Психология как наука и ее особенности

1. Цели науки. Относительность истины.

2. Место психологии в системе наук.

3. Отличительные особенности психологии как науки.

Словарь профессиональных понятий

наука, парадигма, гипотеза, теория, субъект, объект

Литература для докладов и сообщений

1. Станет ли ХХI век веком психологии? (Психология в ХХI веке: пророчества и прогнозы (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 2000. – № 1–2. – Вопрос 1).

2. Сбылось ли пророчество Вернадского о вступлении в психозойскую эру? (Психология в ХХI веке: пророчества и прогнозы (Круглый стол) // Вопросы психологии. – 2000. – № 1–2. – Вопрос 2).

3. Наука и мораль (Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) / Л. Шестов. – М. : Раритет, 1995.– С. 176–188.

Задания и упражнения

1. Из приведенных ниже высказываний выдающихся ученых выделите отличительные особенности научной истины:

« … всякая научная истина сегодняшнего дня может быть завтра дополнена или изменена, ибо мы находимся в состоянии непрерывного приближения к познанию истинной природы вещей» (П.Л. Капица).

«Вернейший путь к истине – это познание вещей какими они есть на самом деле» (Д. Локк).

« … истина остается истиной для тех случаев, для которых она была доказана. Она неизменна. … Все новое, что мы узнаем, добавляется к нашим прежним знаниям, обогащает их, так что не приходится каждый раз начинать все с самого начала. Такой кумулятивный, необратимый характер познания вещей составляет отличительный признак наук» (Р. Оппенгеймер).

«Всякой истине суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной» (А. Пуанкаре).

«Цель научного мышления – видеть общее в частном и вечное в преходящем» (А. Уайтхед).

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» (А. Эйнштейн).

«Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого чуда в нечто постижимое…» (А. Эйнштейн).

2. Определите, о каких трудностях научного познания говорят естествоиспытатели.

«Вступающий на поприще наук находится даже в менее выгодном положении, чем ребенок, который приобретает свои первые впечатления; если ребенок ошибся в полезности или вредности окружающих его предметов, то природа дает ему множество средств для исправления своей ошибки. Каждое мгновение вынесенное им суждение оказывается поправленным опытом. Лишения или боль следуют за ложным умозаключением, радость или удовольствие – за правильным. При таких учителях человек быстро делается последовательным и скоро приучается правильно рассуждать, так как нельзя рассуждать иначе, под страхом лишения или страдания.

Не так обстоит дело при изучении и в практике наук; ошибочные суждения, делаемые нами, не затрагивают ни нашего существования, ни нашего благополучия… воображение постоянно увлекает нас за пределы истины; самолюбие и вызываемая им самоуверенность побуждают нас делать выводы, не вытекающие непосредственно из фактов…

Единственное средство избежать этих заблуждений состоит в том, чтобы устранить или, по крайней мере, упростить насколько возможно рассуждение, которое субъективно и которое одно может ввести в ошибку; подвергать его постоянной проверке опытом; придерживаться только фактов, которые, будучи даны природой, не могут нас обмануть; искать истину только в естественной связи опытов и наблюдений…» (А. Лавуазье).

«Истинная теория явления отличается от простого пересказывания известных фактов учеными словами именно тем, что из нее следует гораздо больше, нежели дают сами факты, на которых она основывается… Ограничиваясь одними рассуждениями, мы уподобились бы некоторым древним философам, пытавшимся добывать законы природы из собственной головы. При этом неизбежно возникает опасность, что построенный таким образом мир при всех своих достоинствах окажется весьма мало похожим на действительный…» (Л.Д. Ландау).

– Какие опасности подстерегают ученого на пути познания?

– Какие существуют возможные пути их преодоления?

3. О какой особенности человеческого познания свидетельствует следующее «золотое правило», которого придерживался в своих исследованиях Ч. Дарвин:

«Каждый раз, как мне приходилось сталкиваться с каким-либо опубликованным фактом, новым наблюдением или мыслью, которые противоречили моим общим выводам, я обязательно и не откладывая делал краткую запись о них, ибо, как я убедился на опыте, такого рода факты и мысли обычно ускользают из памяти гораздо скорее, чем благоприятные. Благодаря этой привычке, против моих воззрений было выдвинуто очень мало таких возражений, на которые я уже заранее не обратил бы внимания или не попытался найти ответ на них».

4. Как вы понимаете следующую мысль:

«Многие учения сходны с оконным стеклом. Мы видим истину сквозь него, но оно же и отделяет нас от истины» (Д. Джебран).

– Как вы объясните это противоречие: теория одновременно и приближает к истине и отдаляет от нее?

5. Изучите отрывок из книги «Человек: психология» выдающегося белорусского психолога Я.Л. Коломинского (Хрестоматийные материалы. С. 106–109).

– Опишите различное содержание, которое имеет понятие «психология». Какое значение вы сами вкладываете в данный термин?

– Перечислите источники житейского психологического знания.

– Назовите отличия научного и житейского знания.

6. Познакомьтесь с классификацией наук известного советского философа Б.М. Кедрова.

В зависимости от объекта изучения им был выделен треугольник наук: о природе (естествознание), об обществе (общественные) и о мышлении (философия). В центре данного треугольника находится психология, связанная со всеми тремя основными группами наук.

– Объясните, почему психология занимает в данной классификации центральное положение.

– Назовите известные вам науки, которые образуют разные вершины треугольника Б.М. Кедрова, и определите предмет их изучения.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – Гл. 1., п. 3.

2. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. – М. : Политическая литература, 1975. – 399 с.

3. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : Академия, 1995. – Гл. 2.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1996. – Лекция 1. Психология как наука.

Наши рекомендации