Индивид личность индивидуальность

(врожденный, присвоение соц. опыта духовный, культурный

природный, представитель конкретного обществасамостоятельно опирается

приспособление)

новорожденный
дети маугли

«человек рождается индивидом, личностью становится, а индивидуальность отстаивает»

А – индивид

Б - личность

В – индивидуальность

Личность =А+Б+В (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев)

В этом варианте представлено самое широкое понимание понятия личность, которое, по сути, означает, что это субъект активности 3 сфер существования. Где природное, социальное и культурное взаимодействуют, взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.

Личность=Б+В, где А – условие становления человека как личность.(А.Н.Леонтьев). Для этого варианта понимание личности важно учет два рода психических свойств: а) социально типические (национальный характер) , б) социально индивидуальные

А.В. Суворов.

Личность = В, где А, Б- условия становления личности. Согласно этой позиции личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации, когда поступок может либо нарушить культурный запрет, либо нет. В этом случае человек рассматривается как личность только в ситуации выбора. (Асмолов)

А.Н. Леонтьев.впервые в науке ввел такое значимое понятие как «рождение личности».Два рождения. 1- 3,4, года, 2- подростковый возраст.

Индивид (от лат. individuum - неделимое) - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода;

отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. Человек в момент рождения - это индивид, индивид - это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.

Индивид - человек обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего так и внутреннего характера.

Возможно, понятие "индивид" стоит противопоставлять понятию "личность". И то, и другое - про человека, но индивид - один из многих, зависимый от общества, а личность - идущий своим путем, живущий свободно.

Индивид - совсем не обязательность индивидуальность. Индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других.

Личность - человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Личность - это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. Личностные изменения - это внутренние, глубинные изменения в человеке. Личность можно расти, можно личность развивать, иногда важнее всего личностью просто быть. Личность иногда нужно лечить, на личность можно влиять и личность можно форматировать. Для всего этого есть разные средства и формы: для себя - самостоятельное самосовершенствование, использование методов самоорганизации, личностные тренинги, для других - воспитание, перевоспитание, психотерапия, управление.

Индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других. Если понятие "личность" трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных от других особей свойств, то личность то же самое, что индивидуальность. При других трактовках эти понятия различаются. Если личность может осознанно выбирать свой путь и свою индивидуальность, индивидуальность становится уже чертой личности, а не просто чертой особи.

17)Проблема мотивации личности ,характеристика основных понятий психологии мотивации. Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.

Побуждение - желание или намерение сделать что-нибудь.

Потре́бность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от ситуационных факторов.

Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.

18)Психология самооценки подходы к пониманию, функции, виды.

Ориентировочная основа
По теме: «Характеристика самооценки, механизмы и условия ее формирования»
1.Что такое самооценка?
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
2.Какие главные функции выполняются самооценкой?
Главными функциями, которые выполняются самооценкой, являются: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
3.В каких формах функционирует самооценка?
Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной. Первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств.
4.Какова структура самооценки?
Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Эмоциональный — отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.
5.Когда проявляется?
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

19)Общая характеристика уровней притязания: подходы к понимания ,функции, виды.

Ориентировочная основа
По теме: «Характеристика уровня притязания»
1.Где и для чего был введён термин «уровень притязания»?
Термин "уровень притязаний" был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина (на основе работ Т. Дембо) для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
2.Когда формируется УП?
УП формируется только в определенном интервале сложности: это средний сектор, очерчиваемый рамками "очень легко - очень трудно" ("зона средней субъективной сложности").
3.Когда наблюдается повышение и понижение УП?
Повышение УП имело место после полного успеха, понижение - почти исключительно после ряда неудач.
4.На какие группы К.Левин разделил УП?
К. Левин сделал попытку первичной классификации детерминант УП, разделив их условно на ситуационные или временные и стабильные.
5.Что является важнейшей детерминантой формирования притязаний?
К. Левин всячески подчеркивает роль в этом процессе социальных влияний, считая их важнейшей детерминантой формирования притязаний, начиная с самых ранних этапов их становления, показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения.
6.Что представляет УП?
УП способен представить собственно уровень трудности намечаемых человеком задач, подход к их решению, реакцию на успех и неуспех, коррекцию выбора в зависимости от уровня достижения, адекватность линии поведения, отраженной в стратегии выбора, а, следовательно, продуктивность отработанной тактики, наконец, степень ее лабильности или устойчивости.

Ориентировочная основа
По теме: «Особенности взаимосвязи самооценки и уровня притязания»
1.Чем самооценка связана с УП?
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит.

Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо УП, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а УП считается ее выражением.
2.Что продуцирует соответствие и несоответствие самооценки и УП?
Соответствие самооценки и УП по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция высотных показателей самооценк

Ф. Хоппе обнаруживает, что оценка индивидом степени успешности или неуспешности его действия не связана жестко с конкретным результатом, т.е. эффект действия психологически не есть нечто данное. Такой эффект детерминирован не столько объективным достижением, сколько тем, решена или нет поставленная человеком задача. Последнее означает, что (согласно исследованиям Хоппе) оценка исполнения определяется соотношением избранного УП и фактического результата. Если он достигает намеченной цели или превышает ее, действие расценивается как успех, если исполнение не достигает цели - как неудача. Таким образом, один и тот же результат может быть успешным или неуспешным в зависимости от УП настоящего момента. При отсутствии цели произведенный акт остается нейтральным в оценке.

При этом для каждого испытуемого зона действий, эффект которых способен вызвать позитивную или негативную реакцию, достаточно ограничена и более или менее специфична, иначе говоря, УП формируется только в определенном интервале сложности: это средний сектор, очерчиваемый рамками "очень легко - очень трудно" ("зона средней субъективной сложности"). Вне этой зоны, где пробы слишком сложны или слишком просты, результат действий оценивается в соответствии с содержанием задания как объективная данность, не сопровождаясь эмоциональным переживанием. Слишком легкие задачи исключаются из нормы оценки, будучи несовместимыми с достоинством субъекта, слишком трудные - как реально невыполнимые. В исследованиях Ф. Хоппе имеется ремарка: повышение УП имело место после полного успеха, понижение - почти исключительно после ряда неудач. Это означает, что изменение притязаний обычно сопровождает не единичный успех или неудачу, а следует только после двух-трехкратного, т.е. относительно устойчивого повторения позитивного или негативного результатов. Переживание успеха имеет место там, где вероятна неудача (заранее неуверен)

С момента введения концепта УП в психологический обиход в литературе накопилось довольно много различных частных определений УП. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им феномена. По представлениям В.Н. Мясищева, УП - это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке Б.Г. Ананьева УП связан с оценочными потребностями, будучи притязаниями на оценку. Для Е.А. Серебряковой УП - это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком.

И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболее общего понимание УП, близкое к исходному, при котором рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых объектом целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается и за рубежом, и в отечественной психологии. В таком определении значимым является представление об УП как о важнейшем личностном образовании, своеобразном индикаторе способа целеполагания субъекта.

К. Левин сделал попытку первичной классификации детерминант УП, разделив их условно на:

Ситуационные или временные Стабильные (социально-психологические и личностные)
тенденция к повышению притязаний после успеха и снижение юс вслед за неудачей - изменения Социально-психологические: культурные факторы (например, людям западной культуры присущ вектор, направленный вверх в выборе целей - склонность намечать задачи, превосходящие полученный результат, сохраняя свои высшие достижения вплоть до лимита способностей)   групповые стандарты (испытуемые оценивали результаты собственных действий относительно достижений других лиц или группы в целом, к которой они себя причисляли)   прошлый опыт   влияние норм референтной группы (в том числе семьи)
перенос - своеобразную транспозицию или проекцию успешного и неуспешного опыта, достигнутого в одной задаче или части эксперимента, на другую.
ранг трудности
процессуальные характеристики (особенности инструкции, содержание задач или тип исследуемой способности, характер социальной ситуации, элемент соревнования)
отношение испытуемого к исследованию (степень значимости для субъекта выполняемой деятельности, отношение испытуемого к эксперименту и экспериментатору, эмоциональный настрой испытуемого) Личностные: честолюбие, чувство собственного достоинства, смелость перед лицом действительности, самонадеянность, а также предусмотрительность, осторожность, страх неполноценности; настойчивость, упорство, непостоянство, медлительность, фиксация на себе; особенности мотивации (удерживать притязания на большой высоте, ставить цели, близкие к реальному исполнению, и избегать неудачи) соотношение УП и характеристик интеллекта (чем выше интеллектуальные возможности (IQ по тесту Векслера), тем выше УП, и наоборот. При некоторых формах интеллектуального снижения нередко встречается неадекватно высокий УП); темперамент (Я. Рейковский устанавливает, в частности, что занижение УП характерно для т.н. перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения).

Таким образом, зависимость УП от многочисленных детерминант свидетельствует о чрезвычайной сложности этого конструкта.

К.Левин обсуждает проблему генезиса УП. Прежде всего, выясняется момент первого проявления притязаний. Как оказалось, в рудиментарном виде УП имеется уже к 2-3 годам. Он выражается в стремлении ребенка выполнить какую-либо деятельность самостоятельно, без помощи взрослых. Детское желание все сделать самому расценивается как фаза, предшествующая развитию истинных притязаний. Рудиментарным этот уровень был назван потому, что ребенок еще не в состоянии оценить достигнутый результат. Истинный УП отличается от рудиментарного тем, что при первом могут быть вычленены уровни достижения. Развитие УП от 3 лет и далее идет по линии нарастания зрелости притязаний. К. Левин всячески подчеркивает роль в этом процессе социальных влияний, считая их важнейшей детерминантой формирования притязаний, начиная с самых ранних этапов их становления показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения. Любопытно, что все особенности УП взрослых можно найти при идентичной экспериментальной ситуации уже у 8- летних детей. Однако в ситуации фрустрации дети дают выраженную регрессию на более низкий уровень зрелости притязаний.

Для К. Левина притязания - это одно из важнейших образований личности, обусловливающих ее активность, детерминирующих многие аффективные процессы, способные не только определять поведение человека, но и формировать черты его характера. УП традиционно наделяется значением личностной характеристики, а диагностика притязаний считается одним из методов изучения личности.

УП способен представить собственно уровень трудности намечаемых человеком задач, подход к их решению, реакцию на успех и неуспех, коррекцию выбора в зависимости от уровня достижения, адекватность линии поведения, отраженной в стратегии выбора, а, следовательно, продуктивность отработанной тактики, наконец, степень ее лабильности или устойчивости.

20)Особенности взаимосвязи уровня притязания и самооценки.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребёнок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.

Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Наши рекомендации