Генезис и динамика малой группы

Впервые термин "групповая динамика" был использован К. Левиным в статье "Эксперименты в социальном пространстве", опубликованной в журнале "Гарвардское педагогическое обозрение" (1939 г., США). К.Левин пришел к выводу, что каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.

Итак, групповая динамика- процессы интеграции и дезинтеграции группы, изменения уровня ее психологической сплоченности, формы и содержания основных явлений групповой психологии в процессе осуществления межличностных отношений в рамках групповой деятельности и общения. Важнейшими из этих процессов являются следующие. Прежде всего, это сам процесс образования малых групп (группообразование), причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится).

Механизмы и этапы развития малой группы

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на объективные, заданные определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования общества, и психологические. В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. Психологические детерминанты возникновения малой группы включают следующие потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п. Появление орга­низованной малой группы необходимо рассматривать как процесс, предполагающей два варианта: возникновение ее как элемента более общей системы (этот вариант связан, как правило, с одновременным вступлением в нее сразу многих членов); наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи (этот вариант обусловлен не только активностью внешних орга­низационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов).

Феномен группового давления

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Конформизм- изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. В повседневной речи понятие конформизма имеет некоторый негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества. В социальной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид в силу действия различных психологических механизмов (внушения, подражания и т.п.) дей­ствительно усваивает мнение большинства.

Внутренняя конформность есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу (Андреева Г.М.). Внутреннее подчинение может осуществляться посредством бездумного принятия неверного мнения группы на том основании, что "большинство всегда право", а также через принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Первые исследования конформизма связаны с опытами трех знаменитых ученых - Музафера Шерифа, Соломона Аша и Стенли Милграма.

В лабораторных экспериментах были выявлены индивидно-личностные, групповые и деятельностные факторы конформного поведения:

A. Индивидные и личностные характеристики участников группы.

Б. Особенности деятельности испытуемых. В частности, выявлена зависимость конформного поведения от

B. Групповые факторы. К числу этих факторов относят величину группы,
структуру коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности
композиции группы, наличие и принятие групповой нормы.

Групповые нормы- совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Группа сохраняет себя как целое и быстрее достигает цели, стоящей перед ней, если членами группы признаются и выполняются групповые нормы. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство группы будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на "путь истинный" и вновь стал "как все".

В зависимости от реакции на групповое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое поведение в направлении группового давления, то есть соглашаются с требованиями группы. Такое давление оказывается для них особенно ощутимым, так как они нуждаются в одобрении и поддержке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя. Нонконформисты, наоборот, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Коллективисты избирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному положению дел, и отвергают это мнение, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Именно благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения и действуют силы общественных преобразований.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

Групповая сплоченность- один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Согласно Л. Фестингеру, сплоченность определяется как "сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней" и анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. "Силы" понимались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.

В рамках стратометрической концепции А.В. Петровского различные уровни развития сплоченности могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою -ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует "ядерному" слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

Групповое принятие решений- осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения весьма существенное место занимает задача: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз: 1) установление фактов (групповое интервью); 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); 3) поиск решений (брейнсторминг); 4) принятие решений.

В социальной психологии было проведено достаточно много экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Групповая дискуссия- метод, применяемый в практике руководства коллективами, имеющий целью интенсивное обсуждение и продуктивное решение групповой задачи. Значение групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, во многом обусловило интерес к активному поиску различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения. Некоторые из этих форм хорошо известны.

Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых решений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осборном, получила название "брейнсторминг" ("мозговая атака"). группа разбивается руководителем на две части: "генераторов идей" и "критиков". В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, - метод синектики, буквально - метод соединения разнородного. Метод напоминает брейнсторминг, так как основная идея та же - выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются "синекторы" - люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе, начинающие дискуссию, четко формулирующие противоположные мнения. В ходе развернувшейся дискуссии отбрасываются крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех.

Групповая нормализация(от лат. norma - норма, образец) - социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и при ее завершении приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.

Однако не всегда групповое решение оказывается своеобразным усреднением решений отдельных членов группы, особенно в тех случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. Так, в 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение в большей мере включает в себя момент риска, чем индивидуальное решение. Сдвиг риска- феномен, проявляющийся в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название "групповой дух" (не вполне удачный перевод английского термина "group- think"). Этим термином, введенным И. Джанисом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования "группового духа" являются: очень высокая сплоченность группы; ярко выраженное наличие "мы-чувства"; изоляция группы от альтернативного источника информации; высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.

Групповая поляризация(от лат. polarisatia - сдвиг к краю, смещение к полюсу) - социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две противоположные позиции, исключающие любые компромиссы. В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы, а более "средние" мнения как бы отмирают. Это обнажение крайних позиций способствует более ясной картине, которая складывается в группе по дискутируемой проблеме. Однако до конца не выясненным остается вопрос о том, какая точка зрения (решение) и каким образом все-таки принимается как единая для всей группы.

Наши рекомендации