Психология личности в теории Гордона Олпорта
«Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. - это оценённая личность, а личность - это неоценённый характер. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди, и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации.
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций.
Рассматривая иерархическую модельличности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсияи нейротизм-стабильность. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и поэтому получают не столь экстремальные характеристики. Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью.
Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческими диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа.
Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека - темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.
Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности:
физиологические потребности- наиболее сильная группа из всех потребностей человека, которая включает в себя потребность в воде, пище кислороде, сне и т.д.;
потребности в безопасности и защите мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения;
потребности в принадлежности и любви мотивируют человека к близким взаимоотношениям с другими.
потребности в самоуважениипозволяют достигать признания и уважения других;
потребности в самоактуализации заключаются в здоровом развитии способностей людей, жить осмысленно.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных в иерархии выше и их участие в мотивации. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Точка зрения Роджерса на природу человека -Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Она представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс.-позволяет людям анализировать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе.
В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие: они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивидуума (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределахвнутренней системы координатчеловека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий.