I уровень: закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития.
- нарш. приема, переработки, сохранения и передачи информации (при любой патологии нар. «расшифровка» огк.мира, в зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окр.действительности; при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоц.-личностной сферы (психопатии, РДА) искажается восприятие, интерпритация и использование социальной информации).
- нарушение речевого опосредования (запаздывание в созревании лобных структур явл. Общей патогенетиеской характеристикой ряда дизонтогений, таких как у.о., ЗПР, РДА и др. при всех отклонениях псих. разв. наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка требует спец.приемов и методов воспитания и обучения.
- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окр. действительности (любой вид диз. развития хар-ся нарушением нормального псих. отражения действительности, полным или частичным выпадением псих. инструментария»: снижены интел. способности, соц.неадекватность, выпадение какого-либо вида информации (слуховой, зрительной, действительной) об окр. дейст.
- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированости (параметр появялся в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию соц.компетентности людей, независимо от тяжести и характера отклонений. Любой дефект затрудднфет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения значимых потребностей и имеющимися для этого условиями включая условия бытовые (пандусы для каляслк) и социально-психологические (готовность общаться с такими людьми окружающих).
II уровень: закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем – зрит., слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение г.м. (у.о., ЗПР церебр.-органич.генеза)
IIIуровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза(общему стойкому недоразвитию по типу у.о., или искаженному развитию по типу РДА, или дифицитарному развитию вследствие недостаточности зрит.анализатора)
12. Модально неспецифические закономерности изучены еще далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза
-замедление скорости приема и переработки поступающей информации, характерное и для нарушенных анализаторных систем,и для сохранных анализаторных систем.
Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам,снижение уровня познавательной активности,что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов.
Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности. Сказанное отнюдь не означает, что при разных формах дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерныразнообразные формы речевых нарушений и затруднения в формировании процесса речевого опосредования,что сказывается на темпах формирования Высших психических функций.
В связи с этим вполне естественно то, что для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.
Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе отставания в развитии моторной сферы могут лежать не только первичные нарушения двигательного анализатора, но и недостатки формирования и оперирования пространственными представлениями.
Моторные нарушения сказываются на темпах развития навыков и умений, а также
на формировании разных форм деятельности —игровой, учебной, трудовой и др.
Кроме того, как отмечается разными исследователями, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна определенная диспропорция между образной и вербальной сферами психики.Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития могут быть разнообразные деформации социальной ситуации развития, проявляющейся в неправильных стилях воспитания.Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно проявление различных депривационных симптомов.
13. Высшие психические функции — сложные психические процессы,прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению,произвольные по способу своего осуществления. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский). К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь.
Основные характеристики высших психических функций:
-опосредствованность,
-осознанность,
-произвольность
формируются до 21 года.
Основные свойства ВПФ:
-социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).
-опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.
-произвольны по процессу формирования (произвольность - результат опосредованности, освоения средств).
-системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).
14. Особое значение в специальной психологии придается соотношению первичных и системных расстройств как особому параметру дизонтогенеза. Это соотношение часто называют структурой нарушенного развития.
Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Сразу же подчеркнем, что речь идет о нарушениях в работе именно психических функций. В действительности подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа. Следует отметить, что при определенных условиях в развитии первично нарушенных функций может появляться определенная позитивная динамика.( например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора(слепота), локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы)
Вторичные, или системные,нарушения имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Отсюда и само название — системные нарушения, то есть недостаточность определенных функций, возникающая вследствие существующей на данный момент системы межфункциональных связей. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Говоря об обратимости системных отклонений в результате коррекционной работы, следует иметь в виду, что исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким. (Пример:первичный-нарушение зрения,вторичный нарушение восприятия и пространственной ориентировки)
В литературе весьма часто употребляется понятие третичные нарушения, под которым имеют в виду нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Иногда в качестве критерия здесь выступает признак факультативности, то есть необязательности. Иначе говоря, третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для лиц с определенным типом дизонтогенеза.
Соотношение первичных и вторичных симптомов нарушенного развития характеризуется еще одной особенностью, обозначаемой термином вектральность, под которым понимают направленность распространения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности — «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый вид свойственен для ситуации, при которой первично нарушается какая-то элементарная функция, а вторично недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней.
Структура нарушенного развития не остается с возрастом неизменной. Ее динамика может быть как негативной, так и позитивной. Характер последней, как мы уже указывали, во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но лишь при условии, что сама первично поврежденная функция в своих параметрах остается относительно неизменной. Куда более сложной выглядит картина развития в ситуации, когда ядерным выступает текущее заболевание, в особенности заболевания головного мозга и психические расстройства. В подобных случаях мы сталкиваемся с негативной динамикой структуры дизонтогенеза.
15. Слово системные подчеркивает природу их возникновения — наличие многообразных связей между различными функциями.
С позиций данной концепции Выготского возникновение системных отклонений связано с тем, что любое первичное нарушение препятствует процессу усвоения человеческого опыта социализации, врастанию ребенка в культуру общества, ибо все социальные институты так или иначе рассчитаны на нормальную, стандартную психофизиологию. Именно это давало основание Л. С. Выготскому рассматривать данные расстройства как социальный вывих, как феномен выпадения ребенка из культуры, что является подлинной причиной отклонений от нормального хода развития.
основной механизм вторичных нарушений обуславливается наличием межфункциональных связей между различными компонентами психики. Но возникновение самих этих связей и их изменение не случайны, а определяются процессом возрастного развития, направленного на формирование оптимальной структуры сознания. В оптимальном, относительно сформированном виде Структура сознания складывается из двух основных компонентов — это так называемые бытийный и рефлексивный слои сознания.
одно только наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению системных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов.
Вторичные отклонения являются результатом ограничений:
-общения,
-предметной деятельности,
-речевого развития,
-воздействия депривационного фактора.
Но сказанное отнюдь не означает, что первичное нарушение вообще не причастно к появлению вторичных отклонений.
«Пусковое» влияние первичного нарушения, помимо
-качества,
-глубины,
-времени возникновения, во многом опосредуется степенью включенности ребенка в сферу общения и деятельности.
Вот почему при одном и том же первичном нарушении мы можем наблюдать разные вторичные отклонения с точки зрения их выраженности и качественного разнообразия.
16. Очень часто понятие норма определяется как состояние, при котором индивид не проявляет признаков патологии. Последняя характеризуется как нарушение состояния нормы.
Иным распространенным вариантом в решении обозначенной проблемы можно считать частотный или статистический подход. Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель распространенности, или частотности того или иного значения: чем большее распространение оно получает, тем выше вероятность его отнесения к категории нормы и наоборот.
Часто исследователи используют и так называемый адаптациоиный подход. Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности должна выступать способность человека к адаптации, то есть приспособляемость. Как определить последнюю остается неясным. Следует признать тот факт, что серьезные нарушения в процессе психического развития способны приводить к снижению адаптационных возможностей. Но из этого отнюдь не следует, что наличие адаптационного дефицита свидетельствует о нарушении психического развития.( Вряд ли можно назвать аномальным активное нежелание человека приспосабливаться к аморальным и антигуманным условиям жизни, в которые он попал помимо своей воли)
культурно-релятивный подход трактовке феноменов нормальности и ненормальности. Согласно этой точке зрения тип культуры и историческое время выступают в качестве основы дифференциации нормального и ненормального в человеке. Представители данного подхода акцентируют внимание на относительности существующих критериев, определяемых своеобразием и актуальным состоянием той или иной национальной культуры. Проще говоря, одно и то же явление в рамках разных культур может оцениваться по-разному в зависимости от национальных традиций. Культурно-релятивный подход относится к разряду весьма популярных в современной науке. Тем не менее указание на относительную природу оценок «нормы — патологии» само по себе проблемы как таковой не решает.
подход описательных критериев. В данном случае выделяются одновременно несколько признаков психического здоровья, что, по сути, принципиально отличает такое видение от вышерассмотренных, где в центре внимания исследователей неизменно находились критерии психической патологии.
На уровне обыденного сознания, а иногда и в науке, весьма распространенным является так называемый интуитивно - эмпирическийподход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было заранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно. В подобных случаях оценочные критерии остаются неосознанными и в качестве таковых, скорее всего, выступает сравнение окружающих с собой. При этом эталоном нормальности выступает сам эксперт, высказывающий те или иные оценки в отношении окружающих индивидов. В этом случае все, что не совпадает со стереотипами собственного поведения и отношения к миру, может выступать как нечто ненормальное.
Гуманистическая психология привнесла в решение проблемы «норма - патология» новый импульс и новый подход. В рамках этого направления, как известно, делались попытки дать описание самоактуализирующейся личности, как образца нормы, некоего эталона для подражания. Список характеристик самоактуализированной личности весьма широк, но наиболее типичные ее свойства - это позитивное восприятие мира, ориентация на будущее, устойчивая позитивная самооценка, терпимость клюдям, чувство юмора, толерантность к жизненным трудностям и мн. др.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
17. Б. С. Братусь рассматривает феномен здоровья как неоднородное и многоуровневое образование. Высшая его ступень — нравственное самосознание личности, представляющее собой внутреннюю регуляцию внешнего социального поведения человека. Более низкий уровень связан с собственно отражательной, когнитивной деятельностью человека; он обозначается как психологический. И наконец, третий уровень выступает как материальная база психической деятельности, ее биологический фундамент.
На основании выделенных уровней организации бытия человека строятся представления о его здоровье. «Высший уровень психического здоровья — уровень личностного здоровья, который определяет качество смысловых отношений человека.Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяет особенности внутренней мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.» (Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988, с. 72). Каждая из перечисленных ступеней имеет свои собственные закономерности развития и функционирования и, несмотря на тесное единство с другими, обладает определенной автономией.
Как указывает Б. С. Братусь, психическое здоровье может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других. В рамках данной модели соотношение нормы и патологии предстает в виде многочисленных переходных вариантов, расположенных между двумя крайними полюсами, на одном из которых находятся состояния, характеризующиеся устойчивым функционированием на всех трех уровнях, на другом — состояния дефицита функционирования на тех же обозначенных уровнях. Таким образом, идея пограничных состояний наполняется конкретным содержанием. Тем не менее и здесь не вполне понятны критерии адекватной деятельности отдельных ступеней как таковых. Не случайно автор обозначает свой подход не иначе как рабочей гипотезой, нуждающейся в дальнейшей проработке.
18. Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А.Р. Лурия.
Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше.
19. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.).
При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.
Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы.