Гуманистическая психотерапия
Гуманистическая психотерапия (экзистенциально-гуманистический подход) - в основе лежат работы основателей гуманистической психологии - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.
Это группа направлений в современной психологии, ориентированных прежде всего на изучение смысловых структур человека, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому, в понимании человека как целостного единства тела, психики и духа. Представители гуманистического направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, способным к позитивному росту. Усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на устранение каких-то болезненных симптомов.
В гуманистической психологии в центре внимания оказываются такие категории как:
- высшие ценности,
- самоактуализация личности,
- творчество,
- любовь,
- свобода,
- ответственность,
- автономия,
- психическое здоровье,
- межличностное общение.
Гуманистическая психологияпослужила базой для целого ряда направлений психотерапии (клиент-центрированная терапия, позитивная психотерапия, гештальттерапия и т.д.). Кроме того, дала начало гуманистической педагогике, ориентирующейся на свободный выбор участников педагогического процесса, а также учёт их индивидуальных особенностей.
Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и психоанализу, делающих основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремлённость к будущему, к свободной реализации своих возможностей. Как отдельное направление гуманистическая психология выделилась в 60-е годы ХХ в. Большой вклад в развитие гуманистической психологии внесли:
В 1963 г.первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Центральная роль в гуманистической психологии отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — "терапии, центрированной на Клиенте".
Это означает отношение к человеку, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как к пациенту, а как к Клиенту, который сам берёт на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний, "феноменальный" мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования.
Гуманистические психологи отводят особую роль отношениям между клиентом и психотерапевтом, как одной из важнейших сил, способствующих решению проблем клиента. Работа строится на безусловном принятии, эмпатии, особом внимании к переживаниям клиента и создании наиболее благоприятной атмосферы для личностного роста и самораскрытия.
Арсенал психотерапевтических приёмов, используемых гуманистическими психотерапевтами чрезвычайно широк. Однако можно с уверенностью сказать, что предпочтение ими отдаётся методам разговорного типа, т.к. именно в свободном разговоре возможно возникновение доверительных отношений.
Гуманистическая психотерапия завоевала широкое признание во всем мире, благодаря принципиально новому взгляду на отношения между клиентом и психотерапевтом, признанию свободы выбора каждого человека и веру в то, что у каждого человека имеются все необходимые ресурсы для того, чтобы быть счастливым.