Основные тенденции в перестройке методов обучения в высшей школе.

В старых работах учебная деятельность рассматривается как подготовительная к труду деятельность. В настоящее время считается, что учебная деятельность – это самоценная деятельность, включающая в себя и игровую и трудовую деятельность; продуктивная деятельность, имеющая творческий характер. Учение связано не только с содержанием социального опыта, обязательно включает в себя процесс самоорганизации личности, ее личностный рост.

Усвоение нового материала:

Метод создания проблемных ситуаций.

Ориентировочный этап.

Собственно усвоение – материальный, материализированный

речевой: действие с предметом заменяется речью

внутренняя речь

действия во внутреннем плане

Талызина и сотрудники работают над внедрением метода поэтапного формирования в Высшей Школе.

Поиск инвариантного знания – выделение в каждой области такого знания, которое наиболее обобщено, устойчиво. Чем менее формализовано это знание, тем труднее выделить это знание.

Виды инвариант:

Предметные или специальные – собственно закономерности, факты данной изучаемой науки.

Логические – логические операции и приемы мышления, являющиеся общими для всех.

Психологические – умение планировать собственную деятельность, контролировать ее ход, оценивать результат и эффективность.

4. Охарактеризуйте специфику содержания психологии как гуманитарной дисциплины.

Вообще, все науки делятся на 4 вида:

Естественные

Общественные

Гуманитарные

Технические

На мой взгляд, психологию можно отнести как к естественным, так и гуманитарным дисциплинам. К естественным, потому что это наука о человеке, его психике, особенностям его поведения и взаимоотношения с другими людьми. Также, психологические исследования, в ходе эксперимента, могут быть подвергнуты и математическим измерениям (например, статистикой). Однако, в психологии присутствует часть такого знания, которое больше относится к области гуманитарных наук. Это – прежде всего исследование продуктов творческой деятельности человека, с целью определить основные закономерности функционирования основных познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, ощущений, воображения. Также, это может стать неплохим материалом и для диагностики состояния «души» человека», т.е. актуального психического состояния (эмоции, воля, сама личность).

Как соотносятся предмет науки и учебный предмет.

Предмет науки – это то, чем непосредственно занимается наука, например, предметом науки биологии является изучение закономерностей жизнедеятельности различных форм организмов.

Учебный предмет – это, прежде всего, усвоение уже готовых, открытых наукой законов и закономерностей функционирования объекта изучаемой области научного знания.

6. «Модель специалиста» – в чем значение разработки этого понятия.

Модель Талызиной:

1-ая группа задач – задачи века – должны решать все специалисты вне зависимости от профессии и страны. Организация деятельности с точки зрения ее коллективного характера. Постоянное повышение квалификации.

2-ая групп задач – решение задач, специфических для данной страны.

3-я группа задач – решение собственно профессиональных задач:

а) исследовательские

б) практические

в) педагогические

Значение разработки понятия «модель специалиста» состоит в попытке дать адекватный ответ на извечный вопрос о личности педагога, о методах обучения и воспитания, которые он должен применять на практике. В дальнейшем такая модель может быть применена при обучении студентов – педагогов в качестве одного из критериев их профессиональной подготовки.

Формы преподавания.

Лекция – монолог

Лекция – монолог с элементами эвристической беседы

Лекция вдвоем

Лекция-визуализация

Семинар

Лекция – пресс-конференция

Тренинг

Практические занятия (практикум)

Перечислите требования к проведению лекции (параметры оценки качества).

Важнейшей задачей преподавателя является оказание всяческой помощи студентам в усвоение учебного материала (в том числе и в конспектировании). При этом в работе преподавателя оценивается:

содержание лекции

методика лекции

руководство работой студентов

лекторские данные

результативность лекции

Содержание лекции.

Идейная направленность – присутствие мировоззренческих идей, методологических вопросов, сравнение основных концепций, подходов к той или иной теме.

Проблемный характер – нацеленность на постановку вопросов, активизирующих мыслительную деятельность.

Содержание лекции и содержание учебника не должно совпадать по многим параметрам. Необходимо по ходу лекции подчеркивать связь излагаемого материала с уже пройденным и устанавливать межпредметные и внутри предметные связи на будущее.

Методика лекции.

Должны присутствовать: четкая структура и логика изложения, сообщение литературы к теме, доступность и разъясняемость всех понятий и терминов, использование приемов закрепления материала, включение вопросов на понимание, подведение итогов, использование технических средств обучения.

Руководство работой студентов.

Напоминание о конспектировании, контролирование выполнения заданий, обучение методике ведения записей, просмотр конспектов, использование приемов поддержания внимания в виде прямых обращений, шуток и т. д., разрешение/неразрешение задавать вопросы из аудитории.

Лекторские данные.

Включают знание предмета, идейную убежденность, эмоциональность, голосовые данные, дикция, речевые данные, внешний вид и умение держаться перед аудиторией, умение видеть аудитория и устанавливать с ней контакт.

Результативность лекции.

Учитывается ее информационная ценность, воспитательное воздействие (активизация слушателей, ориентировка на дальнейшие достижения в этой области).

9. Какие разделы должна включать методическая разработка лекции.

Методическая разработка лекции должна включать:

Тема лекции: обоснование выбора темы:

определение места и значения темы в системе целого курса

отбор библиографии по теме лекции (для преподавателя и слушателей).

Формы организации лекции:

описание аудитории, которое должно включать в себя характер и уровень подготовленности слушателей

цель лекции (основной замысел, идея лекции, вид: дидактическая или методическая)

задачи лекции (информативные, аналитические, системообразующие, творческие). Здесь имеет значение, какие из задач и в какой последовательности будут предложены слушателям, какие средства нужны слушателям для решения поставленных задач.

организационная форма (монолог, монолог с опорой на визуальные средства, монолог с элементами эвристической беседы и пр.).

Содержание лекции.

план лекции

конспект лекции (в нем выделяются вопросы, адресованные к аудитории).

Перечислите требования к организации и проведению семинара в курсе психологии.

Наличие целенаправленности.

Постановка проблемы, связь между лекцией и семинаром.

Планирование.

Постановка главных вопросов, последовательно раскрывающих содержание материала, обсуждение журналов, новых исследовательских данных.

Организация семинара.

Содержательный анализ семинара. Заполненность высказываниями преподавателя и суждениями студентов.

Стиль поведения.

Поощрение активного дискуссионного поведения или применение консервативного метода.

Отношение преподавателя к студентам.

Управление работой в группе.

Организация работы одного или двух студентов или более широкой аудитории.

Какие аспекты включает понятие «лекционное мастерство».

Доскональное знание своего предмета, умение хорошо ориентироваться в материале.

Хорошая осведомленность о последних достижениях в области изучаемой науки и смежных с ней специальностях.

Умение четко, грамотно и доступно формулировать свои мысли.

Эмоциональное отношение к излагаемому материалу.

Умение вызвать интерес у аудитории, найти с ней контакт и поддерживать его в течение всего занятия.

Умение включить в работу большую часть аудитории.

Умение умещать излагаемый материал в отведенные для этого временные рамки.

Умение «держаться» перед аудиторией, хорошая дикция, достаточно сильные голосовые связки, неплохая физическая форма.

Наличие хорошей памяти, которая позволяет вести свой предмет «без бумажки».

Какие инновационные тенденции в организации лекций вы можете назвать.

Тенденция к большему использованию так называемых «информационных технологий» в процессе лекции (Интернет, телевидение, радио).

Внедрение в процесс обучения балловой (рейтинговой) системы.

Охарактеризуйте функции контроля при обучении психологии.

диагностические – процесс выявления и оценки учебной (иногда общественной) деятельности студента. Целью здесь служит получение обоснованной информации о становлении специалиста и необходимых коррективах.

обучающая – приучение к последовательной, целенаправленной работе, улучшение знаний.

Другая классификация функций контроля:

оценки и санкционирования, т. е. качественный анализ успешной деятельности и комплексная оценка баллом.

побуждение и регулирование, т. е. акцент ставится на познавательную личностную мотивацию.

Перечислите формы организации контроля при обучении психологии.

семинары, контрольные, отчеты, контрольные, коллоквиумы, устные опросы, защита курсовой и диплома.

По времени проведения: текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии.

Сообщение наиболее полного списка, подлежащей изучению по данному курсу, литературы.

Обозначение критериев выставления отметок на зачете или экзамене.

На заочном отделении также необходимо прочитать краткие, но достаточно насыщенные информацией лекции, на очном – более развернутые

Выдать экзаменационные вопросы на руки студентам.

Выдать необходимые методические материалы по данному курсу или указать координаты их местонахождения.

Какие способы активизации познавательной деятельности вы можете предложить.

– Эмоциональное и неравнодушное отношение лектора не только к своему предмету, но и к происходящим вокруг него событиям, общественного масштаба. Умение «привязывать» окружающую действительность к изучаемой науке.

Широта кругозора лектора, богатый жизненный опыт.

Умение лектора находить контакт с аудиторией, не быть «неприступным».

Дайте определение понятию «педагогическое общение».

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя и учащегося на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического между педагогом и учащимся.

Характеризуется:

тройственной направленностью

полиинформированностью

высокой степенью репрезентативности

Особенность педагогического общения: связано со становлением отношений «субъект – субъект».

Специфичность педагогического общения в его тройственной направленности:

На учебное взаимодействие

На учащегося

На предмет освоения

Перечислите типы барьеров в педагогическом общении.

Барьеры появляются в неадекватной ситуации общения, характеристике деятельности, уровне психологического комфорта, эмоциональном самочувствии. Основными областями затрудняющими общение являются:

этносоциокультурная

статусно-позиционно-ролевая

индивидуально – психологическая и возрастная (позиция учителя, особенности ученика, принятие друг другом).

Типы барьеров:

Эффект ореола

Эффект первичности

Эффект новизны

Эффект стереотипизации

Особенности когнитивного стиля (память, мышление, восприятие и т. д.).

Экстраверсия – интроверсия

Тема 7. Мотивация.

Мотивация учащихся.

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее формирова­ние – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче­ника. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз­вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлин­ное изучение и диагностика осуществляются в ходе форми­рования. Само по себе формирование является целенаправ­ленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формиро­ванию, и с теми планами, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не сле­дует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, из­вне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва­ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюде­ния за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благода­ря чему учитель может делать достаточно достоверные вы­воды, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осущест­вляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо ис­ходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных от­ношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конк­ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Она означает определение оптималь­ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь­шие успехи, проявляет больший интерес, добивается ни­сколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Формировать мотивацию – значит не заложить го­товые мотивы и цели в голову учащегося, а поста­вить его в такие условия и ситуации развертывания актив­ности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого уче­ника.

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

- подготовить методику изучения мотивации учащихся

- провести исследование

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

Исследование проводилось на базе начальной школы № 14 г. Мурманск в классах 1Б (возраст 6-7 лет), 2Б (7-8 лет), 3Б (8-9 лет). В качестве инструмента исследования была использована анкета.

Наши рекомендации