Тема 7. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка

Вопросы для семинарского занятия:

1. Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения:

Ощущения и восприятие

Особенности внимания

Развитие памяти

Особенности воображения

Развитие мышления

Развитие речи

2. Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.

3. Психодиагностическое обследование детей с нарушениями слуха и зрения - общее и особенное.

4. Проблема профориентации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.

Вопросы для самоподготовки:

1. Перечислите степени выраженности нарушений зрения.

2. В чем Вы видите отличия развития мышления при нарушении зрения и при нарушении слуха?

3. Чем отличается развитие речи при нарушении зрения?

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.. 1994.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . - 224 с.

3. Дефектология. Словарь - справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики,- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. - Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.

7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.

8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: МПСИ.1998.- 104 с.

Доклады:

Зарубежный опыт интегрированного обучения детей и подростков с ограниченнь возможностями.

Литература:

1. Вишневская Е., Галв Н. Специальное образование в Израиле: на нуги к интеграци: Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1999. -№1 - С.62-

2. Мюллер-Колленберг X. Интегративное образование в Германии: аргументы «За> «Против» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 200 №1,-С.50-60.

Тема 8. Дезонтогения но типу искаженного развития: ранний детский аутизм Вопросы для семинарских занятий:

1. Классификация состояний аутизма.

2. РДА Каннера, РДА Аспергера.

3. Особенности познавательной сферы при РДА.

4. Особенности деятельности и личности при РДА.

5. Диагностика и коррекция при РДА

Литература:

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. H.JI. Белопольская. - М., 2000.

3. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

Доклады:

Прогноз при разных видах аутизма.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

2. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. М., 1973.

3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. М., 1983.

4. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984

5. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. НЛ. Белопольская. - М., 2000. - 351 с.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М., 1990.

7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -- М., 1995.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М., 1985.

10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.,1985.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

12. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М., 1995.

13. Нейтиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.

14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2001.

15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.

16. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

17. Дефектология. Словарь - справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

18. Психология аномального развития ребенка. Учеб. пособие для вузов: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: ЧеРо, 2002.

19. Специальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗГ1Р у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.

3. Банщиков В.М. Медицинская психология. М., 1967.

4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ,- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . - 224 с.

6. Босния P.M. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1988.

7. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. - М., 1990.

9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.

10. Воспитание и обучение слепого школьника. М., 1964.

11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.

12. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.

13. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 1984.

14. Дефектология. Словарь - справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

15. Дьячков А.И. Дифектологический словарь. М., 1970.

16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики,- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

17. Зенцова М.И. Учителю о ветвях с нарушением зрения. М., 1973.

18. Каплан А.И., Морозова II.Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.

19. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. - Киев, 1984.

20. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

21. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология, 1995. № 1. С. 42 -46.

22. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.

23. Лапшин В.А., Пузанов Б.11. Основы дефектологии. М., 1990.

24. Логопедия/Под ред. JI.C. Волковой. - М., 1989.

25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

26. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.

27. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. М., 1978.

28. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.

29. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № 6. С. 82 - 90.

30. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш пед. учеб. заведений/Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

31. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.

32. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно­развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. - С. 10 - 17.

33. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: МПСИ. 1998. - 104 с.

34. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: МПСИ. 1998. - 104 с.

35. Плахова П.А. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками// Дефектология. 1995. № 5. С 39 - 44.

36. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. М., 1996

37. Психология глухих детей/Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М., 1971.

38. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапог Ю.Ч. Микадзе. - СПб., 2001

39. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.

40. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.

41. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированное™ заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.

42. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1990.

43. Слспович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

44. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию, раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.

45. Специальная школа. Выпуск 3-6. М., 1967.

46. Тисней М.К. Дети с недостатком развития. М., 1988.

47. Фармакотерапевтические основы реабилитации психических больных. М., 1989.

48. Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. № 1. С. 24-29.

49. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999,- 136 с.

50. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.

51. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 - 37.

52. Энциклопедия детского невролога. Белоруссия, 1993.

53. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.

54. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и нисьменой речи у учащих я общеобразовательной школы//Дефектология. 1994. № 3.

Содержание курса Тема 1. Введение в учебный курс «Специальная психология»

Цели, предмет и задачи курса. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии. Краткий исторический обзор становления специальной психологии. Учение о дезонтогенезе. Типы дезонтогений: по типу общего стойкого недоразвития, задержанного развития, поврежденного развития, искаженного развития, дисгармонического развития, дефицитарного развития. Основные методы социальной психологии.

Наши рекомендации