Профессиональной деятельности психолога
Реальность обычно противопоставляют вымыслу, некой иллюзии. Реальность (от лат. realis = вещественный, действительный) понимается как объективно существующее явление, факт. Чаще всего это понятие употребляется в двух контекстах. В одном из них под реальностью понимается весь материальный мир. Критерием для оценки реальности объектов и их свойств, процессов, событий является общественная практика. Другой контекст употребления данного понятия – это выделение разных видов реальности: объективной (материальный мир) и субъективной (явления психики и сознания).
Предметом изучения психологии является субъективная или психическая реальность. В обобщенном виде под психической реальностью понимается переживание человеком мира и себя в этом мире. На первый взгляд данное определение кажется простым и однозначным. Однако более детальный анализ обнаруживает его сложность и многомерность. Через какое понятие определяется «психическая реальность»? Через понятие «переживание». Значит, необходимо рассмотреть и его содержание.
По мнению классика отечественной психологии Л.С. Выготского, переживанием является внутреннее отношение индивида как человека к тому или иному моменту действительности. В переживании неразрывно связаны: с одной стороны, среда, то, что имеет отношение к человеку (что-то вне его); с другой стороны, внутренние особенности самого человека (это что-то переживаю Я). Л.С. Выготский считал переживание единицей анализа психической жизни, поскольку в нем неразрывно связаны когнитивные и эмоциональные компоненты.
Выдающийся философ и психолог С.Л. Рубинштейн полагал, что переживание составляет не все, что отразилось в психике человека, а только то, что было им пережито в специфическом смысле слова, то, что входит в историю его внутренней жизни. В переживании на первый план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а значение его в ходе индивидуальной жизни. Переживанием для человека становится то, что оказывается для него наиболее субъективно значимым, что выступает как неповторимый, определяющий момент в его судьбе, играет в ней какую-то роль, что-то изменяет. Иначе говоря, переживание, согласно С.Л. Рубинштейну, – это событие внутренней жизни личности, по аналогии с историческими событиями, определяющими ход жизни государств и народов. Эти моменты особенно напряженной внутренней жизни на уровне обыденного сознания обозначаются чаще всего таким образом: «После этого случая я стал думать по-другому», «Встреча с этим человеком меня перевернула/натолкнула…» и т.п.
Конечно, в психологии существуют не только две названные точки зрения на то, что считать переживанием (и, соответственно, психической реальностью), а значительно больше. Поэтому в нашей науке очень важно не только точно определять все те понятия, которыми мы пользуемся, но и знать, позиции какого автора мы в этих определениях придерживаемся.
Для понимания природы психической реальности важно также акцентировать внимание на следующих принципиальных моментах.
Первый момент – психическая реальность отдельного индивида всегда строится на фундаменте культуры, которая, как известно, имеет конкретно-историческое содержание. Например, для человека средневековья было реалистично не только существование Бога, но и других одухотворенных сущностей (демонов, бесов и т.п.), с искушениями которых он всю жизнь призван был бороться. Для современного атеиста первично материальное бытие, поэтому признание реалистичности мира духов рассматривается им как явная иллюзия, как отклонение от нормы.
Другой важный момент состоит в том, что любой человек живет не в одной, а в нескольких психических, субъективных реальностях. Эти реальности отделены друг от друга определенными рамками, внутри которых существуют своя специфическая логика событий и порядок вещей. Например, всем знакома реальность сновидений; даже очень глубоко переживая некий сон, мы в то же время прекрасно осознаем его как некое действо «не наяву». Мы с легкостью принимаем реальность художественного произведения (например, фантастического рассказа или фильма ужасов). Мы можем одновременно существовать в нескольких реальностях, допустим играя по определенным правилам и в то же время понимая условность, вымышленность всего в игре происходящего. Представленные примеры свидетельствуют о возможности выхода человека в некие иные, условные реальности, и возвращения в исходную или базовую реальность. Эта базовая реальность представляет собой специфический общественный договор, общепринятое мнение о том, что считать действительным, настоящим. Она выступает для субъекта опорной системой координат, благодаря которой он взаимодействует с окружающим миром. Это общепринятое мнение и есть продукт конкретной культуры, о чем говорилось выше.
Третий принципиальный момент заключается в том, что при наличии базовой реальности, объединяющей большинство людей определенного времени и конкретной культуры, психическая реальность каждого является уникальной. Именно эта непохожесть объясняет многочисленные жизненные факты, при которых одно и то же произошедшее в объективной реальности событие в субъективной реальности каждого его свидетеля отражается по-разному. Очень емко данную особенность отразил известный философ Х. Ортега-и-Гассет в работе «О феноменологии». «Умирает человек. У его постели жена, два друга, газетчик, которого к этому смертному одру привел долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Одно и то же событие – агония человека – для каждого из этих людей видится со своей точки зрения. И эти точки зрения столь различны, что едва ли у них есть что-нибудь общее. Разница между тем, как воспринимает происходящее убитая горем женщина и художник, беспристрастно наблюдающий эту сцену, такова, что они, можно сказать, существуют при двух совершенно различных событиях». С уникальностью психической реальности профессионально сталкиваются все специалисты, работающие с людьми. Например, она хорошо знакома следователям, которые при опросе очевидцев по их нередко противоречащим друг другу описаниям вынуждены составить объективную картину некоего происшествия. Эта уникальность проявляется и в более обобщенном виде, например, в объективных различиях мировосприятия детей и взрослых, представителей различных социальных групп и профессий и др. Многочисленные шутливые афоризмы типа «Мужчины любят глазами, а женщины ушами. Поэтому женщины красятся, а мужчины врут» описывают реально существующие различия в содержании и функционировании психической реальности людей разного пола.
И, наконец, для понимания сущности психической реальности важно отметить, что объективная и субъективная действительности не являются антагонистами, противниками. Два этих вида реальности взаимосвязаны сложной системой взаимоотношений. С одной стороны, наша психическая реальность есть отражение внешнего мира (подумайте, пожалуйста, над примерами из опыта собственной жизни, демонстрирующими, как объективная реальность влияет на психическую; допустим, «Пошел дождь, и у меня испортилось настроение»…). Но психическая реальность не только как зеркало отражает происходящее в объективном мире. Она также и активно созидает, творит, конструирует внешний мир (проиллюстрируйте на примерах, каким образом содержание вашей субъективной, психической реальности может изменять физическую; например, «Мое сильное чувство голода материализуется в виде ненужных продуктов в холодильнике», «Моя забота о маме воплощается в виде чисто убранной комнаты»…).
Таким образом, психическая или субъективная реальность – это действительность существования явлений психики и сознания (по аналогии с действительностью существования явлений внешнего, объективного мира). Центральной особенностью психической реальности является нематериальность происходящего в ней. Все, что относится к объективной реальности, можно в прямом смысле потрогать, пощупать, увидеть, понюхать; то, что относится к субъективной реальности, подобного рода фиксации не поддается.