моделирование и подкрепление,

третья опирается на рациональное знание. Но, возможно, что не эти переменные являются

решающими. Другие факторы, общие для большинства методик, но обделенные вниманием впубликациях терапевтов о своей работе, могут оказаться более важными (Garfield, 1994; Orlinsky &Howard, 1987). Они включают доверительные отношения, ободрение и поддержку,десенсибилизацию, подкрепление адаптивных реакций и инсайт.

Межличностные отношения тепла и доверия. Независимо от вида проводимой терапии, прихороших отношениях между клиентом и терапевтом устанавливается взаимное доверие. Клиентдолжен верить, что терапевт понимает его проблемы и интересуется ими. Хотя поведенческаятерапия, как ее описывают в учебниках, может __________казаться скорее не межличностной процедурой,исследования показывают, что опытный поведенческий терапевт проявляет столько же эмпатии иглубокого личного участия, сколько и опытный психоаналитик (Sloane et al., 1975). Терапевт, которыйпонимает проблемы клиента и верит, что их можно решить, вызывает у него доверие, которое

повышает у клиента чувство компетентности и создает у него уверенность.

Уверения и поддержка. Свои проблемы часто кажутся нам исключительными и

непреодолимыми. Обсуждение их со специалистом, для которого они не новы и который показывает,что их можно разрешить, вселяет в нас уверенность. Наличие кого-то, кто помогает решитьпроблемы, с которыми мы сами были не в состоянии сладить, создает чувство поддержки и даетнадежду. На самом деле наибольшего успеха достигают те терапевты, независимо от их методапсихотерапии, у которых со своими клиентами выстраиваются отношения поддержки и помощи(Luborsky et al., 1985).

Десенсибилизация. Мы уже говорили о систематической десенсибилизации — особом методеповеденческой терапии, направленной на помощь индивидам в преодолении страха передопределенными объектами или ситуациями. Но есть много видов психотерапии, которые способныприносить самую разнообразную десенсибилизацию. Когда события и эмоции, доставляющие намтрудности, мы обсуждаем в благосклонной атмосфере психотерапевтического сеанса, они постепеннотеряют свою угрожающую силу. Проблемы, когда мы над ними тягостно размышляем в одиночестве,могут раздуваться до непропорциональной величины; если поделиться проблемой с кем-то еще, частоона начинает казаться не такой серьезной. Есть и несколько других гипотез, объясняющих, как в ходетерапии происходит десенсибилизация. Например, если беспокоящие события выразить словами, этопомогает оценить ситуацию более реалистично. С позиций теории научения, неоднократноеобсуждение в безопасной терапевтической ситуации переживаний, вызвавших расстройство (гденаказание не грозит), может способствовать постепенному угасанию связанного с ними беспокойства.

Каков бы ни был этот процесс, десенсибилизация является фактором, общим для многих видовпсихотерапии.

Подкрепление адаптивных реакций. В поведенческой терапии подкрепление применяетсядля усиления позитивных установок и закрепления действий. Но всякий терапевт, к которому клиентотносится с доверием, сам является подкрепляющим агентом; то есть терапевт выражает одобрениетем видам поведения и установок, которые, по его мнению, ведут к лучшему приспособлению, ивыражает неодобрение к неадаптированным установкам и реакциям или игнорирует их. Какиереакции подкреплять, зависит от ориентации терапевта и стоящих перед ним задач. Применение

подкрепления может быть преднамеренным и непреднамеренным; в некоторых случаях терапевтможет не осознавать, что он подкрепляет или не подкрепляет определенное поведение клиента.

Например, в терапии, ориентированной на клиента, считается важным предоставить клиенту самомуопределять, что обсуждать на терапевтических сеансах, и не стараться повлиять на направлениеразговора, задаваемое клиентом. Однако, подкрепление — тонкая вещь: улыбка, кивок головы илипростое «у—гм» вслед за определенными высказываниями клиента могут увеличивать вероятностьтаких высказываний.

Поскольку в задачу всех психотерапевтов входит изменение установки клиента и его

поведения, во время терапии должно происходить то или иное научение. Терапевт должен осознавать,что он влияет на клиента также через подкрепление, и сознательно этим пользоваться, чтобыспособствовать желательным изменениям.

Понимание или инсайт. Все обсуждавшиеся нами виды психотерапии дают клиенту то илииное объяснение его трудностей — как они возникают, почему сохраняются и как можно ихизменить. В психоанализе такое объяснение может иметь вид постепенного понимания вытесненныхдетских страхов и того, как эти бессознательные чувства способствовали появлению текущихпроблем. В поведенческой терапии клиента могут информировать, что имеющиеся у него сейчасстрахи есть результат предшествовавшего им обусловливания и с ними можно совладать, освоивреакции, несовместимые с текущими. В когнитивно-поведенческой терапии клиенту могут сказать,что его трудности происходят из-за иррационального убеждения в том, что он должен бытьсовершенен во всем, и что его должны все любить.Как могут столь разные объяснения давать позитивные результаты? По-видимому, ненастолько важно, какова в точности природа инсайта и понимания, которые помогает создатьтерапевт. Более важно объяснить клиенту его поведение или чувства, которые привели его к такомурасстройству, и предложить ему ряд действий (таких как свободное ассоциирование или тренировка врелаксации), которые, по мнению и терапевта, и клиента, помогут это расстройство устранить. Если учеловека возникают симптомы тревожности, и он не знает, в чем их причина и насколько этосерьезно, он почувствует себя обнадеженным, когда поговорит с профессионалом, который знает, вчем состоит проблема, и предложит способ, как ее облегчить. Знание того, что изменения возможны,дает человеку надежду, а надежда является важным фактором, способствующим изменениям клучшему (см. раздел «На переднем крае психологических исследований».)

В нашем обсуждении факторов, являющихся общими для разных видов психотерапии, мы ненамерены отрицать ценность тех или иных конкретных методов лечения. Возможно, наибольшегоуспеха достигает тот терапевт, который опирается на эти общие факторы и планомерно применяет ихко всем пациентам, но кроме этого, для каждого конкретного случая подбирает наиболее подходящиепроцедуры.

Наши рекомендации