Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Достоинства и недостатки дифференцированного и интегрированного обучения

Тип школы Преимущества Недостатки
Основная (массовая) Приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к лучшей работе; здоровые дети влияют на больных. Помогая им; школы находятся вблизи от места жительства больного ребенка, он не теряет контакта с микросоциумом. Постоянное побуждение к действиям и конкуренция, приводящие к потере инициативности, снижению самооценки и замкнутости; недостаточные условия для сосредоточения из-за большого количества учеников в классе; отсутствие специальной техники и рекомендаций для учителя; изоляция ребенка во время урока; возможны насмешки одноклассников из-за дефектов; выполнение заведомо трудных для ребенка правил и заданий не стимулирует его к дальнейшей работе; неравномерность усвоения школьной программы и дополнительная нагрузка на ребенка при амбулаторном лечении или коррекционных занятиях; повышенная нагрузка на учителя, вынужденного посещать специальные курсы.
Специальная (коррекционная)_ Адекватная оценка деятельности ученика и соответствующие требования к нему повышают уверенность в себе, так как ребенка не сравнивают с лучшими учениками; пониженная наполняемость в классе позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе и создавать условия для концентрации внимания; осуществляется специальная помощь благодаря особым методам и формам организации учебной работы; учет индивидуальных особенностей учебной деятельности (темп работы, повышенная утомляемость и др); тесная взаимосвязь между специальным лечением и педагогическим воздействием; специальная подготовка учителя Изоляция, социальная дискриминация; отсутствие ориентации на коллектив здоровых сверстников; в малой группе ребенок не имеет возможности развивать коллективные устремления; отсутствие положительных примеров; транспортные проблемы посещения специальной школы; изоляция по месту жительства; из-за различных трудностей в обучении в классе возникают разнородные группы учащихся.

СЕМИНАР № 8. Дети с церебральным параличом.

Цель: знакомство с определением, этиологией и основными формами церебрального паралича.

Основные психологические понятия по теме:

Атонически – астатическая форма (мозжечковая) –характеризуется низким мышечным тонусом.

Гемиплегия –поражение либо правой, либо левой половине тела.

Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) –одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.

Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.

Гиперкинетическая форма –двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.

ДЦП –это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.

Двойная гемиплегия –самаятяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях

Диплегия (параплегия) –поражение либо верхних, либо нижних конечностей.

Моноплегия –редко встречающееся поражение одной конечности.

Мышечная ригидность –повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.

Спастическая диплегия – двигательныенарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.

Тетраплегия-общее поражение всех четырех конечностей.

Тики –неожиданные, быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся автоматизированные мышечные сокращения.

Тремор –дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.

План:

1. Психическое развитие при церебральном параличе.

2. Олигофрения у детей с ДЦП

3. Особенности личностного развития у детей ДЦП.

4. Коррекционно-психологическая работа с детьми ДЦП

Вопросы для самопроверки

1. Определите понятие «детский церебральный паралич».

2. Укажите основные причины ДЦП.

3. В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?

4. Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП

5. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

6. Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.

7. Каковы особенности личности у детей с ДЦП?

Литература

1. Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.

3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.

4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332

5. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

1. Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.

Наши рекомендации