Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».
Полевое поведение – хаотическая двигательная расторможенность, действия по первому побуждению, общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией, со склонностью к дурашливости, но в то же время кратковременным агрессивным вспышкам, эмоции примитивны и поверхностны, реакции на замечание отсутствуют, отмечается грубая не критичность, расторможенность влечений (прожорливость, повышенная сексуальность). Из-за отсутствия болевых задержек, недостаточного понимания ситуации, большой эмоциональной заражаемости эти дети не принимаются в коллективе сверстников.
Сухорева выделила 4 типа органической Д:
1) Характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
2) На передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая истощаемость.
3) Более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности, вялость, апатия, резкое снижение активности мышления.
Полевое поведение, т.е. нарушение критики, целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью.
Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с нарушением слуха.
Аномалии развития в связи с нарушениями зрения и слуха.
Этиология дефектов слуха и зрения, может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами. В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности (первые 3 мес.) (краснуха, корь, грипп, врожденный сифилис, токсоплазмоз и т.д.) Среди постнатальных факторов особенно выделяются заболевания (корь, паротит, менингиты, менинго-энцефалиты, отиты) наследственно – 50% глухоты и тугоухости.
Структура дефекта.
Глухой (слабослыщащий)
1. Первичный дефект – выключение или грубая недостаточность слухового восприятия
2. Вторичный – нарушение речевого развития
3. Третичный – специфика мышления
Учитывает критерии времени и степени поражений. Среди детей с недостатками слуха выделяют:
1. Глухие
a. Раноогохшие
b. Позднооглохшие
2. Слабослышашие
a. С относительно сохранной речью
b. С глубоким недоразвитием речи
Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушении у детей с нарушениями зрения.
Аномалии развития в связи с нарушениями зрения и слуха.
Этиология дефектов слуха и зрения, может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами.
Для поражения зрения имеют значения следующие экзогенные воздействия на плод в период беременности:
· Туберкулез
· Токсоплазмоз
· Сифилис
· Вирусные заболевания
· Болезни обмена веществ
· Интоксикации беременной алкоголем, гормональными и др. лекарственными препаратами.
· Нередкая причина патология родов
· Недоношенность
Структура дефекта:
Слепой (слабовидящий)
1. Первичный дефект – выключение или грубая недостаточность зрительного восприятия
2. Вторичный дефект – недоразвитие пространственной ориентации, недоразвитие психомоторики
3. Третичный дефект – специфика познавательной сферы, своеобразие личности.
Среди детей с нарушением зрения выделяют:
1. Тотально слепых
2. Частично видящий
3. Слабовидящих
39. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Слух и речь =)))
Этиология.
Родовые травмы является основной причиной ДЦП, ранние постнатальные поражения ЦНС. Особенности клинико-патофизиологической структуры нарушений моторной сферы обусловлены недостаточностью разных отделов нервной системы. При недостаточности подкоркового уровня организация движений, наблюдается нарушение тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражениях коры страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.
Структура дефекта.
1. Первичный дефект – ограничение двигательных возможностей, своеобразие моторного развития
2. Специфика зрительного посприятия
Вторичные – нарушение пространственных представлений, нарушение речи.
3. Третичный – своеобразие (аутизация, эмоциональная депривауция)
Специфика познавательной сферы и специфика общения.