Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации

К сожалению, как бы мы ни готовились к чрезвычайным ситуациям, они происходят, они всегда неожиданны и требуют незамедлительного действия.

Что может сделать образовательное учреждение?

· Заверить учащихся в том, что о них позаботятся и что педагогический коллектив готов к выпавшему на его долю испытанию.

· Поддерживать стабильность в школе.

· Обеспечить родителей и учителей необходимой информацией.

· Школьные психологи должны быть готовы к оказанию поддержки и консультированию в случае необходимости.

· Выделить время для обсуждения случившегося.

· Направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, дезадаптивным поведением на дополнительную консультацию к специалисту.

· Поставить в известность родителей.

· Предоставить возможность для осуществления помогающих действий.

· Обратить внимание на детей, недавно переживших тяжелое, травматическое событие, осуществить дополнительную поддержку и помощь.

· Не допускать ярлыков и обвинений.

· Помнить, что реакция на травматическое событие зависит как от индивидуальных, так и от возрастных характеристик детей.

При организации мероприятий по ликвидации последствий кризисной ситуации, необходимо помнить о том, что все шаги должны совершаться по хорошо продуманному плану.

В группу, принимающую план действий по ликвидации последствий, входят: руководитель образовательного учреждения, заместители, представители школьной службы безопасности, консультанты, учителя и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных работ. Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место и ответственных за проведение мероприятий.

Своевременная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий.

Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей работы, в том числе и для психологического сопровождения УВП. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования.

Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы.

Первый - принцип опора на развивающее образование, главная цель которого – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

Второй принцип, исходя из которого, необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта УВП; реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получать ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Третий принцип – помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуации и выбирать соответствующее поведение.

Основными методически-организационными условиями осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются:

1.Проведение системы психических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

2.Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического воздействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

3.Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

4.В каждой из программ помимо содержательных задач отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества.

5.В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.

6.Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

Рекомендации:

1. Руководителям ОУ создавать условия для благоприятного психологического климата в образовательных учреждениях.

2. Педагогам – психологам:

· Подготовить и провести семинар для педагогов по теме «Психологическая безопасность образовательной среды» (согласно годового плана работа СПП)

· Проводить мероприятия по проектированию развивающей среды в школе (Неделя школьной психологии, Неделя психологического здоровья, Неделя семьи, Неделя профориентации и др.)

· Проводить два раза в месяц психологические обходы классов, с целью изучения психологического климата

· Проводить занятия с учащимися по профилактике психологического здоровья.

· Систематически пропагандировать для родителей тему «Психологическая безопасность в ОУ»

· Оформлять стендовую информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991.

2. Алиев Х. Ключ к себе. — М.: Молодая гвардия, 1990.

3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. — Москва–Тула, 1993.

4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – С-П.:Речь, 2002 г.

5. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — СПб., 1911.

6. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — Пг.: Колос,1921.

7. Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995.

8. Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога образования. Диссертационное исследование. – М., 1999.

9. Василюк Ф.Е. Пережить горе / В кн: О человеческом в человеке. — М., 1991.

10. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.

11. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988.

12. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: Петрополис, 1998.

13. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении.- М.: Генезис., 2007 г.

14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

15. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб.: Питер Пресс, 1996.

16. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации.- М.:Генезис, 2006 г.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общения в психологии. — М.: Педагогика, 1973.

18. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993.

19. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993.

20. Шадура А.Ф. Концепция психологической реабилитации личности // Деп. ИРЛ РАО. М., 1993 — 45 с.

21. Шадура А.Ф., Мамедова Г.Ю. Дети, опаленные войной: Психологическая реабилитация. — Народное образование, № 4, 2002.

Приложение

Наши рекомендации