Методология и ее значение для психолога

Методология – учение о методах и принципах познания. Метод (греч. metodos = путь познания) – это совокупность правил, приемов и операций, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности. Научный метод предназначен для получения истинного, объективного, достоверного знания о реальности.

Методологическое знание представлено на разных уровнях: философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, уровень процедур и техник исследования.

Значение методологического знания для психологии очень велико по следующим причинам.

1. Психология – наука о самом сложном; наука, в которой сливаются субъект и объект познания.

2. Психология – наука молодая. Исторически в нашей стране она развивалась, по образному выражению В.П. Зинченко, не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления, успешно развивавшиеся в 20–30 гг. ХХ в. (например, педология), были уничтожены вместе с их создателями.

3. Психология более чем другие науки является феноменом культуры (М.К. Мамардашвили). Психологическое знание обладает огромным человекообразующим потенциалом, т.е. психология выполняет не только функцию познания, изучения человека, но и функцию созидания, конструирования. Знания о человеке востребованы по всех областях социальной практики (образование, управление, медицина, сфера услуг и др.). Методология позволяет оценить: во-первых, насколько верным путем получены знания о человеке, или их достоверность, объективность; во-вторых, адекватность трансляции, передачи этих знаний их пользователям. По мнению В.П. Зинченко, из психологических теорий наиболее воспринятыми культурой, широко действующими в различных сферах социальной жизни, являются психоанализ (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон и др.), культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже.

Основная функция методологии – рефлексивная. Это интеллектуальное средство, позволяющее ученому или практику выйти в рефлексивную позицию, т.е. в позицию внешнюю по отношению к своей деятельности. Этот взгляд «извне» позволяет осознать средства своей деятельности (исследование или оказание психологической помощи) и адекватность их применения.

Таким образом, большая сложность предмета профессиональной деятельности психолога и сложившееся множество подходов в его понимании диктуют необходимость для специалиста научиться следующему: 1) ориентироваться в существующем многообразии теорий; 2) определять, обосновывать собственную точку зрения на психическую реальность.

Методологическая позиция психолога

И ее основные составляющие

Методологическая позиция психолога – это система взглядов специалиста на психическую реальность как предмет своей профессиональной деятельности. Это некий исходный пункт, позволяющий рассматривать психическую реальность под определенным углом. Это дает психологу точку опоры, позволяет зафиксировать предмет.

Основными составляющими методологической позиции являются категории и методы. Категории – это наиболее обобщенные научные понятия. В психологии к таким категориям относятся: образ, действие-деятельность, мотивация, индивид-личность, общение (психосоциальное отношение). Каждая категория включает в себя целый ряд раскрывающих ее частных понятий. Профессиональные понятия, объединенные в категории, можно сравнить с фильтром, через который специалист «просеивает» информацию о реальности. Например, вы наблюдаете, что молодой человек дарит девушке цветы. С помощью каких слов вы фиксируете происходящее? Используемые вами конкретные слова («хочет понравиться», «какой роскошный букет», «как красиво это сделано», «он ее любит» и т.п.) – и есть те самые фильтры. Но вы пока пользовались словами-понятиями на бытовом уровне. Если на эту жизненную ситуацию посмотреть через призму профессиональных психологических категорий, то она будет выглядеть несколько по-иному. Как? Обратите внимание, что одновременно пользоваться разными фильтрами невозможно, но можно их менять: тогда одно и то же явление предстает более полным, многогранным.

Формирование собственной методологической позиции координируется следующими вопросами:

– В рамках какой теории я в данный момент (или вообще) размышляю о психической реальности?

– Почему именно ее я использую для объяснения данного явления?

– Какие понятия я использую? Почему?

– Какими методами изучения психической реальности я пользуюсь?

– Почему я выбрал именно их?

Таким образом, методологическая позиция – это обоснование психологом (для самого себя и для других) способов своего мышления и способов своей деятельности.

Содержание помощи в различных направлениях психологии

1. О взаимосвязи теории и практики.

2. Характеристика основных подходов в оказании психологической помощи.

Проблемные вопросы

Почему человек, когда у него болит зуб, идет к врачу, а когда «болит душа» – к другу? Можно ли оказывать психологическую помощь без знания научной психологии? Как это делается? Чем профессиональная психологическая помощь отличается от непрофессиональной? Может ли психолог навредить, а не помочь человеку?

Наши рекомендации