Психология личности в теории Гордона Олпорта

«Личность - это динамичная организация тех психо­физических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. - это оценённая личность, а личность - это неоценённый характер. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Ол­порт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди, и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определял черту как «нейропсихи­ческую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалент­ных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значитель­ной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Черты - это психологические особенности, преобразующие множество сти­мулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую­щего орга­низма. Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций.

Рассматривая иерархическую модельличности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсияи нейротизм-стабильность. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики. Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью.

Для Маслоу че­ловеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор диффе­ренцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствую­щую во всех людях от рождения. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следователь­но, например, могут быть творческими диск-жокеи, программисты, бизнесмены, про­давцы, клерки и даже профессора колледжа.

Маслоу утверждал, что ни один из психо­логических подходов, применяв­шихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционирова­нию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. Маслоу сконцентрировал внимание на пси­хически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изуче­нии самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психо­логия считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни чело­века - темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает со­стояния полного, завершенного удовлетворения. Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности:

физиологические потребности- наиболее сильная группа из всех потребностей человека, которая включает в себя потребность в воде, пище кислороде, сне и т.д.;

потребности в безопасности и защите мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения;

потребности в принадлежности и любви мотивируют человека к близким взаимоотношениям с другими.

потребности в самоуважениипозволяют достигать признания и уважения других;

потребности в самоактуализации заключаются в здоровом развитии способностей людей, жить осмысленно.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, рас­положенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, распо­ложенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных в иерархии выше и их участие в мотивации. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распрост­раняется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерар­хии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здо­ровье он продемонстрирует.

Точка зрения Роджерса на природу человека -Он считал человека активным существом, ориентированным на отдален­ные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединя­ющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Она представ­ляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важней­ший мотив жизни человека - это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Стремление человека к достижениям является способом со­вершенствования внутреннего потенциала.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс.-позволяет лю­дям анализировать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тен­денции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимае­мых иначе.

В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функци­онирующей личностью. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действен­ные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Одна­ко можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие: они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.

Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивидуума (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в преде­лахвнутренней системы координатчеловека или субъективного мира, включа­ющего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий.

Наши рекомендации