Тема 5. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции

Вопросы для подготовки:

Влияние психического заболевания на психическое развитие.

Симптомы выпадения.

Социальное окружение и тяжесть деформации личности в болезни.

Изменение личности по органическому типу.

Изменение личности по эпилептоидному типу.

Изменение личности при шизофрении.

Литература:

1. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

Тема 6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка

Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями слуха.

Ощущения и восприятие

Особенности внимания

Развитие памяти

Особенности воображения

Развитие мышления

Развитие речи

Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.

Психодиагностическое обследование детей с нарушениями

Вопросы для самоподготовки

Перечислите степени выраженности нарушений зрения.

Каковы ведущие причины поражения слухового анализатора?

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.

3. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

Тема 7. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка

Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения:

Ощущения и восприятие

Особенности внимания

Развитие памяти

Особенности воображения

Развитие мышления

Развитие речи

Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.

Психодиагностическое обследование детей с нарушениями слуха и зрения – общее и особенное.

Проблема профориентации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.

Вопросы для самоподготовки

Перечислите степени выраженности нарушений зрения.

В чем Вы видите отличия развития мышления при нарушении зрения и при нарушении слуха?

Чем отличается развитие речи при нарушении зрения?

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.

3. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.

8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

Тема 8. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм

Вопросы для подготовки:

Классификация состояний аутизма.

РДА Каннера, РДА Аспергера.

Особенности познавательной сферы при РДА.

Особенности деятельности и личности при РДА.

Диагностика и коррекция при РДА

Литература:

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000.

3. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

Тема 9. Диагностика нарушений в развитии

Вопросы для подготовки:

Основные принципы диагностики нарушений в развитии

Основные направления диагностики.

Метод клинической беседы и изучения истории развития ребенка.

Методы и методики изучения познавательной сферы, возрастные нормы.

Методы и методики изучения деятельности, возрастные нормы.

Методы и методики изучения эмоционально-волевой сферы, возрастные нормы.

Литература:

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.

4. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

Темы рефератов

1. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость

2. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР

3. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции

4. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка

5. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка

6. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм

7. Диагностика нарушений в развитии

8. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

2. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. М., 1973.

3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. М., 1983.

4. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984

5. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нрушением зрения. - М.,1990.

7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

12. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М., 1995.

13. Нейтиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.

14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.

16. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

Дополнительный

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.

3. Банщиков В.М. Медицинская психология. М., 1967.

4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.

6. Босния Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1988.

7. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. - М., 1990.

9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.

10. Воспитание и обучение слепого школьника. М., 1964.

11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.

12. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.

13. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 1984.

14. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

15. Дьячков А.И. Дифектологический словарь. М., 1970.

16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

17. Зенцова М.И. Учителю о ветвях с нарушением зрения. М., 1973.

18. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.

19. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

20. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

21. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология, 1995. № 1. С. 42 – 46.

22. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.

23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

24. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. М., 1990.

25. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

27. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.

28. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. М., 1978.

29. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.

30. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № 6. С. 82 – 90.

31. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш пед. учеб. заведений/Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

32. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.

33. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. – С.10 – 17.

34. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

35. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

36. Плахова Н.А. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками// Дефектология. 1995. № 5. С 39 – 44.

37. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. М., 1996

38. Психология глухих детей/Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М., 1971.

39. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001

40. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.

41. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.

42. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.

43. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1990.

44. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

45. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.

46. Специальная школа. Выпуск 3-6. М., 1967.

47. Тисней М.К. Дети с недостатком развития. М., 1988.

48. Фармакотерапевтические основы реабилитации психических больных. М., 1989.

49. Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. № 1. С. 24 – 29.

50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.

51. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.

52. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.

53. Энциклопедия детского невролога. Белоруссия, 1993.

54. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.

55. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменой речи у учащихся общеобразовательной школы//Дефектология. 1994. № 3.

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Наши рекомендации