Формы существования: пространство и время
Психическая реальность, как и физическая, существует в двух основных формах: пространства и времени.
Психологическое пространство – это психическая проекция взаимоотношений субъекта с окружающим миром. Основными составляющими элементами психологического пространства выступают люди и предметы, как реальные, так и воображаемые. В обыденной речи переживания организации пространственных отношений, например, с другим человеком фиксируются с помощью следующих выражений: «близкий/далекий», «стали отдаляться друг от друга», «между нами рухнула стена», «барьеры общения» и т.д.
В науке эта форма существования психической реальности мало изучена. Начало ее исследованию положил К. Левин (немецкий, а позднее американский психолог), введя в науку понятие «жизненного пространства индивида». Под ним он понимал всю совокупность факторов, действующих на человека в конкретный отрезок времени. «Жизненное пространство» – это целостное поле, одни районы которого притягивают субъекта (имеют положительную валентность), другие – отталкивают (обладают отрицательной валентностью). Ученым была разработана концепция топологической психологии, которая описывала мотивацию поведения человека посредством геометрических моделей и векторного анализа. Для объяснения поведения субъекта в качестве основной К. Левин использовал формулу: В = f (РЕ), которая расшифровывается так: поведение (В) – это функция (f) личности (Р) и среды (Е). Таким образом, по мнению К. Левина, понять, что происходит с человеком, можно, только рассматривая в неразрывной взаимосвязи его личностные особенности и характеристики той конкретной ситуации, в которой он находится.
После работ К. Левина исследования психологического пространства стали вестись в двух основных направлениях.
1. Изучение зависимости функционирования внутренней реальности от организации внешней окружающей среды. Начало данному направлению положено этологами (этология – наука об общебиологических закономерностях поведения животных). Главная закономерность, выявленная представителями данного направления, состоит в том, что наша внутренняя субъективная реальность строится через усвоение внешней, окружающей действительности. Эта общая закономерность конкретизируется следующим образом: чем богаче внешняя среда, тем разнообразнее и внутренний мир. и наоборот (под «богаче» в данном контексте имеются в виду разнообразные стимулы: ощущения, впечатления, переживания, идеи и др.).
2. Изучение собственно пространства «Я» человека и возможностей его трансформации (С. Гроф, Дж. Лилли, К.Г. Юнг и др.). Основная закономерность, обнаруженная в рамках данного подхода к изучению психологического пространства, состоит в том, что у человека существует не одно, а несколько разных «Я».
Психологическое пространство имеет несколько свойств, основными из которых выступают протяженность и открытость/закрытость. Протяженность – это сосуществование различных элементов, возможность увеличения или уменьшения их количества. Размер психологического пространства напрямую зависит от индивидуального жизненного опыта и степени его обобщения в разных формах: идей, понятий, представлений, образов и др. Открытость/закрытость – принятие или непринятие новых элементов, готовность к изменениям.
Психологическое время – субъективное переживание человеком времени своей жизни.
Субъективность (или индивидуальность) переживания хронологического времени хорошо иллюстрируется следующим элементарным опытом. Если закрыть глаза и попросить подать сигнал, когда, по вашему мнению, пройдет минута, то в группе обнаружится, что эта минута далеко не у всех соответствует объективной. У каждого человека свой ритм жизни, своя скорость. Это и есть главная особенность психологического времени: у разных людей, в разные промежутки жизни оно идет с разной скоростью.
Медленное в актуальном проживании время – это время, которое наполнено негативными переживаниями, ожиданиями, бесполезными усилиями. Однако в воспоминании (ретроспектива) такое мучительно длительно проживаемое время переживается как короткий промежуток. Быстрое в настоящем время – это время, которое занято яркими событиями, приятными переживаниями («счастливые часов не наблюдают»), но по прошествии такое промелькнувшее «сейчас» время начинает растягиваться, наполняться разными деталями и переживается как длительное.
Есть и другие особенности: культурно-исторические, возрастные, половые (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Б.О. Цуканов и др.). Например, для человека средневековья метафорой времени выступал круг, т.е. люди ощущали время как постоянно повторяющееся, поэтому у них фактически не было необходимости куда-либо торопиться: не сделано сейчас, сделается потом, на следующем витке. Для большинства современных людей время – это стрела, которая необратимо устремлена только вперед. Дети и взрослые также имеют разную скорость психологического времени. У малышей оно более быстрое, так как для них в мире больше новизны и ярких впечатлений по сравнению со взрослыми. Обнаружено также, что левое полушарие мозга отвечает за планирование будущего, а правое – за сохранение информации прошедшего. Поскольку у женщин лучше развито правое полушарие, то они значительно больше времени, чем мужчины, проводят в воспоминаниях. Безусловно, существуют и индивидуальные особенности переживания скорости психологического времени. Так, у любителей экстремальных видов спорта (прыжки с парашютом, серфинг и др.) время более быстрое, что и считается одной из причин выбора ими таких специфических, рискованных для жизни, хобби.
Таким образом, человек с определенного возраста может сам управлять временем своей жизни, увеличивая или укорачивая его. Чтобы прожить долгую (не обязательно по хронологии) и интересную жизнь, надо самому ее активно заполнять новыми встречами и эмоциями, новыми знаниями и умениями. Изменения в самом человеке, его творчество, обогащение опыта удлиняют субъективное время жизни и расширяют психологическое пространство.