Структурирование психической реальности

Как предмета изучения

1. Формы существования психической реальности: пространство и время.

2. Уровни функционирования: сознание и бессознательное.

3. Модальности психической реальности.

Словарь профессиональных понятий

психологическое пространство, психологическое время,

сознание, самосознание, рефлексия, бессознательное, Я-концепция

Литература для докладов и сообщений

1. Организация физической среды и ее влияние на психологическое пространство человека (Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. – М. : Мысль, 1989. – С. 115–125).

2. Особенности психологического времени (Кроник, А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я… / А. Кроник, Е. Кроник. – М. : Мысль, 1989. – С. 10–14).

3. Характеристика потока сознания (Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М. : Педагогика, 1991. – С. 57–68).

4. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть (Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию : сборник / М.К. Мамардашвили. – М. : Прогресс, 1990. – С. 72–85).

5. Составляющие Я-концепции (Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М. : Прогресс, 1992. – С. 23–28).

Задания и упражнения

1. Изучите историю открытия психической реальности (Хрестоматийные материалы. С. 99–102).

Письменно ответьте на следующие вопросы:

– С какой проблемой столкнулись физиологи, изучающие работу органов чувств?

– В чем заключается «необычность» для физиолога факта сознания?

– Чем отличается фиксация ощущения (факт сознания) от фиксации физиологических проявлений?

– Что такое интроспекционизм?

– Какими свойствами наделялось психическое в интроспекционизме?

– Почему такой взгляд на психическую реальность назван М.Г. Ярошевским иллюзорным?

2. Постройте модель собственного психологического пространства.

Нарисуйте поле 7 на 7 клеток.

   
  Структурирование психической реальности - student2.ru
 
  Структурирование психической реальности - student2.ru

           
муж.
жен.
Структурирование психической реальности - student2.ru

           
             
Структурирование психической реальности - student2.ru       Я    
               
               
               

В центре поля разместите себя («Я»). Вокруг себя на любых клеточках поместите фигуры, обозначающие: 1 – маму, 2 – папу, 3 – брата (сестру), 4 – близкого друга, 5 – еще одного друга, 6 – незнакомую взрослую женщину, 7 – незнакомого взрослого мужчину, 8 – симпатичного, но незнакомого молодого человека, 9 – декана. Можно ставить несколько фигур в одну клетку. Делайте задание быстро, не задумываясь.

Рассмотрите и проанализируйте свой рисунок.

– Кого вы разместили ближе всего к себе? Почему?

– Кого вы поместили на самой длинной дистанции? Как вы можете описать этих людей?

– Кто стоит выше (ниже) вас? Какие характеристики отличают этих людей?

3. Переведите высказывание польского сатирика С. Леца на язык научной психологии, используя понятия «психологическая дистанция», «открытость/закрытость», «мера воздействия»:

«Не лезь в чужую душу в галошах. То, что ты вытер ноги, не имеет значения».

4. Определите, какое отношение ко времени отражено в следующих высказываниях:

«Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни» (Ч. Дарвин).

«Меня поражала у Любищева смелость, с которой он обращался с плотью Времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим “теперь”. Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжимал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ними почтительно, как с хлебом насущным, ему и в голову не могло прийти, – “убивать время”. Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Он испытывал благоговение перед временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Дело тут не в возрасте и не в насыщенности трудом.

Жизнь спешит, если мы сами медлим.

Ведь мы живем какими-то избранными моментами и запоминаем лишь сгустки жизни. Полчаса – для нас это не время. Мы признаем только целые поля времени, его расчищенные, свободные от обстоятельств и случайностей площадки. Там мы готовы развернуться. Меньшее нас не устраивает, мы сразу же ссылаемся на помехи, на обстоятельства. О, могущество независимых от нас обстоятельств, властных, оправданных! На них так удобно переложить ответственность…

Мы не замечаем, как разлагают и обессиливают душу эти ссылки…»

(Д. Гранин. Эта странная жизнь)

Как вы сами относитесь ко времени собственной жизни? На что вы его тратите? Как хотели бы жить? Что вам мешает?

Опишите те ситуации, когда человек «отнимает» время жизни у других людей.

5. Проанализируйте время типичного дня вашей жизни.

Структурирование психической реальности - student2.ru Нарисуйте круг. Это время обычного дня вашей жизни. Каждая четверть круга занимает 6 часов. Обозначьте на круге, сколько времени вы тратите на сон, учебу, друзей, домашнюю работу, одиночество и прочие дела.

       
    Структурирование психической реальности - student2.ru
 
  Структурирование психической реальности - student2.ru

Рассмотрите свой круг времени. Всем ли вы довольны? Для чего у вас не находится времени?

Какие границы вы хотели бы изменить в круге? Легко или трудно это сделать? Почему?

6. Проделайте одно из базовых упражнений гештальт-терапии «Зоны осознания».

Гештальт-психологи выделяют три зоны осознания: 1) внешняя зо-на – окружающий нас мир, 2) внутренняя зона – мир тела и чувств, 3) средняя зона – область наших мыслей и фантазий.

Разбейтесь на пары. Сядьте лицом к лицу с партнером. Ваша задача – делиться своим осознаванием определенной зоны. Время – 1 минута для каждого (по каждому этапу упражнения). Сначала говорит один в паре, а второй – слушает и, если надо, направляет внимание говорящего на нужную зону. Затем партнеры меняются ролями. Начинайте свои высказывания следующим образом: «Сейчас я осознаю, что…». Старайтесь избегать интерпретации, оценивания или фиксации на чем-либо одном.

Этапы упражнения:

1) Внешняя зона (Например, «Сейчас я осознаю, что в комнате шумно», «Сейчас я осознаю, что открылась дверь» и др.).

2) Внутренняя зона («Сейчас я осознаю, что у меня сухо во рту», «Сейчас я осознаю, что у меня чешется рука» и т.п.).

3) Средняя зона (К примеру, «Сейчас я осознаю, что я волнуюсь о времени», «Сейчас я осознаю, что я вспоминаю вчерашний вечер» и т.д.).

4) Не сосредоточивайтесь ни на какой зоне, а пронаблюдайте, куда ведет вас само ваше сознание. (Например, «Сейчас я осознаю, что кто-то за мной наблюдает». «Сейчас я осознаю, что очень хочу есть» и т.п.). К какой зоне: внешней, внутренней или средней относится большинство ваших высказываний?

Обсудите полученный опыт сначала в паре, а затем в группе.

Запишите свои переживания в дневник саморазвития.

7. Определите, о каких психических явлениях – сознательных или бессознательных – идет речь в следующих примерах? Обоснуйте свою позицию.

А) Над проектом моста через горную реку Твид инженер-мостовик Браун работал длительное время. Проект никак не получался. В отчаянии он оставил однажды чертежную доску и вышел прогуляться в сад. Затем прилег под кустом, но тотчас вскочил: в простой паутине он вдруг увидел нужный ему чертеж, ясно вычерченный серебристыми нитями на фоне голубого неба. Это была не просто паутина, а маленький ажурный мост между ветвями. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И в воображении Брауна уже не хрупкие ветви растягивали паутину, а серые скалы держали на цепях легкий мост над ущельем. Он сразу же засел за чертежи и вскоре создал новую конструкцию – висячий мост без дорогих и сложных устоев.

Б) Советский психолог Н.А. Березанская для экспериментов с регрессией возраста привлекла актеров ТЮЗа. Перед ними ставилась задача перевоплотиться в пятилетних детей и отвечать на специально подобранные психологами вопросы так, как могли бы отвечать дети. Ни один из актеров не справился с этой задачей. Ответы же взрослых людей, которым внушили в гипнозе, что им пять лет, точно соответствовали интеллекту этого возраста. Вот некоторые примеры:

Испытуемая Т.

– Почему солнце не падает?

– Потому что оно к звездочкам привязано.

Испытуемая С.

– Почему луна не падает?

– Ее прибили.

– А кто прибил?

– Дядя с самолета.

В) В первый день пребывания испытуемого Ю. в сурдокамере в условиях одиночества по техническим причинам был сорван один важный эксперимент. Со своей стороны Ю. делал все от него зависящее, чтобы этот эксперимент состоялся.

По данным непосредственного наблюдения за испытуемым, а также по электрофизиологическим показателям, в тот день он находился в подавленном состоянии. В последующие дни его настроение было приподнятым, и он успешно проводил эксперимент, сорвавшийся не по его вине в первый день сурдокамерного испытания.

По завершении исследования во время отчета, отвечая на конкретно поставленный вопрос об исследованиях первого дня, он совершенно неожиданно для всех присутствующих подробно и ярко рассказал, как успешно провел сорвавшийся эксперимент.

(В. Лебедев. «Тайны» психики без тайн).

8. Обдумайте следующую мысль: «Душа человека заключается в его делах» (Г. Ибсен).

Согласны ли вы с тем, что поступки человека говорят о нем больше, чем его слова? Поясните свою точку зрения на примерах из собственной жизни. Бывали ли у вас случаи, когда какой-либо поступок человека совершенно переворачивал ваше представление о нем?

9. Какую особенность Я-концепции описывает следующая притча?

Грязные гнезда

Один голубь постоянно менял гнезда.

Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, опытному голубю. А тот все кивал головой и, наконец, сказал: «От того, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

Почему голубь не замечал своего запаха, но считал, что он исходит от других? Встречали ли вы в своей жизни человека, подобного голубю? Если да, опишите свои переживания от встречи с ним.

10. Проведите в группе игру «Не на своем месте».

Необходимо подготовить карточки, обозначающие различные проявления индивидуальности человека, например «Эгоист», «Молчун», «Застенчивый», «Весельчак», «Экстраверт» и др. (количество ролей должно соответствовать количеству играющих). Карточки раздаются студентам, но так, чтобы новое свойство было в минимальной степени представлено в личностных проявлениях конкретного человека. Например, холерику предложить карточку «Меланхолик», мягкому человеку – «Колючий характер».

Теперь ведущий зачитывает вопросы, а студенты должны на них отвечать в соответствии со своей новой ролью. Примерный список вопросов:

– Какое ваше любимое время года? дня?

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Любите ли вы шумные праздники?

– Если вам очень грустно, то вы…

– Что вы делаете, если вас обидел близкий человек?

– В вашем представлении другой человек – это…

Играющие также могут (даже желательно это делать) задавать свои вопросы друг другу.

Литература

1. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : Академия, 1995. – Гл. 4–9.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию : курс лек- ций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1996. – Лекции 5–6.

3. Куницына, В.Н. Межличностное общение . учебник для вузов. / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – С. 343–450.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1. – С. 156–174.

Наши рекомендации