Группы развития коммуникативных навыков и умений.

Группа тренинга умений включает в себя определенное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у них коммуникативным умениям и навыкам. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни.Занятия в группах тренинга умений могут оказаться особенно полезными для детей подросткового и раннего юношеского возраста. Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те, которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, помогают справляться с чрезмерными эмоциональными возбуждениями, а также умения, необходимые для профессиональной деятельности, для принятия решений и выполнения родительских функций, для ведения переговоров и дискуссий. Членов таких групп учат вести самонаблюдение, фиксировать и записывать данные о себе.Работа групп тренинга умений строится на ролевом проигрывании сложных жизненных ситуаций, в которых эти умения могут быть выработаны. Сначала разыгрываются простые социальные ситуации, затем они усложняются и доводятся до уровня конфликтных, т.е. таких, из которых трудно найти простой и единственно возможный выход, полностью устраивающий всех участников.В некоторых случаях используются технические средства обучения, в частности аудиои видеозаписи. Иногда работа групп тренинга умений, особенно когда их участниками являются заторможенные, тревожные, неуверенные в себе люди, сопровождается или предваряется элементами аутотренинга. Группы встреч могут оказаться полезными для клиентов с целью повышения уровня их самоосознания и развития личности.Группа тренинга умения включает в себя такие компоненты, как: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка.

34.Группы развития сензитивности (личностного роста).

Основная цель — кор­рекция развития личности, относятся тренинги, имеющие ярко выраженную основу, конкретную схему психологи­ческого анализа личности: психоаналитическую, гештальтистскую, трансактный анализ.

1. Психодинамический, психоаналитический тренинг. Ос­новные задачи: выявление защит, выстраиваемых участни­ком группы на пути осознания выражения своих чувств, осознание перекосов, затрудняющих для него адекватное восприятие других людей, осознание импульсов, лежащих в основе внешнего рационального поведения.

2. Гештальтгруппа. Основные задачи: адекватное вос­приятие себя и других, осознание различных зон нашегобытия, внешней, внутренней, средней зоны фантазий и границ между ними, осознание границ нашего «Я» и внешнего окружения механизмов нарушения и ее адекватного восприятия.

3. Группа трансактного анализа. Основные задачи: ана­лиз трансакций (элементарных взаимодействий двух людей), структурный анализ личности и ее ролей, анализ игр и дру­гих способов структурирования времени.

К группе тренингов, стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоре­тические основы и направленные преимущественно на раз­витие отдельных сторон личности: самопонимания, навыков социальной перцепции, осознавания смыслов, развитие лич­ности и стратегии личностного развития и т.д. Понятие лич­ностного роста нельзя определить однозначно из-за значи­тельных различий концепции личности. Тренинги личност­ного роста — это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций.

Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной ме­тодологией развития личности. Поэтому можно выделить тренинг личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации.К тренингам личностного роста динамической ориента­ции в этом смысле могут быть отнесены психодраматичес­кие группы.

Тренинг сензитивности— одна из форм группового дина­мического тренинга. Термин «сензитивность» в данном кон­тексте понимается, как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность вос­принимать, понимать, запоминать и структурировать соци­ально-психологические характеристики других людей или группы и, на основании этого, прогнозировать их поведе­ние и деятельность.

Выделяют 4 вида сензитивности:

1) Наблюдательс­кую сензитивность — способность наблюдать, видеть, слы­шать другого человека и запоминать при этом, как он вы­глядел и что говорил;

2) Теоретическую сензитивность — способность применять различные теории для интерпрета­ции и прогнозирования поведения, чувств, мыслей других людей;

3) Номотетическуюсензитивность — способность понимать типичного представителя той или иной социаль­ной группы и использовать это понимание для прогнозиро­вания поведения людей, принадлежащих к данной группе;

4) Идеографическую сензитивность — способность понимать своеобразие данного человека.

Наши рекомендации