Человек и его атрибутивные качества

Человек является предметом изучения различных наук: медицины, педагогики, психологии, социологии, антропологии и др. Он считается высшей ступенью развития живых существ на планете Земля. Почему? Какие особенности человека позволяют так о нем думать? Люди всегда размышляли над этим очень сложным вопросом. В свое время древнегреческий философ Платон предложил следующее определение: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». В ответ на это другой философ Диоген, известный своими неординарными мыслями и поступками, собрал учеников и, ощипав перед ними петуха, продемонстрировал: «Вот вам человек по Платону!» Платон очень смутился и дополнил свое определение уточнением: «с плоскими и широкими ногтями». Какое определение человеку могли бы предложить вы сами?

Атрибутами (лат. attributum = данное, предписанное), или существенными, необходимыми качествами человека, считаются следующие:

универсальность – разносторонность, потенциальная всеобъемлемость, способность быть разным, любым;

парадоксальность – неожиданность, непредсказуемость, противоречивость, нелогичность;

трансцендентальность – способность выходить за собственные пределы и за пределы ситуации, возможность преодолевать «здесь и сейчас»;

способность быть собой и другим – умение одновременно учитывать несколько точек зрения, способность к сопереживанию, состраданию;

свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на анализ объективной необходимости (конкретные условия, отношения и средства достижения поставленных целей);

творчество – способность к созидательной деятельности, продуктом которой является нечто качественно иное, то, чего раньше не существовало;

интуиция – способность получения истинных знаний без логических рассуждений («вдруг») и др.

Анализ названных качеств позволяет сделать два важных для понимания психологии вывода: во-первых, Человеком в его сущностных качествах быть очень сложно; во-вторых, эти качества обусловливают также специфичность, в буквальном смысле, трудноуловимость Человека как предмета научного изучения.

Эволюция взглядов на природу человека

В истории мировой мысли

Проблема сущности Человека, его происхождения и назначения в мире – одна из самых сложных проблем, которая решается каждым человеком в своей непосредственной жизни по-разному (в зависимости от знаний и опыта, от принадлежности к определенному религиозному учению и др.). Человек – это всегда продукт конкретных культурно-исторических условий жизни, поэтому каждая эпоха формирует свой специфический образ человека. Конечно, у любой эпохи не один образ такого многомерного феномена, например, не существует какого-то единого «первобытного» или «современного» человека. Однако в разные исторические эпохи присутствовали и некие обобщенные мировоззренческие позиции, определяющие понимание природы человека и его роли в системе мироздания.

При первобытно-общинном строе человек рассматривался как неотъемлемая часть природы и племени. В античном мире (в частности, в Древней Греции) существовало оптимистичное убеждение в том, что человек самое прекрасное творение богов, присутствовала идея (сохранившаяся до наших дней) о гармоничности человека, о единстве его души и тела. Вместе с тем жизнь человека определялась слепой судьбой и волей богов. В эпоху средневековья общинными порядками строго регламентировался жизненный сценарий каждого из ее членов. Человек считался «любимым творением» Божиим, созданным по его образу и подобию, отсюда и приоритет, богоизбранность человека (правда, только мужчины). Ограничения на него накладывал лишь Божий промысел, божья воля. Эпоха Возрождения рождает новую идею человека: вместо слуги и раба Господа, он сам становится создателем, «кузнецом своей судьбы». Весь Ренессанспроникнут уверенностью в безграничности творческих способностей человека. Новая эпоха Просвещения проходит под лозунгами покорения природы, веры в науку и признания бесконечных потенциалов человека и их развития. В сегодняшнюю эпоху научно-технической революции (НТР) человек развенчан, он уже не вершина творения, а элемент мира. И мира не только естественного, природного, но и искусственного, мира техники.

Современный человек несет себе множество позитивных идей предыдущих исторических эпох: это всесторонность и свобода развития, обеспеченность прав, высокое качество жизни, наличие открытого демократического общества и др. Вместе с тем новая эпоха имеет и свои специфические черты. Так, среди основных признаков сегодняшней жизни в век НТР (или информационного бума) ученые называют также и дегуманизацию (обезличивание, обесчеловечивание), которая, прежде всего, обусловлена бурным и неотвратимым развитием техники. Люди уже почувствовали эту угрозу потери самих себя, растворения в ими же созданном машинном мире. Многие выдающиеся умы считают, что сегодня человечество находится на грани «антропологической катастрофы» (В.С. Библер, М.К. Мамардашвили, В.П. Зинченко, В. Франкл и др.), под которой понимается все обостряющееся противоречие между человеком и техникой. Надвигающаяся катастрофа имеет многоликие проявления, например:

– возрастающая зависимость человека от техники и от тех благ, которые она несет, техника становится все более могущественной, а соответственно, и опасной;

– увеличение количества техногенных и экологических катастроф и серьезность их последствий, в частности ухудшение здоровья;

– издержки образования, которое в силу возрастающей сложности знания порождает «узких» специалистов;

– преобладание технократического мышления («цель оправдывает средства») над гуманистическим («человек – мера всех вещей»).

– примат материальных ценностей над духовными (общество потребления);

– преобладание массовой культуры, ориентированной на «размывание», усреднение, стирание индивидуальности; превращающей человека в человека «толпы» и формирующей шаблонность мышления, стереотипность поведения и др.

Очеловечивание мира – это очень важная проблема современности. Именно эта проблема порождает масштабный интерес к психологии, поскольку ее основная общекультурная задача заключается в охране, защите, сохранении и развитии психического, индивидуального. Иначе говоря, психология направлена на гуманизацию жизни. Решение названной зада-чи – очень большой труд и ответственность, что предъявляет к деятельности психолога и к его личности много требований, с которыми мы подробнее будем знакомиться.

Типы познания реальности

В истории человечества сложилось несколько способов познания реальности, в том числе и психической.

Обыденное познание осуществляется нами в повседневной практике жизни. Его продуктом являются житейские знания, сформированные стихийно (в результате обобщения непосредственного опыта собственной жизни, под влиянием традиций, религиозных идей, научных сведений и др.). Поскольку способ получения данных знаний специально не организован, то и их содержание довольно противоречиво. С одной стороны, житейские знания включают в себя поспешные, неточные, поверхностные, односторонние обобщения. Однако, с другой стороны, в них отражены также итоги опыта, прошедшего длительную проверку временем. Совокупность способов действий на основе житейских знаний называется здравым смыслом. Считается, что наука как особый, высший вид познания реальности родилась на основе обыденного опыта и является своеобразным «упорядоченным здравым смыслом».

Искусство (или художественный метод познания) – это художественно-образная форма воспроизведения действительности. Причем искусство не только отражает реальность, но и преображает ее путем фантазии. Воображение, раздвигая рамки имеющегося у человека жизненного опыта, позволяет ему приобщаться к переживаниям и ценностям других, тем самым развивая его, позволяя соприкоснуться с собственными, ранее не востребованными возможностями. Многие ученые (например, А. Эйнштейн) подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе совершения научных открытий. Искусство также давало импульс научным исследованиям (например, экзистенциализм как философское учение представлен в основном в виде художественной литературы). Наука, в свою очередь, открывала новые художественные способы познания мира (например, психоанализ серьезно повлиял на творчество писателя Г. Гессе, художника С. Дали, кинорежиссера Ф. Феллини).

Наука – это сфера человеческой жизнедеятельности, направленная на получение нового знания. Наука представляет собой, во-первых, совокупность объективных и обоснованных знаний (о природе, обществе, человеке), во-вторых, саму деятельность, направленную по выработку такого достоверного знания. Главная характеристика научного знания – его объективность или адекватность знания реальности. Если в художественном произведении важна личность творца и его уникальные переживания (продукт искусства – это всегда продолжение, можно сказать «отросток» личности автора), то в научной работе ученый, напротив, старается получить знание «для всех», минимизировав влияние собственной личности. В истории науки выработаны специальные методы получения такого объективного знания и его проверки. Эти методы вы будете осваивать в ходе проведения собственных исследований (курсовая, дипломная работы).

Таким образом, предметом вашего вузовского образования является психология как наука (и основанная на ней практика помощи) или достоверные, объективные знания о человеке. Однако следует отметить, что между разными типами познания отсутствуют жесткие границы. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки, поэтому в познании психической реальности их желательно сочетать и дополнять друг другом.

Наши рекомендации