Дао психолога: феномены психологического бытия
Каким образом профессия меняет человека? Каковы составляющие «профессиональной ментальности», выделенные автором? В чем заключается сущность психологической помощи? Как можно охарактеризовать психолога-технолога или психолога-ремесленника?
Наверное, есть тысячи причин, чтобы увлечься психологией. При первом приближении она может казаться чем-то вроде суммы «волшебных» практических навыков, позволяющих лучше ориентироваться в социуме; при более глубоком эмоциональном погружении психология, как восточная женщина, имеющая семь доньев, меняет свое лицо и являет себя в чем-то, обладающем абсолютной силой, значимостью и необходимостью; а при достижении уровня понимания психология вообще становится чем-то ускользающе-недоступным, агностическим, трансцендентным, магическим, виртуальным. <…>
Многие профессиональные психологи прошли долгий путь от первых познавательных желаний и робких шагов навстречу психологии до разрушающего осознания мощной всевластной силы психологического понимания (может быть, даже «прозрения») и безвозвратной завороженности даже одним чувством причастности к возможности постигнуть нечто сокровенное в этой ни на что не похожей области человеческого познания. В то время как представители других наук с упоением разгадывают загадки природы и взращивают новые плоды цивилизации, психолог, вслед за Б. Паскалем, может сказать только: «Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств».
Любая профессия, а профессия психолога особенно, в чем-то существенно меняет человека. При становлении профессионализма формируются некие новые уровни сознания и «образа мира»; профессия задает параметры видимости, слышимости, кажимости и т.д. человеческого мира (то есть своеобразный язык общения субъекта с психологическими аспектами бытия), конституирует особенности личности как своеобразные профессиональные «функциональные органы», создающие возможность вслушиваться, вчувствоваться, внимать, резонировать в ответ на особые значимые сигналы, посылаемые внешним миром именно тем, кто способен их понять и растолковать.
Владение способами понимания языка психологических реалий (а не просто терминами и символикой психологической науки), наличие этих «функциональных органов» – один из фундаментальных элементов профессионализма. Думается, здесь уместно привести высказывание М. Мерло-Понти, осмысляя его в психогерменевтическом плане – как наличие профессионального смыслового языка сознания в качестве своеобразной мерки отношения к миру и постижения его: «Человек лингвизирует свой мир, и лингвизация в этом смысле есть творческий процесс. Человек живет в мире, пересотворяемом непрерывно с помощью его собственного языка. Более всего центральные места и моменты в его мире оказываются обозначенными собственными именами. Наша открытость миру не просто структурируется языком, но также трансформируется с его помощью» [Цит.по: Moss D. and Keen E. The Nature of Consciousness. The Existential-Phenomenological Approach // The Metaphors of Consсiousness / Ed. by R.S. Valle & R, Р. 115]. Отметим, что более всего в этом процессе участвуют язык профессиональных образов, структура психологической «квазиреальности», «правила» профессионального миросозерцания, система отношений к миру, преломленная через осмысление психологических реалий и т.п.
Любая профессия предполагает при своем освоении не только интериоризацию специальных знаний и умений, но и создание своеобразной системы отношений к действительности и с действительностью. Поднимая вопрос о становлении в процессе профессионализации особой ментальности, мы определили ее как особую систему «настройки» сознания на восприятие действительности (1) и одновременно как являющуюся ее следствием систему личностных паттернов, способствующих освоению и осуществлению именно данной профессиональной деятельности (2). Думается, что в целом это справедливо для освоения любой профессии, независимо от того, изучает ли человек психологию, медицину или архитектуру. Но в каждом случае под воздействием освоения профессиональной деятельности появится «своя» ментальность.
Говоря о своеобразии профессиональной ментальности психолога, будем иметь в виду:
– систему определенных установок сознания на восприятие других и самого себя, глубинную рефлексивность;
– систему экзистенциально и гуманистически ориентированных внутренних нормативов, ценностей, холдинговых ориентаций;
– систему знаний, обеспечивающих формирование представлений о себе и мире, в котором имеют место психические процессы и состояния, о психике, психологических фактах и явлениях и т.д. (если можно так выразиться, врожденная «психологическая грамотность» как составная часть общей образованности);
– систему безусловных установок самопринятия, самоотношения, самоуважения, самопрезентации и т.д., которые в симультанно-сукцес-сивных процессах могут разворачиваться на других и свертываться в актах психологической деятельности при взаимодействии с другими;
– развитую психокоммуникативную культуру;
– обобщенный базисный социально-психологический опыт (систему навыков, умений, позволяющих «схватывать» значимые, «говорящие» моменты психологической действительности, быстро категоризировать и обобщать их с точки зрения значимости для текущего момента психологического познания, видеть и выделять в мире психологические проблемы и задачи, формулировать гипотезы языком психологии, работать в режиме психогерменевтики, и, как следствие, стимулировать личностный рост клиента, актуализировать его внутренние психологические резервы;
– особые формы переживаний самого себя как универсально-муд-рого существа, в котором сходятся разнообразные чувствования, переживания, обобщенный опыт, выводящий его за рамки единичного существа.
Афористически вынося в заголовок мощную и емкую категорию восточной философии – Дао, – мы тем самым хотели подчеркнуть сложность, неоднозначность, и в то же время внутреннюю обусловленность, обоснованность, определенность, «заданность» того процесса, который принято обозначать как «становление профессионала», а также указать на внутреннюю логику профессионализации. Кроме того, нам хотелось обосновать тезис о том, что профессиональная психологическая деятельность является особой формой жизни личности, задающей систему личностных смыслов, строящей «образ мира» и языки его интерпретации.
Категория Дао (буквально – путь, закономерность) воплощает собой невидимый вездесущий закон, предначертание, предназначение профессионала, «ведущее», «управляющее» им (не зря категорию Дао иногда сравнивают с логосом Гераклита), фактически, задающее modus operandi. Психология, с нашей точки зрения, не может в полном смысле слова называться ни трудом, ни работой, ни службой, ни искусством, ни хобби – это интенсивный непрекращающийся личностный рост (индивидуально осмысляемый как призвание, «состояние души», служение, причастность, харизма), на который психолог добровольно обрекает самого себя, делая профессиональный выбор.
Встав на этот путь, психолог стремится не столько к тому, чтобы сравнивать, измерять, объяснять что-то в человеке, править, направлять или спасать личность, сколько, прежде всего – вслушиваться в метафоры другой души, понимать знаки и символы чужого бытия, улавливать, вчувствоваться, интуитивно разгадывать вечную загадку человека, искать смыслы и значения, раскрывающие специфически человеческое в человеке, пытаться расслышать порой слабый голос человеческой самости. И все это фактически ради одной цели – как можно более адресно, индивидуально, персонифицированно (а не унифицированно) помочь обратившемуся за поддержкой человеку «достроить», с его точки зрения, недостающие элементы Я; восстановить, как ему кажется, разрушенные отношения с другими или самим собой; смоделировать различные стратегии и тактики для выбора пути в кажущейся неразрешимой ситуации; вместе с человеком структурировать по-новому отношения с действительностью, чтобы достичь эмоционального комфорта и чувства внутренней гармонии со всем сущим и значимым; в соединении усилий раздвинуть, по мнению клиента, узкие рамки его индивидуального бытия и со-пережить с ним радость открытия новых личностных горизонтов; со-развиваться с ним в процессе его познания себя и т.п. <…>
Дао психолога – это своеобразный личностный путь, имеющий своим итогом некий индивидуальный выход за привычные человеку рамки описания себя, своеобразную универсальную мудрость. Рискнем высказать предположение, что это, возможно, один из способов ранней «универсализации» субъекта, раннего, обусловленного профессией, «старения» личности в смысле ускоренного и углубленного прохождения по путям культурного социогенеза. Такая универсализация, может быть, достигается за счет той позиции «старшего» (знающего, понимающего, со-переживающего, берущего ответственность, того, кому доверяются и открываются в своей сокровенности другие личности, а в самом широком смысле – гуманистического, выраженно «более человеческого»), которую он профессионально занимает в работе с клиентом любого возраста и любого статуса. Афористично говоря, психолог – это многократно повторенный всеобщий человек, это сильнее, концентрированнее, более выраженно человек (не в смысле Ницше!), чем представители других профессий; может быть, психолог – это усиленно воспроизведенное одновременно единичное и человечески всеобщее в человеке. Поэтому, вероятно, профессиональная психология – это один из редких для человека способов «прожить» много разных жизней за одну свою, становясь одновременно и ретроспективой и «зоной ближайшего развития» для другой личности.
В свое время К. Ясперс ввел в психологию термин «экзистенциальная коммуникация», которым мы воспользуемся, рассматривая особенности профессионального становления психолога. Кажется возможным экстраполировать содержание этого термина на отношения психолога с миром людей, на становление индивидуальных профессиональных интересов. При экзистенциальной форме взаимодействия с другими психолог выступает не как «техник», не как «аналитик» и даже не как гуру, а как экзистенция по отношению к другой экзистенции, и, можно предположить, движение к этому определяет Дао психолога. Достижение такого типа отношений с миром, по К. Ясперсу, предполагает прохождение человеком в себе самом нескольких уровней «Я», и, думается, при обучении профессиональной психологии этот процесс либо уже пройден личностью, либо должен быть предельно свернут во времени.
Первый уровень, указанный К. Ясперсом, – это уровень эмпирического «Я», ориентированного на отождествление себя с природным телом и телесными проблемами, подчиненного инстинкту самосохранения, стремящегося к удовольствию, избегающего проблем и страданий, преследующего утилитарные жизненные цели. Можно предположить, что такой «эмпирический психолог» будет относиться к другим и общению с ними утилитарно – как к средству удовлетворения своих потребностей, и сама профессия и является не целью, а средством для решения своих задач. Более того, иногда кажется, что современная увлеченность некоторых психологов вариантами телесной терапии, психогимнастикой, психовалеологическими технологиями и т.п. в какой-то мере отражает биологическое осмысление и переживание себя и работает на этот уровень, является его отголоском. Основной тезис, вероятно, несколько прямолинейно, мог бы быть сформулирован так: «Психология должна быть полезной для здоровья (приносить очевидную пользу)».
Второй уровень, обозначенный К. Ясперсом как сознание вообще, предполагает переживание себя как носителя знаний, как существа мыслящего, рационального, логического, предсказуемого. Рассудочное «Я» мыслит категориями, научными понятиями, стремится к правильности мышления и поведения, подчиняется нормам, стандартам, оперирует шаблонами и клише. «Рассудочный психолог» в основе своего отношения с другим будет иметь «обмен мыслями», логику, расчет, убеждение, выработку навыков, привычек и пр. Попробуем предположить, что психологи этого уровня стремятся к однозначно обусловленной информационной картине психического и личностного, к построению логически завершенных всеобъемлющих моделей, четких техник и поведенческих тренингов (типа «жетонных программ» Б. Скиннера) и т.п. У них хорошо развит «внутренний цензор», технологично подгоняющий их действия под категории «правильно–неправильно», «хорошо–плохо», «можно–нельзя» и, в принципе, не допускающий сопереживания, со-деятельности. Основной тезис, огрубляя, можно сформулировать так: «Психология должна быть однозначно понятной (своеобразным вариантом логики)».
Третий уровень, уже достаточно высокий, связан с переживанием своего «Я» на уровне духа. Это – «Я», осознающее себя частью некоего значимого целого (народа, нации, государства, социальной группы, а в нашем случае – профессиональной общности, психологической школы, исповедуемого направления и т.п.) и в этом смысле чем-то особенным, разнящимся от тех, кто не принадлежит к этому же целому. Ценности и отношение к другим такого психолога определяются канонами и символом веры этого целого. Можно предположить, что центральным моментом профессиональной самоактуализации этого типа будет «вымеривание» многообразия мира любимыми, переживаемыми как ценностные и истинные, рамками этого целого (и мир предстает как всеобщая иллюстрация представлений моих авторитетов о нем – например, школы гештальтпсихологии, психоанализа и т.д.). На этом уровне пишется много интереснейших обобщающих работ, открываются новые горизонты психологического видения и т.д. Основной тезис в предельно схематизированном виде может звучать так: «Психология – это психоанализ (гештальтпсихология, трансперсональная психология и т.д.)».
Эти три уровня, по К. Ясперсу, отвечая биологической, мыслящей (разумной) и социальной природе человеческого существа, все же не охватывают всех его глубин, поэтому при дальнейшем восхождении сознания – процессе, как кажется, заложенном в самом факте бытия психологом, возможно достижение четвертого уровня – уровня экзистенции. П. Тейяр де Шарден, вероятно, мог бы назвать этот уровень своеобразной «точкой омега» для психолога. Именно сюда, как нам кажется, направлен вектор профессионального самостановления. И тогда глубинный тезис может быть сформулирован так: «Психология – это способ жизни личности».
Экзистенция – практически необъективируемый уровень человеческого бытия в силу того, что он никогда не может быть отчужден и представлен как объект рассмотрения и анализа. <…>
Экзистенциальная коммуникация психолога создает особое «чутьё на других», возможность проникновения в другого, сопереживания и понимания его как ценности в таком же экзистенциальном смысле. Чужая экзистенция, объективируясь в общении со способным к такому общению (и отношению к самому себе как к экзистенции) психологом, обретает новую реальность, укореняется в мире. Именно это мы имеем в виду, когда, вслед за М.М. Бахтиным, говорим об онтологически новом для человека и мира «бытии вместе», создаваемом в процессе работы психолога с клиентом. И именно на этом уровне психолог как участник этого процесса субъективно переживает своеобразную «слиянность» с чем-то, что больше, сильнее, умнее, выше него – может быть, с универсумом. Метафорически выражаясь, можно сказать, что через него мир как бы втекает в другую личность.
Профессиональная психологияв нашем понимании – это исключительно сложная, душевно затратная, глубинно ориентированная форма профессиональной жизни личности. К ней, наверное, можно прийти случайно, из любопытства или вполне объяснимой корысти (наши абитуриенты довольно часто на вопрос «Что Вас привело в психологию?» вполне искренне отвечают: «хочу управлять другими», «хочу воздействовать на сознание других»…), но остаться в ней, не меняясь в указанную сторону и «под собою не чувствуя пути», можно, лишь заняв позитивистски технологическую позицию в профессии и тем самым начав удаляться от нее, реализуя какую-то внешнюю по отношению к профессии мотивацию и подменяя ее ремесленным уровнем.
(Сапогова, Е.Е. Дао психолога: феномены
психологического бытия / Е.Е. Сапогова //
Журнал практического психолога. – 1989. –
№ 7. – С. 75–86)
задания
для самостоятельной работы
1. Прочитайте стихотворение философа и поэта эпохи Возрождения Насими.
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:
Я суть, я не имею места – и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, – все воплощается во мне,
Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Поглубже загляни в мой образ и постарайся смысл понять, –
Являясь телом и душою, я в душу с телом не вмещусь.
Я жемчуг, в раковине скрытый. Я мост, ведущий в ад и в рай.
Так знайте, что с таким богатством я в лавки мира не вмещусь.
Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров,
Я драгоценностей источник, – в моря и недра не вмещусь.
Я дерево в огне, я камень, взобравшийся на небеса.
ты пламенем моим любуйся, – я в это пламя не вмещусь.
Все времена и все века – я. Душа и мир – все это я!
Держи язык свой за зубами – и в твой язык я не вмещусь.
– Какие переживания оно в вас вызвало?
– О каких атрибутах человека говорит поэт?
2. Обдумайте следующую историю о древнекитайских мудрецах.
Человек есть человек
Конфуция очень беспокоили Лао-Цзы и его учение. Однажды он направился повидаться с ним. Он был старше Лао-Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-Цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: «Садитесь». Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: «Что это за Учитель?» И спросил:
– Вы что, не признаете правил хорошего тона?
Лао-Цзы ответил:
– Если вам хочется сесть, садитесь. Если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.
Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-Цзы рассмеялся:
– Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Дерево есть дерево, человек есть человек. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже.
– Согласны ли вы с мнением Лао-Цзы, что нет деления на «высших» и «низших» людей? Объясните свою позицию.
– Почему у большинства людей существуют градации других по степени превосходства?
– По каким критериям строятся иерархии людей? Почему они разные?
3. Определите, о каких свойствах психической реальности говорят следующие высказывания представителей различных культур:
«Не существует реальности иной, чем та, которая есть в нас самих» (Г. Гессе).
«Человек – это то, во что он верит» (А.П. Чехов).
«Мир – это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение» (У. Теннерей).
«Вы создаете свою реальность, веря в нее. Реальность такова, какой вы ее себе представляете. Ваша вера создает вашу реальность. Если ваша вера изменяется, изменяется и ваша реальность. …Наблюдайте за своей жизнью и вы увидите: многое оказывается возможным только потому, что вы верите; многое не удается, потому, что вы не доверяете.
Посмотрите на величие человеческого сознания: вы создаете свою реальность, вы центр вашего мира… Ад – это привычка создавать вокруг себя несчастный мир, рай – другая привычка» (Ошо).
– Дополнительно проанализируйте выполненные вами рисунки «Мой мир».
– Какова ваша реальность? Что вам в ней нравится?
– Что бы вы хотели изменить? Что для этого необходимо сделать?
4. Какие переживания у вас вызывает следующее стихотворение:
Одна душа дается человеку,
но почему-то все другие люди
хотят ее кусочками нарезать
и каждый лишь под собственным гарниром
доставшийся кусочек хочет съесть.
Но все, кто поедает нашу душу,
к друг другу неминуемо ревнуют –
кому из них достанется побольше.
При этом каждый хочет заграбастать
себе не часть чужой души, а всю.
Но, сообща чужую душу съев,
все вместе и голодные и злые,
и новую им душу подавай,
а нет ее от голода и злости,
наверно каждый будет грызть свою.
Не то, не то… Не виноваты люди,
душа сама разбрасывается жадно
налево и направо по кусочкам,
чтоб этими кусочками к себе
магнитно притянуть другие души,
их тоже разрывая на куски,
а вот зачем? Всем сразу душам счастья
не может принести одна душа.
Как хорошо и просто всем бездушным!
Безвыходно родившимся с душой.
Я что-то понял. Жизнь есть преступленье.
Жить – это причинять всем ближним боль.
Мы даже на тропинке где-нибудь,
не думая об этом, убиваем
ни в чем не виноватых муравьев,
а на дороге жизни – наших близких
совсем не злоумышленно – невольно,
идя по их невидимым телам.
Так больно причинять другому боль.
(Е. Евтушенко. Голубь в Сантьяго)
– Согласны ли вы с автором? О каких противоречивых тенденциях психической реальности говорит поэт?
– Бывали ли у вас аналогичные переживания? В каких жизненных ситуациях?
5. Прочитайте сказку и ответьте на вопросы после нее.
Любителям парапсихологии
Действие этого увлекательного романа разворачивается в двухмерном мире. То, что автору при этом удается быть вполне реалистичным, подсказывает, что и наш с вами мир, увы, достаточно плосок. Впрочем, герой книги, умный и отважный Квадрат, видит во сне и совсем убогий мир – одномерный. Да-да, одномерный мир, совершенно не осознающий своей убогости, как показал разговор Квадрата с важной персоной Одномерия, бегающей по своей прямой, как косточка счетов на проволоке. Представитель одномерного мира оказался достаточно высокомерным, чтобы презреть все попытки Квадрата поведать ему о двухмерной Вселенной.
Сон этот подготовил Квадрата, насколько это возможно, к ярчайшему событию в его жизни, происшедшему на переломе двухмерных тысячелетий. Перед Квадратом возникает удивительнейшее существо, растущее, убывающее или исчезающее прямо на глазах по своему желанию. Оно называет себя Сферой и уверяет, что мир трехмерен… Сфере ничего не стоит заглянуть в двухмерно-запертые ящики стола в кабинете Квадрата или узнать, что происходит в соседних комнатах за закрытыми (от кого?) дверями. Сфера может вынуть предмет из шкафа, не открывая этот шкаф. Она может коснуться изнутри желудка Квадрата. Она может даже исчезнуть, и тогда ее голос раздается как бы в мыслях Квадрата. Даже умнице Квадрату трудно сразу примириться со всем этим. И тогда, не сумев преодолеть непонимание, сфера вытаскивает двухмерного жителя из его плоскостного мира.
И вот герой книги сам видит то, во что не мог поверить. Его взору открыт весь двухмерный мир. Он видит его сверху: бумаги в ящиках своего стола, комнаты своего дома и домов своего города. Он видит скрытые сокровища недр двухмерной земли и еще более таинственные недра храмов двухмерной власти. Он видит трехмерный мир, поначалу фантастический и невероятный для Квадрата. Постепенно выходец из плоскости проникается неведомой ему до сих пор гармонией и начинает чувствовать, что именно его прежний мир несуразен. Не скудным своим количеством измерений, а закоснелым отношением к себе самому, к жизни и к истине. Недаром Квадрат видит сверху поучительное событие: верховные жрецы налагают запрет на бредовые идеи о трехмерном мире, невзирая на появление среди них самой Сферы, воплощающей трехмерность.
Однако наш славный герой умеет не только наблюдать, но и думать. Едва освоившись с новой Вселенной, он обращается к Сфере с просьбой – наивной и точной. Он просит показать ему четырехмерный мир. Сфера опешила, она недоумевает. И вот уже Квадрат смиреннейшим образом наставляет… Сфера негодует, она твердит о беспочвенных иллюзиях и мистических выдумках: ведь все, кто заикается от четырехмерном пространстве, довольно быстро попадают в сумасшедший дом. И вот простодушный Квадрат, не догадавшийся вовремя унять свою любознательность, сброшен обратно в свое двухмерное жилище…
– Продолжите историю Квадрата после его возвращения в двухмерный мир.
– Какие свойства психической реальности отражены в данной сказке?
– Приведите примеры из собственной жизни одно-, двух-, трехмерных людей? Чем они отличаются друг от друга? По каким критериям?
6. Какие переживания времени описаны поэтами?
а) Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит – и слава богу!
(Ф.И. Тютчев)
б) Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движения, ни звука…
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя – не жизнь, а мука.
Иль я не с вами таю, дни?
Не вяну с листьями на кленах?
Иль не мои умрут огни
В слезах кристаллов растопленных.
Иль я не весь в безлюдье скал
И в черном нищенстве березы?
Не весь в том белом пуке розы,
Что холод утра оковал?
В дождинках этих, что нависли,
Чтоб жемчугами ниспадать…
А мне, скажите, в муках мысли
Найдется ль сердце сострадать?
(И. Анненский)
– Определите настроения, которые отражены в каждом из стихотворений? Какое отношение к жизни в целом они передают?
– Какое ощущение времени ближе лично вам? Почему?
7. Перефразируйте, используя научные понятия «сознание» и «бессознательное», следующую мысль В. Гете:
«Подобное создает для нас покой. Противоречие побуждает нашу активность».
– Что является необходимым условием для проявления сознания в непосредственной жизни человека?
8. Определите свою ведущую репрезентативную систему.
Вспомните какой-либо яркий случай из вашей жизни и запишите его. Проанализируйте свой текст, используя следующий ключ:
визуальная – видеть, казалось, с точки зрения, показывать, смутно, ярко, в перспективе, вглядываясь, фокусировать, бросить взгляд…;
аудиальная – слышать, звучать, шумный, я вас слушаю, громкий, мелодичный, беседа, говорите…;
кинестетическая – чувствовать, охватывать, скованно, удобно, молоть, хмурить брови, долбить, оборвать, напряжение…
– Теперь попробуйте описать это же событие, но уже используя слова из других, не характерных для вас репрезентативных систем.
– Зафиксируйте полученный вами опыт в Дневнике саморазвития.
9. Выполните упражнения на внимание.
А) «Пальцы»
Примите удобную позу. Руки положите на колени и переплетите пальцы, оставив большие пальцы рук свободными. Медленно вращайте пальцы один вокруг другого, в одном направлении с постоянной скоростью. Нужно следить за тем, чтобы пальцы не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Длительность выполнения 5–10 минут.
Б) «Медитация»
Рассматривайте любой предмет непрерывно в течение 3–5 минут. Это может быть кончик пальца, царапина на стене, спичка, облако и т.п. Главная задача – обеспечить отсутствие всех посторонних мыслей, не относящихся к рассматриваемому предмету. Если вы отвлечетесь, не ругайте себя, просто спокойно вернитесь к выбранному предмету.
– Опишите ход выполнения упражнений в Дневнике саморазвития.
– Заполняя графу «Рекомендации», помните, что невнимательный человек – это не человек без внимания, а тот, кто не умеет им управлять.
10. Составьте для себя памятку (на основе кривой забывания Г. Эббингауза и других законов памяти), как правильно организовать изучение учебного материала, если вам дается на подготовку к экзамену: 4 дня, 3 дня, 2 дня.
11. Подтвердите (или опровергните) на примерах из собственной жизни мысль А. Шопенгауэра:«Уровень разума, необходимый для того, чтобы нам понравиться, есть достаточно точная мера уровня нашего разума».
12. Выполните небольшой тест на мышление. Отметьте время его выполнения.
1) Какая буква пропущена в данной последовательности?
Г Д Ж З К Л .?. П
2) Какими должны быть две следующие буквы в последовательности?
Бэ Гъ Ещ Ец Зх Йт Кс
3) «Яд» относится к «противоядие», как
а) «операция» к «сердце»;
б) «невежество» к «учитель»;
в) «бег» к «прогулка»;
г) «обжорство» к «тучность»;
д) «удар» к «шишка».
4) «Улыбка» относится к «караул», как «грусть» к
а) «усмешка»,
б) «пост»,
в) «венгр»,
г) «грубость»,
д) «чувство».
5) Сколько раз можно вычесть 4 из 100?
6) В каждой строке имеется одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Выберите из каждой строки те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) всегда имеет, без чего его не бывает.
а) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
б) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
в) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
г) Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
д) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
7) Спортсмены бежали дистанцию в 5 километров. Когда соревнования закончились, на табло появилась надпись:
– Саша не был вторым,
– Владимир отстал от Саши на два места,
– Витя не был первым,
– Галина не была ни первой, ни последней,
– Ирина финишировала сразу за Виктором.
Кто победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?
8) Установите, какие взаимосвязи скрыты за буквами и какие цифры за ними спрятались: _ Х С Х
В Х
Х С
9) Мальчик спросил у служителя зоопарка, сколько животных находится на его попечении.
Служитель ответил, что у него на попечении находится 30 голов. Причем среди них столько-то зверей на 4 ногах. Остальные же принадлежат к двуногому сообществу птиц. А у всех них вместе 100 ног. Сколько же птиц и зверей было на попечении у служителя?
10) Какое число будет следующим в этом ряду?
5 6 12 13 26 27 54
11) Какое число пропущено в этой последовательности?
4 16 .?. 361 364
12) Какой рисунок не сочетается с остальными четырьмя?
а б в г д
13) Какой рисунок логически следует за тремя данными?
а б в г
14) Одним отрезком пересечь четырехугольник так, чтобы получилось четыре треугольника.
15) В субботний вечер Саша, Коля и Дима решили развлечься. У них был выбор: кино, рок-концерт или танцы.
Саша любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к рок-музыке.
Коля любит танцевать, но готов пойти в кино, скорее, чем на рок-концерт.
Дима любит рок-музыку меньше, чем танцы, но кино ему все-таки не так неприятно, как танцы и концерты.
Поскольку вопрос решается большинством голосов, то куда, на ваш взгляд, отправятся ребята?
16) Вы смотрите на юг. Поворачиваетесь направо, разворачиваетесь в противоположную сторону, поворачиваетесь опять направо, и еще раз направо. Какая сторона света у вас слева?
17) Дина умнее Вани, но не умнее Васи. Следовательно, Ваня умнее Васи. Это утверждение:
а) истинно; б) ложно; в) ни то, ни другое.
18) Вставьте недостающее число.
– Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения? Почему? – Опишите ход решения задачи № 14 в дневнике саморазвития.
13. Определите, о каком чувстве идет речь в стихотворении.
Шестое чувство