Свойства психической реальности

Свойство означает некую сторону предмета, которая обнаруживается в его отношении с другими предметами и обусловливает их различия или общность. Основные свойства психической реальности таковы.

Идеальность. Данное свойство обсуждалось выше как невозможность непосредственно «пощупать» проявления психической реальности, ее нематериальность. Идеальность психического – это его производность от объективной действительности в особой преобразованной форме умственных и чувственных образов, представлений, идей, ценностей и др. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).

Производность психической, субъективной реальности от объективной означает, что она всегда имеет конкретный материальный носитель, который может быть как биологической (нервная система, мозг), так и культурной (орудия труда, язык и другие знаковые системы) природы. Но психическая реальность только на первых этапах своего становления является своеобразным зеркалом, отражением внешнего мира. По мере развития она приобретает все большую независимость от своей первоначальной основы – окружающего субъекта мира. С определенного момента она становится настолько самостоятельной и активной, что уже начинает видоизменять, преобразовывать породившую ее объективную реальность. Наличие созидательной, конструирующей силы психической реальности метафорически отражено, например, в следующем высказывании А. Сент-Экзюпери: «Груда камней останется просто камнем, пока кто-то не посмотрит на нее, держа в голове идею собора».

Опосредованность. Это свойство обусловлено идеальной природой психической реальности. Опосредование означает, что между двумя объектами отсутствует прямая связь, что отношение между ними возможны только при обязательном условии присутствия некоего третьего объекта или посредника. Например, как один человек может передать свое отношение к другому человеку? Существует ли между ними какой-то прямой или непосредственный канал связи? Стандартная ситуация: одногруппник просит передать ему книгу. Одному передается бережно, другому кидается, просьба третьего вообще игнорируется и др. Эти разные действия говорят о разных отношениях, причем не только к одногруппнику, но и к книге. В данном примере таким посредником между двумя людьми, двумя носителями психической реальности, является действие с предметом. Что еще может выступать в качестве таких посредников? Жесты, мимика, слова и др.

Таким образом, основными посредниками между объективным и субъективным миром является система знаков, выработанных человечеством в процессе своего общественно-исторического развития. Знак – это сигнал чего-то другого. Это некий предмет (явление), обозначающий некий иной предмет (явление). Знаки – это специфические орудия или инструменты, с помощью которых человек воздействует на других и на себя самого (Л.С. Выготский). Существует множество знаковых систем, позволяющих человеку осваивать имеющийся опыт других людей и овладевать собственной психической реальностью: ритуалы поведения, нотная грамота, дорожные знаки и др. Одной из основных таких систем является речь.

Знаковость. Это свойство прямо взаимосвязано с рассмотренным выше свойством опосредованности и подчеркивает социальную, культурную природу человека. В процессе своего общественно-исторического развития человечество выработало определенные знаки, посредством которых субъект проявляет содержание своей психической реальности и понимает других. Важно также, что между представителями определенной общности существует договоренность в толковании знаков. Улыбка у представителей многих культур выступает знаком, демонстрирующим доброжелательное отношение к другому человеку. Но не все знаки «читаются» так однозначно. Например, у нас знаком согласия выступает кивок головы вверх-вниз, а у болгар тот же знак обозначается поворотом головы влево-вправо. Но и само знание значения знака не обязательно предопределяет следующие за ним действия субъекта (так, утренний звонок будильника не обязательно каждого призывает к началу дня и др.).

Динамичность (греч. dynamikos = сильный)– способность к движению, развитию, видоизменению. Синонимами динамичности являются активность, изменчивость.

Обратимость – возможность воздействия психической реальности также и на саму себя или способность к самоизменению, самодерминации.

Итак, психическая реальностькак предмет деятельности психолога очень сложна, изменчива, противоречива. Особенности предмета изучения определяют и способы мышления о нем. Отличительные особенности психической реальности требуют от профессионала как минимум мышления дихотомиями, предполагающего одновременный учет ее противоположностей (динамичность и статичность, простота и сложность, структурированность и хаос, уникальность и типичность и др.).

Наши рекомендации